NASCAR - это Национальная Ассоциация Гонок Сток-каров (National Association for Stock Car Auto Racing), проводящая целый ряд серий в Америке, главным образом в США. NASCAR была образована в 1948-м году Биллом Франсом-старшим, который поставил цель объединить гонки серийных машин под одним регламентом и общим зачётом. Колыбель NASCAR – это Юго-восток Соединённых Штатов. Штаб-квартира Ассоциации находится в Дайтоне, большинство команд базируются в Северной Каролине.
Ведущим чемпионатом NASCAR является серия Sprint Cup, которая проводится с 1949 года. Sprint Cup – современное название серии, последнее из пяти, поэтому для исключения путаницы главный чемпионат NASCAR можно называть просто Кубком.
Пожалуй, ни по одному из показателей NASCAR Sprint Cup не может считаться уникальным чемпионатом, но все они вместе образуют беспрецедентную на сегодня гоночную серию. Вот основные цифры:
количество гонок в сезоне – 36 этапов, 5 внезачётных;
количество стартующих машин и гонщиков на этапе – 43;
средняя дистанция этапа – почти 400 миль, продолжительность приблизительно 3 часа;
максимальная скорость – 337 км/ч (210 м/ч);
трассы – 20 овалов всех типов и 2 дорожные трассы.
Эволюция машин, которые продолжают формально называться «стоковыми», представляет собой большую интересную тему, но сегодня главное то, что с введением COT (машины завтрашнего дня) исключены аэродинамические различия моделей. Каркас автомобиля представляет собою стальную ферму с металлической обшивкой. Габариты 5.29 x 1.88 x 1.36 м., минимальная масса 1565 кг. В качестве дани традиции в NASCAR продолжают использоваться карбюраторные двигатели – объём 5.86 л., мощность 865 л/с – однако ходят слухи, что в ближайшие годы может быть осуществлён переход на инжекторы.
Большинство трасс можно разделить на следующие непересекающиеся группы:
Суперспидвеи – Дайтона и Талладега. Характерны обязательным использованием рестрикторов – пластин, которые устанавливаются под карбюратором, ограничивая поток смеси, поступающей в двигатель. Мощность сокращается примерно на половину, однако скорости в драфте, который образуется при движении машин друг за другом и позволяет ехать быстрее за счёт устранения части сопротивления воздухе, превосходят 200 м/ч. Практически всегда, в том числе и сегодня, каждый суперспидвей принимал два этапа в сезоне.
Дорожные трассы (роудкурсы) – Сонома и Уоткинс Глен. Единственные трассы, где разрешено переключать передачи и где присутствуют правые повороты.
Шорт-треки – Мартинсвилль, Ричмонд и Бристоль. Их длина менее 1 мили. На таких треках зарождался NASCAR. Свой шорт-трек есть практически в каждом городе на Юге, иногда не один, иногда не только шорт-трек. Сегодня каждый шорт-трек принимает два этапа в сезоне.
Куки-каттеры (по форме напоминают cookie-cutter, разрезанное пирожное) – длина 1.5-2 мили, угол наклона виражей от 12 до 24 градусов. К ним относятся Атланта, Канзас, Лас Вегас, Мичиган, Техас, Фонтана, Хоумстед, Чикаго, Шарлотт – вместе принимают 14 этапов.
Оставшиеся треки: Дарлингтон, Дувр, Индианаполис, Лаудон, Финикс, Поконо – не подходят ни к одной из перечисленных групп, в то же время не обладают достаточно выраженными характеристиками для объединения каких-то из них в новую группу.
Говоря о системе розыгрыша чемпионского титула в NASCAR Sprint Cup нужно подчеркнуть, что сегодня она представляет собой уникальную реализацию системы плей-офф в применении к автогонкам под названием Чейс (Chase for the Cup) или «Погоня за Кубком». Перед 10 заключительными этапами топ-12 общего зачёта уравнивается до 5000 очков – это недосягаемый для остальных уровень. Разницу составляют победы, одержанные в текущем сезоне, по 10 очков за победу. Таким образом, фактический розыгрыш Кубка состоит из 10 этапов, а не 36.
Такая система существует с 2004 года, и за это время претерпела некоторые несущественные изменения. Несмотря на кажущуюся гарантию множества претендентов на чемпионство, статистика говорит о регрессе интриги перед финальным этапом:
2004 – 5 претендентов, отрыв лидера 18 очков, общий – 82;
2005 – 4 претендента, отрыв лидера 52 очка, общий – 102;
2006 – 5 претендентов, отрыв лидера 63 очка, общий – 115;
2007 – 2 претендента, отрыв лидера 86 очков;
2008 – 2 претендента, отрыв лидера 141 очко;
2009 – 2 претендента, отрыв лидера 108 очков.
За победу гонщик получает 185 очков, ещё 5, если лидировал в гонке и ещё 5, если лидировал больше всех. Начиная с 10-й позиции, каждая следующая приносит на 3 очка меньше, таким образом, 43-й результат приносит 34 очка. Понятия «не классифицирован» нет. Все прошедшие квалификацию получают очки, а на каждый этап редко заявляется меньше 45 машин.
Особняком в NASCAR Sprint Cup стоит первый этап – Daytona 500. Эта гонка является истоком сражений на суперспидвеях и имеет более чем полувековую историю. Победа в ней сопоставима с чемпионским титулом, а заявочный лист состоит из 60 с лишним машин, которые проходят отбор посредствам обычной двухкруговой квалификации и двух 150-мильных гонок.
Тэги: кубок, наскар