Журналисты старательно навязывали нам точку зрения, согласно которой Тони Джордж превратил Индианаполис в «гоночную столицу мира», привезя на Старую Кирпичницу сначала NASCAR, а затем Formula One. С последней всё понятно, с первой – чуть сложнее. Сегодня, по прошествии 17 гонок Brickyard 400, очевидно, что хуже трека для сток-каров нет. Журналисты продолжают лезть из кожи вон, превознося ценность гонки, тогда как всё сильнее звучит мысль, что Тони Джордж совершил ещё одно тяжёлое преступление, открыв Indianapolis Motor Speedway для гонок, совершенно ему, Спидвею, чуждых.
О том, почему гонки сток-каров на самой знаменитой гоночной трассе мира в массе своей так унылы, знали ещё давно. Вашему вниманию перевод обзора второго Brickyard 400, который сделал Марк Оманн (оригинал, более ранняя версия).
* * *
Подумайте над философской загадкой: «Если дерево падает в лесу, а вокруг нет никого, кто мог бы это услышать, издаётся ли звук?»
1995 Brickyard 400 поставил перед NASCAR схожую головоломку. Если ты проводишь гонку, которую никто не видит в прямом эфире телевидения, есть ли на самом деле победитель?
Столкнувшись с мрачным прогнозом погоды на уик-энд, который уже вылился в то, что второй день квалификации был смыл, NASCAR приняли единственное разумное решение. Они оставили сушилки на треке в надежде на брешь в тучах. И, получив возможность, директор серии Гэри Нельсон схватился за шанс, несмотря на то, что зрители общегосударственного телевидения, как и многие болельщики с билетами на гонку, не смогли увидеть победу Дейла Эрнхардта в сгущающихся сумерках Индианы.
«Было немного влажно для того, чтобы стартовать», - сказал Эрнхардт, - «но NASCAR чудесно сработала и высушила трек».
После более чем четырёхчасовой задержки и объявления Пола Пейджа на ABC, что гонка не будет показана в прямом эфире из-за имевшихся договорённостей, остававшиеся на территории Indianapolis Motor Speedway болельщики, а также те, кто выжидал около своих машин на парковке, быстро подтянулись обратно к местам на трибунах, чтобы увидеть то, что обернулось классическим поединком.
Состоялась дуэль четырёх машин между Эрнхардтом, Расти Уолласом, Биллом Эллиоттом и Джеффом Гордоном, которые перехватывали друг у друга лидерство в гонке, которая проходила без коушена первые 300 миль. Уоллас обогнал Гордона за первое место на 109-м круге и, казалось, контролировал ситуацию, пока не начались заключительные пит-стопы под зелёным флагом.
Идя вторым, Эрнхардт нырнул на пит-лейн на 128-м круге за четырьмя покрышками и топливом. На следующем круге Уоллас сделал то же самое, но когда он покидал пит-столл, Рич Бикл врезался в машину Джо Немечека, что вынудило Уолласа ударить по тормозам во избежание коллизии.
Этот маленький сбой в импульсе Уолласа обернулся значительными последствиями – Chevrolet #3 Эрнхардта пронеслась мимо Ford #2, когда тот ещё разгонялся на задней прямой.
«Я думал, что дело сделано, что это была моя гонка», – сказал стартовавший 24-м Уоллас. – «Две машины столкнулись передо мной на выезде с пит-лейна, и я должен был замедлиться, чтобы их объехать. Это отбросило меня назад, стоило позиции на трассе, и я не смог достаточно приблизиться к Дейлу, чтобы начать давление. Он очень суров, когда лидирует».
Единственный жёлтый флаг появился четыре круга спустя, когда Джефф Бёртон потерял машину, едва Эрнхардт обогнал его на круг. Он задел внешнюю стену, отскочил и затем развернулся прямо перед Уолласом, который был вынужден моментально уйти от столкновения.
Лидеры остались на трассе, и когда гонка рестартовала, то у Эрнхардта был чистый воздух, которого не было у остальных – один из первых случаев устрашающего “аэро-пуша”, по-прежнему влияющего на спорт и сегодня.
«Расти совершенно меня не беспокоил. Я знал, что он должен быть тем, кто совершит атаку», – сказал Эрнхардт. – «Я собирался держать свою траекторию и не беспокоиться на его счёт. Я гораздо лучше выглядел впереди, чем позади. [Позади других машин] так хорошо не поедешь, я хотел быть впереди».
Гордон, победивший год назад в иннаугурационном Brickyard 400, описал ощущение: «Если ты был впереди, ты командовал. Если оказывался позади, твоя машина начинала страдать значительной недостаточной поворачиваемостью. По какой-то причине, в конце мы потеряли управляемость. Мы ни к кому не могли приблизиться. Как только мы подбирались на расстояние в четыре-пять корпусов к другой машине, наша выходила из под контроля. Это убивало нас, когда мы пытались повиснуть на чьём-нибудь бампере».
Уоллас смог сдержать Дейла Джарретта в борьбе за второе место, Эллиотт и Марк Мартин замкнули топ-5.
На знаменитой Аллее Победы Indy Эрнхардт говорил о том, что значит добавить своё имя в список гонщиков, которые выигрывали на Брикъярде: «Чувствуется, что победить здесь и быть среди тех, кто выигрывал Indy 500 или Brickyard – очень впечатляюще и уникально. Для меня большая честь быть с ними в одном ряду».
«Наши гонки отличаются от Indy 500», – продолжил он. – «Они начинают собственную традицию или историю. Здорово быть частью истории. Теперь состоялись две гонки Brickyard, и я выиграл половину из них».
Эрнхардт увёз домой $565 600 из призового фонда в 4.5 миллиона долларов, его самый большой выигрыш на тот момент. Средняя скорость гонки 155.206 м/ч по-прежнему вторая. Только Бобби Лабонте, в 2000-м, преодолел 400 миль быстрее.
Находившиеся дома болельщики, в конце концов, смогли увидеть гонку, пусть и в записи. Она была показана на следующий день по ESPN.
Результаты
P.S. Напомню ещё, что NASCAR в Индианаполис привёз отнюдь не Джордж, а Билл Франс-младший, организовавший этап Busch Series на соседнем шорт-треке Indianapolis Raceway Park в 1982-м году. И если бы Тони действительно разбирался в гонках, он бы привёз Кубок именно туда...