Джимми Джонсон
Перед началом сезона-2011 я был абсолютно уверен в трех будущих победителях в соответствующих чемпионатах. Речь о сериях топ уровня. Это Себастьян Лёб в WRC, Джейми Винкап в V8 Supercars и, конечно же, Джимми Джонсон в NASCAR Sprint Cup. Беспрецедентная серия из пяти подряд титулов должна была продолжиться. К этому были все предпосылки.
Интересно, что каждый из трех перечисленных гонщиков на своем пути к титулу столкнулся с определенными проблемами, которые вполне могли этого титула стоить. Можно вспомнить серию из трех подряд неудачных ралли для Лёба: прокол в Германии, собственная ошибка в Австралии и отказ двигателя во Франции. Можно вспомнить Батхерст Винкапа, который чуть не потерял на Горе чемпионство. Так или иначе, в обоих случаях ситуацию разными способами удалось выправить, и итог на финише сезона был соответствующий, ожидаемый.
С Джонсоном вышла совсем другая история. Казалось, в регулярном сезоне все шло как обычно. Джимми уверенно отбирался в Чейс, Чад Кнаус работал над настройками #48. Конечно первые гонки Чейса прошли неудачно, но ничто не предвещало краха надежд. Довер же и Канзас были сигналом, что все возвращается на круги своя, к предсказуемому финалу.
Падение произошло неожиданно, на трассе, долгое время носившей имя спонсора экипажа #48. И ситуация развернулась на 180º. #48 не смогли достойно выйти из сложной ситуации. Джонсон может винить только себя. Его «спины», его ошибки смотрелись крайне непривычно, резали глаз.
Дмитрий Шканов
Валентино Росси
Претендентов было двое – Валентино Росси, 9-кратный чемпион MotoGP и Джеймс Кортни, чемпион V8 Supercars 2010 года. Оба сменили команды в преддверие этого сезона и оба не смогли продемонстрировать достойного результата, но причины этого немного разнятся.
«The DOCTOR» по окончании 2010 года осуществил мечту всех тифози – Великий итальянец в Великой итальянской команде. Проведя большую часть карьеры на технике японских производителей (Хонда, Ямаха) Росси решился на переход в Дукати и просчитался! Впервые гений Вале и его не менее гениальной команды во главе с Энтони Бёрджессом не смогли адаптировать технику под итальянца за целый сезон. Всего один подиум (третий во Франции) – этот результат даже хуже дебютного года, когда совсем юный Вале проводил первый сезон в классе 125сс и добился победы в Чехии и был третьим на ГП Австрии. Но не только плохие результаты вынудили меня отнести Росси в эту номинацию. За целый сезон «великий и ужасный» и его команда так и не смогли нащупать ту ниточку, которая смогла бы подружить уникальную Дукати и стиль пилотирования Вале. Ни замена карбоновой рамы на алюминиевую, ни кардинальное изменение других узлов прототипа не принесло положительных результатов. И перед стартом нового сезона и нового класса, с 2012 года получившего название Moto1 и 1000-кубовые двигатели, один из самых успешных пилотов за всю историю чемпионатов мира на двухколесной технике, имеет весьма облачные перспективы и кучу не решенных проблем. Впервые!
Денис Хай
Джеймс Кортни
В 2010 году Джеймс Кортни не раз демонстрировал, как надо пользоваться проблемами у соперников и как выжимать 200% из имеющихся возможностей. Поэтому, узнав о переходе чемпиона в Holden Racing Team, болельщики V8 Supercars начали представлять себе зрелищную борьбу за второй титул и сражения новоявленного чемпиона с напарником Гартом Тандером. Однако, реальность оказалась другой. Оказавшись в HRT, Кортни провёл сезон на недостойном для чемпиона уровне. Когда напарник боролся за высокие места, Джеймс чаще всего болтался где-то в середине второго десятка. Что в итоге трансформировалось в колоссальное отставание от #2 по очкам. Да, можно долго рассуждать о проклятье #22, получившей гордую "единичку" в честь чемпиона, и о проблемах во всей команде. Но это не объясняет ошибок в пилотаже, которых было гораздо больше, чем в драматичном и напряжённом сезоне-2010. Провальных гонок было так много, что те успехи, которых добился Кортни в 2011 году, низводятся на уровень "раз в год и палка стреляет". Такими выступлениями никак нельзя доказать сомневающимся легитимность своего титула. Можно только сильно испортить свою репутацию, за что Джеймс Кортни и получает победу в номинации «Провал Года».
Дмитрий Киселёв
Джимми Джонсон
Долгие месяцы у этой номинации был безоговорочный «лидер», однако ввиду того, что в NASCAR Sprint Cup чемпионат разыгрывается осенью, теоретическая возможность для сенсации оставалась. И сенсация случилась. Один миг последней ночной гонки сезона стал не просто решающей осечкой, но началом падения, которое Джимми Джонсон, похоже, даже не собирался останавливать. Несмотря на то, что Скотт Синклер остался вместе с Джеймсом Кортни, я выбираю его американского коллегу – потому что в #48 Hendrick Motorsports не поменялось вообще ничего, а вторая машина Holden Racing Team всё же закончила предыдущий год 22-й, и вряд ли в этом виноват только Уилл Дэвисон.
Джимми Джонсон, как известно, всю полноценную карьеру в Кубке выступал в одной команде и неизменно под руководством Чада Кнауса (не считая нескольких дисквалификаций одиозного крю-чифа). Они подходили к плей-офф NASCAR в ранге пятикратных действующих чемпионов, которые за всю историю Чейса проиграли его только два раза, всегда приезжали на финал «Погони» с шансами на титул и никогда не опускались ниже 5-го места по итогам сезона.
Три ошибки, две из которых закончились авариями в шести решающих гонках? О таком не могли мечтать даже отъявленные ненавистники #48! Ликуйте, ваш час настал: Джонсон впервые досрочно выбыл из борьбы за победу в Чейсе, выиграл только 2 гонки за весь год и занял 6-е место в чемпионате – однозначно худший сезон в карьере.
Фёдор Бакулов
Карл Эдвардс
Разверните статистику 2011 года, взгляните на цифры, и вы найдете его. Видите? В укромном уголке, с одинаковым количеством очков, на второй строчке... Результат, за которым таится маленький холмик, горстка песка в безбрежном море пустыни. Этот холмик не что иное, как усыпальница надежд претендента, все что он оставил после себя в том сезоне. Если забраться на этот холмик и сгрести песчинки в сторону, проступит короткая, но чертовски содержательная эпитафия - "Вегас".
Он был так близок к цели, что шутники будут рассказывать вам как его команда пачками скупала крем от загара, так как на его лице не было ни тени сомнения; что весь сезон журналисты носились вокруг него, не отходя даже когда он справлял нужду; на трассе он показывал такие стабильные результаты, что всего один раз приехал первым; особо верующие расскажут, что видели как на месте до которого он дотрагивался проявлялась надпись "здесь был чемпион". Все эти преувеличения говорят лишь о том, что он победил, но это была гонка, а не чемпионат.
Если последовательно и целеустремленно идти к определенному достижению, отсутствие поставленного результата в установленные сроки деморализует. Остановиться в шаге от золота означает, что усилия прошли даром, а время, израсходованное на трату этих усилий, никогда не восполнить. Забраться так высоко, набрать в Чейсе больше всех очков, ради того чтобы на последнем рубеже обрушиться вниз, угодив прямиком в широкую лужу собственных амбиций, что тогда по-вашему провал если не это?
Николай Малышев
Кайл Буш
Кандидатур на присуждение номинации «Провал года» было две, раз уж мы договорились, что речь пойдёт о гонщиках. Брайан Барнхарт в итоге оказался на обочине, и спор между собой повели Джеймс Кортни, про которого, кажется, уже через несколько месяцев забыли, что он действующий чемпион V8 Supercars, и, естественно, Кайл Буш, устроивший фортели в концовке сезона «Кубка «Спринт». По сути, Кайл перечеркнул всё одним поступком – выносом Рона Хорнадэя в гонке пикапов в Техасе, но именно этот ничем не обоснованный акт агрессии, помноженный на еще свежие в памяти разборки с Харвиком в Дарлингтоне или же на месть Сэдлеру в Бристоле, все в тех же траках, поставил жирный крест на всех достижениях Буша младшего по ходу сезона. Последовавшая реакция руководства NASCAR, пропуск гонки и последнее место в «Чейсе» - это всё же провал из провалов. Не имея равных по чистому таланту, Буш может похвастать сомнительным достижением: он первый гонщик, который два «Чейса» в своей карьере закончил последним. Ребят, у парня при этом четыре победы в «Кубке» в этом году! Ну, ничего, мы подождем, когда шарманка про «нового, зрелого Кайла Буша» пойдет по очередному кругу…
Иван Балахонов