Прежде чем перейти к краткому очерку серии DTM, напомним, что отдельный сюрприз в этом году ждет именно российских болельщиков, ведь 4 августа на «Moscow Raceway» пройдет первый в истории российский этап!
DTM не всегда был DTM’ом, однако, какое бы он не носил название, он всегда был национальной (а временами и международной!) немецкой гоночной серией и всегда имел в аббревиатуре букву «D». У истоков DTM значился чемпионат под названием Deutsche Rennsport Meisterschaft (DRM) –соревнования на кузовных авто, проводившиеся в Германии в 1972-1985 годы (вполне самостоятельным предшественником, от которого потом отделилась серия DRM, был еще один национальный чемпионат, скрывавшийся под вывеской DARM – Deutsche Automobile Rundstrecken Meistershaft, 1967-76 гг.).
Серия DRM была создана для модифицированных седанов и купе, а также для усовершенствованных автомобилей класса «Гран Туризмо». Формат соревнований был весьма разнообразен: кольцевые гонки и подъемы на вершину холмов, напоминающие раллийный регламент. Существовали также и длинные «почетные» гонки, такие как, например, «6 часов Нюрбурнгринга» (стоит заметить, они успешно делали свое «денежное дело» – привлекали в серию известных пилотов из других гоночных серий).
В 1982 году в серии DRM отменили систему деления машин на группы (которые обозначались цифрами – 2, 4, 5, 6) и ввели три общих типа – A (серийные кузовные автомобили), B (специальные силуэт-прототипы, которые в основном принимали участие в ралли) и C (машины для гонок на выносливость). Серия DRM с тех времен стала чемпионатом по гонкам на «выносливость», а новый чемпионат, созданный уже специально только лишь для серийных кузовных автомобилей, стал называться DPM (Deutsche Productionwagen Meistershaft).
Все же формально, первым сезоном DTM можно считать именно 1984 год, когда победителем стал Фолькер Штрицек на BMW635, причем, в дебютном сезоне он ни разу не выиграл (сделать подобное позволила плотная очковая система!). Уже тогда в серии были представлены машины четырех марок – Alfa Romeo, Opel, Ford и Rover.
В 1986 г. управление чемпионата берет на себя Ханс-Вернер Ауфрехт, руководитель компании AMG (и нынешний хозяин DTM), после чего происходит официальная смена «вывески» серии на DTM — Deutsche Tourenwagen Meistershaft (который теперь все условились называть «старым DTM’ом»).
Новая серия имела успех – разновидностей автомобилей стало значительно больше, в годы 1987-1989 чемпионат был представлен наибольшим количеством марок за все время «старого» и «нового» DTM (BMW, Mercedes, Opel, Ford, Rover и Volvo). В 1990 году ушел Ford, зато на замену «выехал» знаменитый концерн Audi и именно следующие два года стали временем тотального триумфа для этой марки.
Но уже следующий сезон 1992 года, стал настоящим разочарованием для концерна из Ингольштадта, ибо заметно прибавившие «Мерседесы» и «БМВ» заставили «Ауди» серьезно потесниться. В тот год Клаус Людвиг завоевал свой первый титул за «Мерседес», и стал, таким образом, первым двукратным чемпионом серии DTM.
В сезоне 1993 года уже не было «БМВ» (долгожданное возвращение которого состоится лишь в 2012, спустя 20 лет!), а к доминирующему «Мерседесу» в компанию добавились машины «Альфа-Ромео», которые в итоге взяли в чемпионате «никем не ожидаемый верх».
В 1994-96 годах в серии DTM были представлены три марки – «Мерседес», «Альфа-Ромео» и «Опель». В течение одного года (1996), чемпионат DTM носил название ITCC (International Touring Car Championship), а с ужесточением регламента и с началом ведения чемпионата под крылом FIA, у команд-участниц резко сократились доходы. «Альфа-Ромео» и «Опель» ушли, а вместе с ними, по сути, и ушла первая часть истории DTM – «старого DTM», последним чемпионом которого стал Мануэль Рёйтер на Opel Calibra V6.
«Новый DTM» (Deutsche Tourenwagen Masters), возрожденный в 2000 году, ознаменовался интереснейшим и жестким противостоянием «Опеля» и «Мерседеса».
В 2002-2005 годы в серии присутствовали вновь только три марки производителей – «Опель», «Ауди» и «Мерседес».
Отдельной главой в DTM можно считать присутствие в серии бывших гонщиков из Ф-1, которые, как ни странно, особых успехов не добивались. В 2005 году в DTM дебютировал Мика Хаккинен, также в серии участвовали Жан Алези, Дэвид Култхард и Хайнц-Харальд Френтцен. В 2008 году прошли слухи, что возможно возвращение «Альфа-Ромео» (в итоге оно так и не состоялось), а в серию для участия наведался еще один экс-пилот Ф-1 Ральф Шумахер (который уйдет в конце сезона 2012, уступив свой «Мерседес» Паскалю Верляйну).
В 2008/09 годах доминировали «Ауди» и Тимо Шайдер, и лишь в следующем сезоне «Мерседес» смог навязать достойную борьбу «четырем кольцам». Изменения в спортивном регламенте были связаны с обязательными пит-стопами и «окнами» для них, чтобы предовратить командную тактику.
В 2010 году командами использовались прошлогодние машины, а чемпионом серии стал шотландец Пол Ди Реста, вырвавший на последнем этапе лидерство у Бруно Спенглера (который позже, в 2012 году, сотворит нечто подобное с Гэри Паффетом, чемпионом 2005 года). В 2011 году «Ауди» и «Мерседес» ждали возвращения «БМВ», готовили машины по свежему регламенту, и как следствие, еще один сезон проездили на все тех же старых, используемых еще в 2009. В этом же году серия DTM сменила поставщика шин – английскую компанию Dunlop заменили корейцы из Hankook.
|
Новейший сезон DTM 2013 года уже стал интересным, а причины, на самом деле, прозаичны – достаточно много нововведений, от которых борьба между тремя имеющимися в серии марками должна только обостриться, но никак не угаснуть. Что нового? DRS, отмена пятничной тренировки и разминки в субботу, расширение окна пит-стопов и ввод в эксплуатацию«мягких» шин, которые пилоты будут обязаны применить в гонке (при этом и в квалификации, и в единственной субботней тренировке их использовать нельзя!).
В новом сезоне DTM три передовых немецких производителя – «БМВ», «Ауди» и «Мерседес» будут равны как никогда, а квалификация с гонкой уже состоявшегося первого этапа в Хоккенхайме это только подтвердили!