Сезон 2014 года в «Кубке «Спринт» пока явно превосходит ожидания. Настолько превосходит, что мне буквально пришлось заставить себя забыть про тот самый Ричмонд и вернуться к просмотру гонок в прямом эфире. Абсолютно идиотская система определения чемпиона в этом году, конечно, висит дамокловым мечом, но с точки зрения автогоночного зрелища как такового, первые пять этапов на несколько голов превосходят то, что мы видели в предыдущем сезоне. Самое важное, что гонки пока стабильно предоставляют пищу для размышлений, и состоявшаяся в минувшее воскресенье Фонтана задала нам всем несколько непростых вопросов. Самый интересный, в котором мне и хотелось бы разобраться, звучит просто и банально: «Кто виноват?» Не менее интересный «Что делать?» я отдам на откуп самой ассоциации, надеясь, что Робин Пембертон и его соратники не будут ломать дров.
Полагаю, что 400-мильную гонку со всей уверенностью можно называть неоднозначной и особенной. Проблемы с покрышками. Именно вокруг них вертелась основная интрига заезда, и именно они обеспечили нам невероятный по напряжению финиш. Стареющий асфальт Фонтаны с каждым годом всё громче заявляет о себе, на радость фанатам, всё-таки не так много треков остаётся в календаре NASCAR, где на первый план, как в старые добрые времена, выходит умение гонщика распределять нагрузку на резину. Помимо «Ауто Клаб Спидвей» вспоминаются разве что Атланта и, с некоторой натяжкой, Кентукки, но рано или поздно их ждёт участь Лас-Вегаса и Канзаса. Есть опасение, что катастрофа с покрышками может приблизить последний час абразивного покрытия Фонтаны с его глубокими бороздами и знаменитыми кочками, при этом я с готовностью могу заявить, что для этого самого часа время ещё не пришло. Пришло оно для ассоциации, команд и шинников подумать о том, как правильно повлиять на ситуацию.
|
Что мы имеем в виде фактов: многие команды по ходу тренировок и гонки столкнулись с излишним износом покрышек с левой стороны, который приводил к проколам по истечению 25-30 круговых стинтов. Состав резины был идентичен тому, что «Гудьир» привозил год назад, то есть комплекты были не твердокаменные, как это часто бывает. Тем не менее, в 2013 году никаких проблем не наблюдалось. Также и гонка серии «Нэйшнвайд» прошла без сучка и задоринки. Что же поменялось? Вот тут и начинается самое интересное, потому что основные действующие лица начинают перекладывать ответственность друг на друга.
«Гудьир» сразу пошёл в оборону: его представители в качестве главной версии назвали излишне агрессивные настройки, используемые командами. Эту версию я готов рассматривать в качестве не то, чтобы основной, а единственно верной. Напомню, что в прошлом году ассоциация практически полностью сняла ограничения на минимальное давление в покрышках и развал колёс, отдав этот вопрос на откуп командам. Это продолжило тенденцию отхода NASCAR от жёсткого контроля над данными параметрами и это привело к тому, что по информации телеканала FOX некоторые команды ставили на левую стороны покрышки с давлением в 11 фунтов на квадратный дюйм (0.75 атмосфер), при том, что рекомендованное шинниками давление – в два раза больше, 22 фунта на квадратный дюйм. Добавьте к этому агрессивную настройку развала и то, что в отличие от предыдущего сезона, в этом NASCAR отменила правило минимального дорожного просвета и добавила прижимной силы за счёт более широкого спойлера, и мы получим потенциально очень опасную смесь.
Но тогда интересно, почему же команды решили пойти на риск, и после сессий практик ничего не изменили. На что они рассчитывали? Да, в Фонтане скорость значит всё, и крю-чифы поставили во главу угла именно её, рассчитывая бороться за высокие места. Безусловно, можно было выбрать консервативный сетап, и безопасно кататься если не в хвосте, то в середине, но какой был бы в этом смысл, особенно сейчас, когда фавориты все усилия кладут на достижение победы, почти гарантирующей попадание в «Чейс»? Прокол левых покрышек не так опасен, как аналогичная проблема с правыми колёсами – машина в стену не улетит, из-под контроля резко не выйдет, а значит и катастрофических последствий не будет. И в самом деле, тот же Харвик доказал, что при наличии хорошей машины прорваться с хвоста пелотона – задача достаточно простая. Однако прокол может произойти во время борьбы, когда гонщик находится в группе соперников. И что тогда? В общем, мотивацию команд понять достаточно тяжело. Хотя, конечно, можно. А вот чего я совсем не понимаю, так это возмущения гонщиков. Ау, ребята! Вы сами себя поставили в такую ситуацию, пенять не на кого. Джимми Джонсон, упустивший уверенную победу из-за прокола колеса, был лицемерен донельзя: «Мы потеряли победу по причине, которая была вне нашего контроля». Ему вторил Гордон, который, возможно, упустил победу из-за последнего коушена. Вы помните, что абзацем выше я написал, что уверен в том, что в проколе виноваты настройки? Так вот, всех своих коллег сдал победивший крю-чиф – Дэйв Роджерс. В послегоночном интервью он прямо заявил, что многие команды пошли на риск, используя заниженное давление в покрышках. «Вы ставите давление в 12 фунтов в левые покрышки, и затем мчите на скоростях под 200 миль в час. Риск получить проблемы в такой ситуации возрастает. Это очень маленькое давление, и это опасно», - заявил Роджерс, а затем подвёл итог: «Да, нам не хватало скорости на дистанции, и я думал над тем, чтобы снизить давление… но это того не стоило. Я не хотел рисковать машиной, я не хотел рисковать здоровьем Кайла». Умница! Вот, что я могу сказать по этому поводу. За все 200 кругов дистанции у «Тойоты» #18 не было ни малейших проблем с резиной. Точно также не было их и у финишировавшего вторым Кайла Ларсона. Ставший третьим Курт Буш также заявил, что после тревожной тенденции в тренировках, в #41 решили использовать консервативные настройки. Результат, как говорится, налицо.
Джонсон, Гордон, Бойер, все они могут ворчать сколько угодно, но в том, что нас вновь посетили призраки осеннего Шарлотт-2005 и кошмарного Индианаполиса-2008 виноваты, в первую очередь, их крю-чифы, которые достаточно цинично решили поставить успех превыше безопасности. Однако «Гудьир» тоже не без греха – прошлогодний состав резины был оптимален в отношении к расходу на протяжении топливного стинта, но шинники не отреагировали на изменения в правилах. Да, их можно упрекнуть в недальновидности, в неумении сориентироваться в ситуации, но не забудем, что из скоростных треков в этом сезоне ещё ни у одного не было такого сложного покрытия. И к тому же, у меня не поворачивается язык обвинять «Гудьир». Сколько их ругали за твердую резину, сколько с них требовали привозить покрышки, которых не хватает на топливный стинт. Вот они и поступили согласно требованию большинства. Давайте уж будем последовательными. Официальные рекомендации были, команды их не послушали, ответственность ложится на них.
В качестве интересной возможной причины могу привести следующую, приведённую журналистом Ричардом Алленом. Он во время гонки слушал радиопереговоры #18, и обратил внимание на следующий диалог между Бушем и Роджерсом. После одного из пит-стопов (не исключено, сначала оценив состояние резины), Дэйв обратился к своему гонщику со следующим вопросом: «Во время этого рана ты случайно не использовал апрон чаще, чем на предыдущем?». Кайл виновато ответил: «Да, полагаю, что так», за что крю-чиф его отчитал. «Не делай так больше!», - сказал Роджерс. Возможно, мы имеем ещё один фактор, косвенно повлиявший на ситуацию с покрышками.
Много споров также вызвал последний коушен. Насколько он был обоснован, ведь после своего разворота Бойер («у него снова зачесалась рука», - вспомнили шутники) быстро вернулся в нормальное положение и покатил по трассе. Лично я считаю, что судьи поступили абсолютно правильно. Проколы покрышек приобрели характер эпидемии, не исключено, что апрон был усеян обломками – особенно тревожно выглядели куски обшивки, отлетавшие от #48, и в данной ситуации такого формального повода для коушена было достаточно, чтобы вытащить заезд из состояния хаоса. Я последовательный противник создания искусственной интриги, но, на мой взгляд, в той ситуации безопасность и в самом деле была под угрозой. Ну а финиш, благодаря этому, стал вишенкой на торте. Хотя и без зелёно-бело-клетчатого последние два круга были бы очень нервными, а потому интересными.
Напоследок хочу отметить одного гонщика. Мне он до недавнего времени был не очень приятен, но сейчас я не могу им не восхищаться. Мастерская победа в субботу в «Вайде» и второе место в «Кубке» - этот домашний уик-энд Кайл Ларсон запомнит надолго. И я не удивлюсь, если всё это не просто разовый всплеск. Парнишка, выросший на грунтовых треках USAC, а потому не имеющий базового сток-каровского образования пока в пух и прах громит в споре за звание лучшего новичка Остина Диллона, с которого в «Ричард Чилдресс Рейсинг» сдувают пылинки. И я тут даже не про очки, а про то, как смотрятся эти два гонщика на треках. Пока Внучок тошнит в середине пелотона, его дерзкий визави находит способы удивить. И я уже очень сильно хочу, чтобы так продолжалось и дальше.
Тэги: гудьир, дэйв роджерс, кайл буш, кайл ларсон, технический регламент, фонтана, шины