Четвертый этап чемпионата серии DTM 2013 года, прошедший в Лаузицринге, окончательно спутал все карты, причем, как и среди гонщиков, так и среди трех производителей. Традиционно считалось, что штудгардсткий концерн был силен именно в Лаузице, хотя и в последние годы там не побеждал. И все же, 150-я победа для "Мерседеса", 20-я - для Паффета и первая в этом сезоне у "трех лучей" состоялась тут. Рискну предположить, что "Мерседес" сможет победить в сезоне еще не раз, т.к. гоночный темп, который они продемонстрировали на трассе "ЕвроСпидвей Лаузиц", доказал, что тот злосчастный баланс между квалификацией и гонкой они все-таки нащупали. На их фоне "Ауди" и особенно "БМВ", как и в гонке, так и в квалификации, неожиданно для всех смотрелись как-то грустновато.
|
Квалификация подтвердила расстановку сил пилотов во время свободной практики - практически полный провал "БМВ", но если провал от Приоля не был сюрпризом, то очередная неудача Томчика, а также отсутствие скорости ("отсутствие", конечно же, в контексте первых трех этапов) у Виттманна и Хэнда - вполне себе неприятный "букет-сюрприз". Мало того, чемпионы серии DTM, Шайдер и Экстрём, впервые в сезоне остались не у дел в квалификационном режиме и выбыли из борьбы за поул уже по ходу первого сегмента. "Мерседес" был явно впереди - на первом ряду расположились Фиторис и Паффет, на втором - Грин и Уикенс. Лучший "БМВ" на старте - Спенглер, что, в принципе, не сильно удивительно, но и он был только пятым. Перед квалификацией штрафами наградили двоих пилотов "БМВ" - Фарфус получил +5 позиций за использование в тренировке комплекта шин, который для нее не предназначался, Глок же был перемещен на три позиции вниз за блокировку Даниэля Хункандельи во втором сегменте. Словом, после столь блестящих результатов в Шпильберге, шесть пилотов "БМВ" на последних (!) четырех рядах стартовой решетки - мягко говоря, перебор.
|
Теперь о шинах. В отличие от предыдущих этапов, здесь популярность приобрел старт на "жестких" - этот вариант выбрали четырнадцать пилотов. И лишь остальные восемь (из которых четверо стартовали в первой десятке) выбрали мягкий, "опциональный" тип. Что ж, пилоты, выбравшие для первого отрезка стандартную резину "Хэнкук", не ошиблись - в тот день шанс отыграть позиции был именно у них. При этом абсолютно исключено, что это простое совпадение. Но о тактике, отрезках гонки и о заменах шин - чуть позже.
Про старт. Здесь два важных момента. Во-первых, Фиторис сразу же програл поул, и по сути, отыграться по ходу гонки уже просто не было шансов, из-за постоянного недостатка в темпе на обоих типах резины. Во-вторых, прямо на входе в первый поворот развернуло Дирка Вернера (второй, после Спенглера, лучший "БМВ" на старте), которого слегка поддел Молина (за это, он, кстати, не получил штрафа). В итоге все, кто объезжал его, делали это очень аккуратно и вследствие этого потеряли кучу времени, а потом дружно признавались, что такая заварушка на старте спутала планы по отыгрышу позиций на первых кругах.
|
Теперь о шинах и тактике. Получилось так, что больше всего в стратегии выиграли те, кто провел на мягких шинах второй отрезок, с более коротким первым и достаточно умеренным третьим. Сейчас я говорю только о двух пилотах, которым эта тактика принесла реальный успех в полной мере - Майке Рокенфеллере (с 6-го на 2-е) и о Даниэле Хунканделье, который стартовав 13-м, смог совершить прорыв на шестую строчку, обгоняя при этом за позиции Мортару, Тамбэ и самого Спенглера. Не смогли воспользоваться такой тактикой: Вернер (из-за разворота в первую очередь), Шайдер, Молина, Фарфус и Глок. Теперь о стратегически проигравших. Можно догадатся, что "промахнулись" со стратегией все те, кто стартовал на мягких, но, внимание - "промахнулись" все, кроме Паффета. Только британец смог "уехать", стартуя на мягких шинах. Более того, далее он сумел сдержать Рокенфеллера на жестком типе (когда тот был на мягких!) и отъехать от него на последнем отрезке гонки также на жестких покрышках (как итог - 6 секунд между ними на финише). Так вот, как ни странно, среди програвших на старте с мягким комплектом оказались и те, кто обладал хорошими стартовыми позициями (и проиграли они относительно квалификации ровно по два места) - Кристиан Фиторис (по итогам гонки переместился с 1-го на 3-е), Джейми Грин (с 3-го на 5-е) и Бруно Спенглер (с 5-го на 7-е). Ну, немаловажные для себя очки, они, конечно, заработали, но все же - проиграли Паффету и Рокенфеллеру по всем параметрам. И если за обладателя поула в субботу Фиториса действительно немного обидно, то вот насчет Грина и Спенглера можно сказать примерно так - им и темп в начале гонки как-то не особо сильно позволил отыгрывать позиции. Плюс ко всему, проигрыш по тактике и не самые быстрые остановки в боксах, позволили соперникам приближаться к ним и использовать DRS на прямой "старт-финиш", для несколько "стандартного" обгона. Кстати, стоит упомянуть, что обгоны в других частях трассы тоже были, но реже - в основном, когда пилот на "мягких" встречался с пилотом на "жестких".
| |
Теперь отдельный абзац про Экстрёма, который вот уже вторую гонку подряд проводит очень боевитую и рискованную гонку. Матиас портит себе квалификацию, но полностью реабилитируется в воскресение, применяя агрессивную тактику - два коротких первых отрезка на жестких (причем, в этот раз они были еще короче, чем в Шпильберге!) и третий, самый длинный, на "опции". Как итог - вновь отыграно 10 позиций относительно старта и совершено максимальное количество боевых обгонов (по ходу гонки он обходил в борьбе за позиции Тамбэ, Мери, Верляйна, Мортару, а под занавес гонки чуть не прошел и Спенглера). Склонен считать, что с канадцем у него была очень жесткая борьба и возможно, Матиас даже слегка переборщил (уже и и без того раздосадованный из-за отсутствия должного темпа Спенглер был просто вне себя после финиша и продемонстрировал известный всем жест на камеру).
Относительно стартовой позиции нейтральную гонку провел Роберт Уикенс, при этом стоит отметить, что из-за удачной тактики шин и пит-стопов (он также стартовал на жестких, как и Роки) он временами вырывался вперед, но общий темп на всех типах покрышек не позволил быть ему быстрым - по ходу гонки его дважды обходили ближайшие соперники (Рокенфеллер и Фиторис, последний и вовсе сделал это под самый занавес гонки). Эдуардо Мортара не был силен по чистой скорости, его успели обойти и Хунканделья, и Экстрём, и все же, счет очкам в этом сезоне Эдуардо открыл - у него девятое место. Стартовавший же 9-м, Роберто Мери, как и итальянец, был явно слабее первой семерки, но в его нынешнем положении и 10 место с одним очком - навес золота, особенно если учитывать предыдущие провалы в квалификации/гонке и два наказания из-за контактов с Мартином Томчиком.
Что же мы получаем по факту? Два лидера чемпионата - раз, дышащие в спину Паффет и Фиторис - два, опускающийся все ниже и ниже в таблице личного зачета Фарфус - три. Очень неплохие выступления у Уикенса - четыре, ну и наконец, пятое - поочередное блистание новичков, ни то Виттманн, ни то Глок с Верляйном, ну а на прошлых выходных была очередь Даниэля Хункандельи.
В зачете производителей отрыв "БМВ" уже не кажется столь огромным, т.к. "Мерседес" и "Ауди" сильно подтянулись. Что ждем в Норисринге? Учитывая, что 50% побед Джейми Грина (всего их у него восемь) - это победы на Норисринге, то почему бы нам не ждать пятого победителя в пяти этапах, тем более что, счет очкам за "Ауди" Джейми уже открыл?