Вчера на трассе Jerez de la Frontera на юге Испании завершились последние предсезонные тесты "королевского" класса чемпионата MotoGP. Как и предполагалось до их начала, лучшее время в заключительный третий день тестов показал действующий чемпион Кейси Стоунер, но, обо всем по порядку…
В первый день тестов (пятницу) разменять 1:40 удалось лишь четверым гонщикам – в полном составе преодолели эту отметку заводские Хонда и Ямаха. Чемпион 2010 года Хорхе Лорензо весь день провел на лидирующих позициях. Как и планировалось, он работал с электроникой своей YZR-M1, пытаясь добиться большей скорости на разгоне. Лучшего времени он добился на 46 из 76 кругов - 1:39.419. "Сегодня был очень длинный день. Мы начали в 10:00, а закончили в 18:00 и проехали очень много кругов. Нам было важно сравнить байк после Сепанга, т.к. это разные трассы. Здесь больше поворотов и в целом, трек более медленный. Управлять здесь литровым прототипом сложнее чем 800-кубовым. Мы в ТОП3 и довольны своей скоростью".
Это время позволило оставаться испанцу лидером почти до самого конца дня, когда Стоунер на своем последнем пятьдесят четвертом круге не "просвистел" за 1:39.146, показав всем, кто "в доме хозяин". Этим рывком австралиец обошел и своего партнера по команде Дани Педросу, который показал третье время дня с отставанием +0.433с. "Неплохой день" – прокомментировал австралиец. "С утра мы работали с мягким комплектом шин и постепенно улучшались. Дело тут не только в нашем прогрессе, лучше становились и условия полотна. Потом мы поставили жесткие и провели сравнение шин. Полученные результаты очень похожи на сепанговские. Мы попробовали некоторые идеи с шасси, т.к. не достаточно быстр в повороте, но в целом оно работает хорошо, особенно в конце ресурса резины. На последнем выезде мы одели новую заднюю мягкую шину и сделали быстрейший круг".
Педроса работал над улучшением торможения RC213V, которое остается единственной, не до конца решенной проблемой Хонды после перехода на литровый двигатель. Он отметил, что они не испытывали таких серьезных проблем с чаттерингом как в Сепанге, но связал это с особенностью трассы в Хересе.
Замкнул четверку второй пилот заводской Ямахи Бен Спис, отставший от результата лидера Хонды на ощутимые 0.838с. "Херес не очень подходит мне, так что мы довольны результатом. Поработали с шинами, провели моделирование гонки, проверили расход топлива. Это был хороший день".
Третья заводская команда – Дукати – продолжает испытывать трудности. Хотя говорит все больше Росси (9й, +1.774), результаты уже который раз показывает Хейден (6й,+1.366). Росси: "Мы решили сегодня некоторые вопросы, но не решили главного! У нас все еще остаются серьезные проблемы со входом в поворот, особенно в быстрых. Я очень много теряю там. Не удается быстро нагрузить переднюю вилку на входе в скоростные повороты, я теряю в скорости прохождения и на выходе. Поэтому у нас такой далекий от лидеров результат. Лишь к вечеру нам удалось найти нужные настройки, но резина уже была достаточно изношена, да и трек после 17:00 стал стремительно остывать. Попробуем проверить это завтра. Ники сегодня был лучше и мы также должны сократить отставание". Хейден: "Сегодня я наконец на 100% здоров и было классно поработать впервые с начала сезона в полную силу. Я закончил день шестым, но отставание пока слишком велико. Мы не можем прогрессировать так же быстро, как и лидеры. Но сегодня собрали большое количество данных и попробовали миллион разных вещей, так что у нас есть несколько хороших идей на завтра".
Лучшим из сателлитов стал британец Кол Крачлоу из Monster Yamaha Tech 3. Он отстал почти на секунду, но смог на полсекунды обойти своего партнера по команде Довициосо. Из сателлитов Хонды прогнозируемо лидирует Баутиста – седьмой результат и +1.399с от лидера.
Первой победой можно назвать выступление CRT команд. Де Пунье опередил обоих пилотов сателлитов Дукати - Барьеру и Абрахама, отстав от Стойнера меньше чем на 2 секунды. Великолепный результат дружины Хорхе Мартинеза, прототипов Априлия и проекта CRT в целом. Вторым из CRT стал его сокомандник Алейч Эспаргаро (1:42.293), третьим – Колин Эдвардс (1:42.462). Очень неплохо завершили день и записные аутсайдеры сезона из Avintia Racing и Paul Bird Motorsport – все они проиграли Стоунеру меньше пяти секунд.
Во второй день тестов (суббота) замыслы пилотов и команд были нарушены погодой. Ночной дождик, ветер и хмурые облака утром заставили пилотов задуматься о выезде на трассу в первые часы. И пока лидеры находились в раздумьях, пилот Avintia Racing Иван Силва проехал круг за 1:43.613 и весь день оставался с ним лидером. Ведь в дальнейшем снова пошел дождь и большинство предпочло остаться в боксах. Те же, кто совершал пробные вылазки, даже близко не могли приблизиться к этому результату. Лишь в заключительный час субботних заездов трасса достаточно просохла и ряд пилотов смогли сместить испанца на шестую позицию.
Лидером дня стал Ники Хейден, в последние полчаса сумевший показать 1:40.755. "Погода просто ужасная, ведь мы хотели провести на трассе как можно больше времени, чтобы наверстать упущенное в прошлых тестах. С другой стороны, я впервые смог опробовать GP12 в дождевых условиях. К вечеру мы поставили слики, хотя на трассе были влажные места и смогли попробовать пару изменений, которые мы запланировали вчера. Учитывая сложные условия и то, что я смог улучшить вчерашний результат – это позитивный итог" – прокомментировал чемпион 2006 года. Большинство пилотов решили продолжить работу в заключительный день тестов, благо синоптики предвещали облачную, но "сухую" погоду.
К большому удовольствию пилотов, команд и нас самих, воскресный день подарил 21 гонщику премьер-класса MotoGP голубое небо и благоприятную температуру. В схожих с пятницей условиях мы получили весьма схожие результаты, ТОП5 вообще идентична! Снова весь день лидировал лидер Yamaha Factory Racing Хорхе Лорензо. Показав на своем 18 из 84 кругов 1:38.953, чемпион 2010 года приступил к работе длинными сессиями, симулируя гонку. На одном из таких стинтов, равному 26 кругам, Хорхе показал среднее время 1:40.310. "Я очень доволен. С утра мы поставили новые шины и нам удалось выехать из 1:39 на одном из быстрых кругов. Во второй день мы моделировали гонку, результаты очень хорошие. Осталось немного улучшить торможение, которое позволит нам отыграть несколько десятых" – подвел итог испанец.
Но, не он носит звание действующего чемпиона. Стоунеру снова удалось отвесить ощутимый щелчок по самолюбию своего главного конкурента, ведь его "контрольный выстрел" на последнем 61 круге был идеален - 1:38.780. Таким образом, Кейси имеет 100% результат, выиграв все три предсезонных теста и сделал более чем весомую заявку на защиту титула. Ведь кроме быстрейшего круга, которые всегда удавались австралийцу, о чем нам напоминает некоторое количество прокаченных спорткаров БМВ в личном гараже Стоунера, ему удалась фантастическая 10-круговая серия, среднее время круга в которой составило 1.39.697. "Я очень доволен сегодняшним временем круга. Но, мы еще сможем немного улучшить мотоцикл в оставшееся до старта чемпионата время. Очень радует, что мы смогли добиться определенного прогресса" – прокомментировал действующий чемпион.
Кроме этих двоих, ни один пилот не смог выехать из 1:38. Как и в пятницу, третье время дня показал Дани Педроса. Своему партнеру по команде испанец проиграл +0.377с, но и он смог похвастаться 26-круговым стинтом со средним временем круга 1:40.496. "В целом мы довольны тем, как прошли тесты. Сегодня мы проехали много кругов и добились большего понимания относительно расхода топлива".
Бен Спис вновь оказался на четвертой строчке итогового протокола. Несмотря на то, что он смог улучшить свое собственное время, его отставание от лидера снова превысило полсекунды. "Я доволен тем , как прошли тесты. И Хорхе, и я методично работали над рядом различных параметров. Думаю, к Катару мы подготовим хороший мотоцикл. Некоторые вещи, бывшие проблемными для нас в прошлом сезоне, удалось улучшить. Мы не можем сказать, что они полностью исправлены, пока не побываем на большем количестве трасс, но мы довольны балансом байка и он очень конкурентоспособен" – подвел итог чемпион WSBK.
Продолжил удивлять еще один выходец из супербайка - Кол Крачлоу. Британец не только обошел своего более именитого сокомандника Дови, заводские Дукати и остальных пилотов сателлитов, но и отстал от Списа меньше чем на 0.1с. "Великолепно завершить тесты в ТОП5. Сегодня я использовал всего 3 комплекта шин на 83 круга, но был быстр в течение всего дня. Это показывает, что оба комплекта шин изнашиваются медленно на нашем мотоцикле. Различные настройки электроники также помогли ускориться, так что по сравнению со вчерашним днем, мы сработали очень продуктивно. Теперь мы знаем, что мотоцикл очень хорош на различных трассах. Наш прогресс был виден уже в Сепанге, но в Хересе мы должны были убедиться, что мотоцикл будет хорош на более компактной трассе".
| |
Росси наконец добился давно ожидаемого прогресса, о чем говорит его шестое время с отставанием чуть менее секунды и слова самого 7-кратного чемпиона "королевского" класса: "Сегодня мы поехали гораздо лучше и я рад… мы рады. К сожалению, мы ошиблись с настройками шасси во вторых тестах в Сепанге и потеряли из-за этого пятницу. Дождь украл у нас субботу, но сегодня мы наконец смогли работать весь день. Шаг за шагом мы шли к этому результату – я шестой со временем 1:39.733 и это действительно хорошее время, учитывая, что нам удалось полноценно отработать лишь 6-7 дней. Мы изменили настройки, сначала сзади, а потом и спереди. Теперь я снова могу хорошо заходить в поворот, а значит, могу атаковать немного больше. Хотя, мы очень хорошо знаем, что нам предстоит еще долгий путь. Но, глядя на результаты, можно уверено заявить - мы готовы к первой гонке".
На седьмом и восьмом местах расположились сокомандники британца и итальянца – Дови и Хейден. Андреа:"Сегодня мы проделали отличную работу, во многом благодаря моей команде Tech 3, которая напряженно трудилась. После проблем с желудком в пятницу и вчерашнего дождя, наконец смогли проехать необходимое количество кругов, чтобы понять потенциал Ямахи на совершенно ином треке, чем Сепанг. Мы проделали хорошую работу по улучшению стабильности байка на выходе из поворота и это очень важно на таких медленных треках как Херес. Мы улучшили ситуацию со скольжением и нестабильностью на выходе из поворота. Я был бы быстрее, но использовал софт сзади только в последние 30 минут. Еще немного времени и мы бы были в ТОП6". Ники: "Сегодня мы кое-что попробовали и узнали в поведении мотоцикла. Я не в восторге от своих результатов, потому что думал, что буду быстрее, но мы столкнулись с проблемами при прохождении быстрых поворотов. Но все же, я чувствую себя гораздо лучше, проведя полноценные тесты и лучше поняв мотоцикл".
| |
Остальные четверо пилотов команд-сателлитов смогли отбиться от нападок дебютантов из CRT, сохранив за собой четыре следующие позиции. Баутиста (9й, +1.237): "Не лучший наш день. Хорошо начали утром, попробовали некоторые решения с электроникой, поработали с обоими типами шин Bridgestone, попытались нащупать уверенность. Но во второй половине дня, когда мы приступили к моделированию гонки, я дважды упал. Дважды перед уходил без явных причин и я до сих пор не понимаю, что случилось. После этого, ни о какой уверенности не было и речи, и я не смог атаковать по полной". Штефан Брадль (10й, +1.318): "После вчерашней непогоды у нас было много вещей, которые предстояло проверить сегодня. Успели поработать с маятником, настройкой передней вилки, добились большей стабильности на торможении. В итоге получили отличные настройки, которые мне очень понравились".
Как и предполагалось, флагманом CRT стала Power Electronics Aspar с прототипами Априлия. Оба пилота команды добились лучших результатов из мотоциклов новой спецификации. Рэнди де Пунье снова продемонстрировал темп, сравнимый с пилотами команд-сателлитов: "Я доволен результатами тестов, ведь мы впереди всех CRT и недалеко от парней из заводских команд. Наш темп хорош и мы готовы к старту сезона".
Результаты тестов
Генеральная репетиция перед стартующим 5 апреля чемпионатом завершена. Тесты были очень показательны. Уже сейчас можно наметить основные группы чемпионата. Главные претенденты на подиумные места – гонщики заводских Хонда и Ямаха. Причем, несмотря на 100% результат, я бы не стал заблаговременно короновать Стоунера. Чемпионат длинный, трассы различны, а результаты двух лучших команд последних лет достаточно близки. За оставшиеся места в ТОП6 развернется отчаянная битва между заводскими Дукати и Tech3, в которую, я надеюсь, чуть позже, вмешаются Бау и Брадль. А вот сателлитам Дукати похоже предстоит спуститься в лигу CRT и бороться за позиции с подопечными Хорхе Мартинеза на прототипах ART. Оставшимся 7 пилотом CRT предстоит решать свои локальные проблемы, пытаясь подтянуться к лидерам новой спецификации по ходу сезона. Для этого у всех CRT есть козыри – три дополнительных литра топлива в каждой гонке и шесть дополнительных движков по ходу сезона. Возможно, в заключительной части чемпионата эти факторы значительно помогут дебютантам.
Ваш верный слуга в прошедший уик-энд подготовил видео обзоры последних предсезонных тестов классов Moto3 и Moto2, которые вы можете скачать и посмотреть. В ближайшие дни я постараюсь подготовить подобный материал и по тестам королевского класса, так что следите за обновлениями. Кроме того, LiveTalkRacing планирует дебютировать в этом сезоне с прямыми аудио трансляциями этапов чемпионата (как гонок, так и квалификаций всех трех классов). Так что оставайтесь с нами!
upd. Видео обзор MotoGP вы можете скачать здесь