Страсти и восторги миллионов фанатов автоспорта в России слегка поутихли, а я спешу еще раз поздравить всех с первым российским этапом в истории DTM! 74 круга на укороченной конфигурации кольца "Moscow Raceway" завершились победным дублем "Ауди", который разбавил "БМВ" Аугусто Фарфуса. Всегда есть, что сказать и что обсудить, поэтому начнем.
|
Абсолютно все пилоты, которые высказывали вслух свое мнение о новом автодроме в календаре, сошлись на том, что трасса, безусловно, "техничная и достаточно интересная, но иногда хотелось бы продолжения круга, в то время как он уже успевал закончиться". Хорошо, что "слегка короткая трасса" - возможно, единственное, что пришлось не по душе гонщикам, хотя, я склонен считать, что это с "непривычки". Вполне понятно, что еще один короткий трек в чемпионате наряду с Брэндс-Хэтч "Инди" (причем, он-то еще короче московского!) - не сильно желаемое или ожидаемое пилотами событие... Что касается зрелищности - то тут тоже большой вопрос. Очень сложный и узкий (как и вся трасса) первый сектор, который остался в первозданном виде, и после того, как он кончается, пилотам остается преодолеть несколько скоростных изломов и уйти на связку левых поворотов, ведущих на уже знаменитую длиннющую прямую "Moscow Raceway" перед завершающим поворотом на "старт-финиш" (в той связке трасса, по сути, и укорачивается). Как оказалось на деле - разгон осуществлять, машины, конечно, успевали, и все же, обогонов засчет чистого DRS подобно Лаузитцрингу (и вообще, на торможении перед последним поворотом) мы увидели не так уж и много. Плохо это или хорошо - не знаю, возможно, иначе ситуацию здесь не сделаешь. Все "уперлось" именно в такую короткую конфигурацию, в которой первая часть - сложная, а вторая - сплошь прямые, но почему-то без толковой возможности хотя бы нагнать. Также все отмечали, что отсутствие поребриков в том повороте, который начинал сокращать конфигурацию трассы, возможно, создавало дополнительный износ шин в случае выезда за пределы трассы на этом месте. Все этого так или иначе побаивались. Износ мягких шин, как и предрекали инженеры и командные мостики, оказался низким - все сравнивали его с Хоккенхаймом (хотя тут он, по идее, был еще ниже). Выигрыш на мягких шинах давал то самое преимущество (десятые доли секунды), однако, важно было не застрять за соперником, т.к. трафик на этой трассе оказался одним из важных противоборствующих факторов для тех быстрых пилотов, которые стартовали на относительно низких для себя позициях (Паффет, Фиторис, Хункаделья, Мортара).
Так получилось, что квалификация имела решающее значение для многих пилотов, за исключением лишь одного, но никто не ожидал, что им окажется молодой француз Адриан Тамбэ. Лично я до последнего не верил, что со столь длинным отрезком он сможет остаться даже в ТОП 6, не говоря уже о ТОП 4 и борьбе за подиум. Но нет, даже изношенные шины и потери темпа относительно первой тройки позволили ему быть быстрее остальных, идущих сзади - там были Паффет, и Грин, и Хэнд с прибавившим в квалификации Вернером, а также чемпион Шайдер и быстрый Фиторис. Причем, трое из этой группы стартовали впереди француза. Но о Тамбэ все же чуть позже.
|
Имена пилотов на боковинах их силуэт-прототипов были написаны русскими буквами, такими же, которыми сейчас я и пишу - "Фиторис", "Спенглер", "Хэнд", "Молина", "Глок" и тд и тп. Интересная находка, мне она очень понравилась, да и пилоты позабавили - чуть ли не каждый выложил фотку с изображением своего имени на русском в твиттер/инстаграм и приписал в качестве коммента что-то типа "это действительно я?". Хотелось бы отметить явный рассинхрон с реальной информацией в тех сигналах, которые подают светодиоды на тех же самых боковинах - я видел, как пилот ехал на жестком комплекте шин, а лампочки, несмотря на это, горели. При этом телевизионная картинка не обманывала и старалась как можно быстрее менять индикатор шин на правильный, и подсвечивать жёлтым в том случае, если пилот надевал мягкие шины.
|
Субботняя тренировка, как и на большинстве из пяти первых этапов, не отразила истинный расклад сил, хотя в какой-то мере явилась своеобразным поводом для разговоров - "Мерседесы" вновь не сильны (лучший среди них - Уикенс, 10-й), "Ауди" лидируют всю тренировку (практически весь концерн был в ТОП 10), ну а в конце подтягивается "БМВ" (Спенглер) и занимает первую строчку. Что-то подобное мы уже видели в Шпильберге... Повторюсь, очень важное значение имела квалификация - все уже догадывались, что обгонять налево и направо на "Москоу Рэйсвей" не выйдет. Единственный инциндент в квалификации произошел во время первого сегмента - вылет Роберто Мери после второго поворота: испанец "подскользнулся" на поребрике и его занесло прямо в гравий, из которого выбраться он уже не смог. Сюрприз со знаком минус "-" следующий: в первом сегменте, кроме Мери, осталcя и обладатель поула прошлого этапа, Роб Уикенс. Борьбу также прекратили Марко Виттманн, "Мистер-невезунчик 2013" Мартин Томчик (привык, бедняга, уже, наверное) и британец Энди Приоль. Дальше все шло более-менее ожидаемо - в 3-й сегмент не попали Мортара, Шайдер, Хэнд, Альбукерк, Молина и Тамбэ, который, отмечу, на старте был лишь 12-м (!). В итоге сильнейшими в борьбе за поул оказались Рокенфеллер, Экстрём, Фарфус и Спенглер, оставив позади Грина, Паффета, Вернера, Верляйна и Хункаделью с Фиторисом, у которого темп в квалификации также ослаб, как и у Роба Уикенса (Кристиан был на старте только 10-м). Про Тимо Глока, который жаловался на Молину в квалификации, сказать особо и нечего - гонка у немца вышла абсолютно невзрачная (17-й на старте, 16-й на финише).
|
Шут-аут (4 сегмент), однако, не дал шанса четверке сильнейших переставить друг друга в борьбе за поул и всё осталось на своих местах. Из-за чего закрыли воздушное пространство над трассой и не дали взлететь медицинскому вертолету так и осталось загадкой, но одна из популярных (и неподтвержденных до сих пор) версий - полет личного самолёта президента РФ над Москвой. Два часа должен был держаться запрет на взлёт и организаторы решили отменить последнюю часть квалификации, на что Фарфус чуть позже спокойно скажет: "другая страна - другие правила". Все же я не думаю, что это повод обижаться на трассу, Россию, президента и организацию, которая, по сути, была просто безупречной. Не думаю, что Спенглер был сильно недоволен - я бы не рискнул называть его фаворитом в той четверке, которая оказалась по итогам 3-го сегмента в шут-ауте. Поэтому и говорить, что отмена последней части квалификационного заезда как-то повлияла на исход гонки - несколько неправильно. К этому времени весь пелотон уже показал, на что способен, однако, должно быть понятно, что в следующий раз делать подобные "отмены" просто противопоказано, даже несмотря на то, что контракт с московским этапом рассчитан на три года.
|
В ТОП 10 по итогам квалификации не все выбрали для старта мягкий комплект, но в этот раз я не хочу заморачиватся с шинами и подробно описывать, кто на чем стартовал и сколько проехал, ограничусь лишь самым важным. По-настоящему стало неожиданностью то, что стартовавший на жестких шинах Спенглер очень сильно стал проигрывать на первых кругах, и пропускать одного пилота за другим. В конечном счете до него успел доехать Мигель Молина, который, собственно, и стал виновником первого контакта в гонке. Испанец решил попробовать втиснуться между Спенглером и апексом первого поворота и просто-напросто уперся в канадца, развернув его. Оба пострадали - но сошел только Молина, после того, как проехал пробный круг после незапланированного пит-стопа. От "борьбы между собой" также пострадали Хункаделья и Мортара (итальянец в итоге сошел). От Хункадельи после контакта с Мортарой во время гонки "отвалилась" левая часть заднего кузова, и темп после этого существенно упал. Однако чемпион Евросерии Формулы-3 2012 года смог добраться до финиша, причем, впереди Спенглера. Вот, в принципе, и все - четыре пилота, которые пострадали в пылу борьбы и априори выбыли из претендентов на очки. Таким образом, свои позиции они почти сразу подарили тем, кто ехал/стартовал позади них. С течением гонки борьба и накал страстей снизились...
|
Совсем немного о тактике, которая, по большому счету, не имела решающего значения, хотя и ключевые аспекты оставались такими же - как можно дольше держать хороший темп на мягких шинах и вовремя заезжать на пит-стопы. Последнее сыграло шутку с Экстрёмом - после первой волны питов он вышел на чистое первое место, и ехал на мягких шинах, в то время как Рокенфеллер на мягких стартовал. Он достаточно долго ехал первым, но ровно до того, как поехал на свой первый пит. Экстрём обогнал его и долго лидировал, а потом Роки заехал на пит-стоп во второй раз, первым из этой двойки и в итоге оказался прав. Экстрём проиграл на второй волне по тактике, когда "передержал" себя на мягком комплекте (его он надел в начале гонки уже на 8 круге). Поздно совершив свою вторую остановку, Экстрём пропустил вперед Роки и дальше, борьба, казалось бы, должна была завязаться еще активнее, но все же, нескольких кругов, как всегда, не хватило - чуть более секунды Роки выиграл у шведа на финише. Хочу отметить, что Экстрём проиграл Роки по тактике даже несмотря на то, что пит-стопы у него были быстрее, чем у немца! Значит, все-таки темп на обоих комплектах здесь куда важнее, нежели агрессия по части пит-стопов...
|
Отличный уик-энд для Адриана Тамбэ - пожалуй, он вообще единственный, кто смог прорваться на этой трассе существенно, попасть в отличные очки из второго десятка на старте, и что самое главное - попасть в свои первые очки в нынешнем сезоне. Также Тамбэ поставил рекорд круга в гонке - что в очередной раз доказывает его неплохой темп, в том числе и на жестком комплекте. Рецепт его успеха оказался таким - старт на мягких шинах и отрезок на этом комплекте вплоть до 56 (!) круга. Второй пит был совсем скоро - на 68-м. Все это позволило французу не только занять 4 место, но и активно бороться за подиум с Фарфусом, который кстати, в этот раз не сплоховал и реализовал свой второй ряд на старте. Лишний раз подчеркнем то, что Спенглер так и не смог совершить ни одного обгона после инциндента с Молиной, и в итоге стал круговым, завершив гонку 19-м. Штрафы (за игнорирование синих флагов и выезд за пределы трассы с преимуществом) получили Мери, Виттманн и Хункаделья - однако, и без штрафов они выглядели блекло, по многим причинам. Гонка сама по себе получилась не скучная - ну, может быть, мы автоматом делаем скидку на то, что это был наш, родной, российский этап, дебют в авторитетной кузовной серии... Тем не менее, очень интересные дуэли (по крайней мере, их постоянное ожидание) имелись - под занавес гонки это "Тамбэ-Фарфус", "Экстрем-Роки" - на протяжении всей гонки, ну и "Паффет-Грин" под конец (ее показывали мало, а зря, ведь британец-чемпион в итоге смог обогнать своего соотечественника и выйти на пятую строчку). Паффет - к слову, лучший из всех "Мерседесов", т.к. Фиторис - лишь 10-й, и несмотря на 6 гонку подряд в очках, это самая слабая гонка для Кристиана в нынешнем сезоне. Для Уикенса все закончилось чуть лучше, с 18-го места на старте он переместился на 12-е - да, без очков, но хоть как-то по-боевому.
|
Ну и до кучи - у нас наконец-то прервалась череда "разных победителей" - Роки одержал вторую победу в сезоне и третью в карьере, за чемпионскую команду 2011 года "Audi Sport Team Phoenix". Сейчас это самый успешный для него сезон, как и для многих других, которые ранее почти не выделялись - сейчас я говорю о Уикенсе и Фиторисе. Томчик и Шайдер, несмотря на редкие очки последнего, продолжают ехать очень медленно, здесь вроде бы без позитивных изменений...
|
Теперь о ситуации в чемпионате. Прежде всего, это солидный отрыв Роки. Немного подтянулись Фарфус и Экстрём. Вот еще что интересно - не воспользовались провалом Спенглера Роб Уикенс и Кристиан Фиторис, зато немного очков набрал американец Джоуи Хэнд. Ну и Тамбэ - первые очки, и какие! Теперь без баллов в чемпионате только трое - Томчик, Молина и Альбукерк. В зачете производителей обстановка, напротив, обострилась - наконец-то очень серьезно прибавили "Ауди", и за 4 этапа до конца еще вообще ничего не ясно!
Следующий этап чемпионата серии DTM пройдет 17-18 августа на немецком Нюрбургринге.