Возвращение Формулы-1 на землю Соединенных Штатов удалось на славу. Дебютный Гран При в Остине увенчался замечательной борьбой за победу между Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном, который опередил обладателя поула на 42 круге. Действующий победитель Гран При США – Льюис выиграл свою первую гонку в Штатах в Индианаполисе 2007 года, которая до сегодняшнего дня была последней гонкой Ф1 в США, - Хэмилтон буквально вырвал победу и подтвердил свое звание. Триумф в Остине стал для Хэмилтона четвертым в сезоне и 21-м за карьеру. Себастьян Феттель, пусть и упустил победу, добился важного результата. Его второе место позволило Red Bull досрочно, за один этап до окончания чемпионата, официально выиграть Кубок конструкторов, который становится третьим в истории Red Bull Racing и, что еще более впечатляет, третьим подряд. В личном зачете Феттель также смог увеличить преимущество, но ненамного, так как третий человек на подиуме – Фернандо Алонсо. Испанец в очередной раз сделал всё, чтобы потерять как можно меньше, в условиях, когда Ferrari серьезно уступает Red Bull, и он снова на подиуме. 13 очков между претендентами на чемпионат, и всё решится в Интерлагосе.
Перед гонкой на Ferrari Фелипе Массы сорвали пломбу с коробки передач, что формально равноценно её замене. Это было сделано намеренно – получив штраф в 5 позиций на стартовой решетке, Фелипе переместился на 11 строчку, в то время как Алонсо, квалифицировавшийся девятым, благодаря штрафам Грожана и Массы поднялся на седьмую позицию. Из-за очень скользкого асфальта, особенно вне траектории, участники очень опасались старта, особенно с четных позиций, и именно этими соображениями были вызваны действия Ferrari. «Всё для победы, всё для Алонсо!»
Не так страшен черт, как его малюют – старт прошел достаточно спокойно, четный ряд не пропустил разом поезд нечетного, а первый поворот на подъеме со слепым апексом не стал местом массового завала, чего также опасались многие. Себастьян Феттель удержал свою поул-позицию, Льюис Хэмилтон даже попытался с ним побороться, хотя, казалось бы, при старте с четной стороны не имел никаких шансов, но все же проиграл первый поворот Марку Уэбберу. Худший из возможных сценариев чемпионата, если вы не поклонник Red Bull – Быки в полном составе во главе пелотона. Не сплоховал Алонсо – Фернандо по внешней траектории первого поворота объехал группу соперников, поднявшись сразу на четвертое место. Его напарник Масса также выиграл позиции – пока всего одну. Хорошо стартовал на глазах многих своих поклонников Серхио Перес, поднявшийся на 11 место. Напротив, неудачным старт был для Кими Райкконена, откатившегося на седьмое. Кими был одним из пилотов, проехавшихся по асфальтовой зоне безопасности, более серьезных происшествий на старте не было.
Уже с самого старта гонка радовала обилием борьбы. Одной из причин был невысокий темп Михаэля Шумахера, которого атаковали и проходили соперники один за другим. Важнее для хода гонки и чемпионата было сражение за вторую позицию между Хэмилтоном и Уэббером. Как и ожидалось накануне, гоночный темп McLaren был на высоте, и Льюис прошел Марка на четвертом круге, сразу после этого показав лучший круг гонки. Чуть далее высокий темп демонстрировал и Дженсон Баттон, для которого квалификация завершилась неудачей. В воскресенье Дженсон довольно бодро отыгрывал позиции. Так что речь можно было вести не только о хорошей форме Хэмилтона, но и McLaren в целом.
Очень скользкое покрытие Circuit of the Americas, усугубившееся выбором Pirelli – самая жесткая пара составов, Medium и Hard, покрышки еле-еле прогревались. Износ был невелик, но возникала другая проблема – сцепления катастрофически не хватало. Кто будет лучше в таких условиях? Этот вопрос был важен в квалификации, но еще важнее в гонке. На дистанции это может проявиться несколько иначе, чем на одном быстром круге, или серии быстрых кругов. С одной стороны, из ситуации лучше должны были выйти Red Bull – наиболее высокая прижимная сила, значит и скользить в поворотах они должны были меньше других, заодно эффективнее прогревая шины. С другой стороны, известно, что Льюис Хэмилтон великолепно пилотирует в условиях низкого сцепления, в этом компоненте он, пожалуй, лучший в современном пелотоне Ф1.
Выйдя на второе место, Хэмилтон сразу показал, что в этот день легкой жизни Феттелю не будет. Разрыв между лидирующим Red Bull и догоняющим McLaren постепенно сокращался. Интересно, что Уэбберу не только не удались попытки удержаться за Хэмилтоном – более того, его самого постепенно начал догонять Алонсо. Если McLaren и Red Bull весь уик-энд в Остине были близки по скорости, то Ferrari проигрывала гораздо значительнее. Как мог Фернандо догонять Марка? Оказалось, что на болиде австралийца начались проблемы с KERS, несчетный раз по ходу сезона. А немного позже, на 17 круге Марк запарковался на обочине – сход с трассы. Как оказалось, причиной стал отказ генератора, третий раз в сезоне для команды, не считая подобных проблем в Lotus Renault. В Остин мотористы Renault привезли доработанную новую версию, после того, как отказались от неё после предыдущих подобных проблем. Считалось, что проблемы новой версии были решены, но многие опасались. Как оказалось, не зря…
У Red Bull есть причины для опасений, несмотря на то, что в скорости они добились преимущества в концовке сезона. Как раз в момент схода Уэббера, Хэмилтон приблизился к Феттелю на расстояние менее одной секунды, и получил право использовать DRS. Однако отличное поведение Red Bull на торможении позволяло Себастьяну отбиваться, даже несмотря на пару перетормаживаний. В конце зоны DRS Хэмилтон приближался максимально близко, но обогнать уже не мог. Парой кругов спустя Льюис допустил небольшую ошибку, а взвинтивший темп Себастьян разом оторвался, выйдя из «зоны DRS».
Учитывая поведение шин, останавливаться рано было невыгодно. Более того, в отличие от других трасс, в Остине критическим был не период незадолго перед пит-стопом, когда шины могут резко потерять сцепные свойства, а, напротив, момент сразу после пит-стопа, когда шины еще не прогреты.
Хэмилтон и Алонсо поехали на пит-стоп в начале 21 круга. Правда, разрыв между ними к этому моменту достиг такой величины, что Фернандо заруливал на пит-столл как раз тогда, когда Льюис уже стартовал от своих механиков. На пит-стопе Алонсо механики Ferrari допустили небольшую заминку с задним правым колесом. К счастью для Фернандо, серьезно на этом он не потерял.
Себастьян Феттель провел пит-стоп кругом спустя, преимущества над вышедшим на второе место Кими Райкконеном хватило для того, чтобы он вернулся на трассу лидером.
Результат медленного прогрева шин – после того как Алонсо вернулся на трассу, он попал под атаки гораздо более быстрого Дженсона Баттона, который сумел опередить Фернандо на 23 круге в зоне DRS. На McLaren шины прогревались гораздо быстрее, и практически в то же время Хэмилтон опередил Райкконена за второе место, также в зоне действия DRS. Льюису для прогрева хватило всего пары кругов, причем Кими он догнал очень быстро. Алонсо для прогрева потребовалось не менее пяти кругов, именно по прошествии этого времени его темп стал быстрее темпа Массы, пит-стопа еще не совершавшего.
Фелипе совершил пит-стоп на 27 круге, его ближайший соперник Райкконен останавливался ранее, на 25-м. Пит-стоп Кими также не обошелся без заминки. И снова тот же эффект: сначала Райкконена, а потом Массу, на еще холодных шинах, прошел Даниэль Риккьярдо, который еще не совершал свой пит-стоп.
Впереди тем временем начался второй акт сражения Феттель – Хэмилтон. Несколько кругов подряд, по ходу которых Льюис обновлял результат лучшего круга гонки – потом ответ Феттеля. Постепенно пилот McLaren приближался к лидеру гонки.
На 33 круге Льюис приблизился к Феттелю настолько, что снова мог пользоваться DRS. Однако до поры до времени атаки Хэмилтона проходили в том же русле, что и до пит-стопов. Разница в скорости не была столь велика, чтобы Льюис поравнялся с Феттелем на прямой, он только догонял соперника, а эффективность торможения Себа позволяла ему оставаться впереди.
Кстати, в гонке был момент, когда теоретически Феттель досрочно становился чемпионом. Он был первым, Алонсо – пятым. Однако гонщикам, находившимся впереди Фернандо, еще предстояли пит-стопы, и он возвращал позиции. Последним таковым стал Дженсон Баттон, продержавшийся на трассе вплоть до 35 круга. В отличие от большинства пилотов, Дженсон, стартовавший за пределами первой десятки, выбрал на стартовый отрезок более жесткие шины. Его примеру последовал один лишь Нико Росберг. В исполнении пилота McLaren тактика действительно принесла свои плоды, и он отыграл немало позиций.
Главное событие гонки состоялось на 42 круге, когда Феттель не столь удачно, как ранее, вышел из 11-го поворота; Хэмилтон наоборот всё сделал идеально. На этот раз после активации DRS Льюис гораздо быстрее приблизился к Себастьяну. Феттель, понимая уязвимость, делал всё, что мог, смещаясь влево, чтобы закрыть вход в 12-й поворот изнутри, но Хэмилтон стремительно сместился направо, поравнявшись с соперником, и вышел вперед к точке торможения, обеспечив себе приоритет на входе в поворот.
Дело было сделано. Свою уверенность Хэмилтон подтвердил на следующем круге; вырвавшись на оперативный простор, он сразу обновил быстрейший круг гонки. Льюис быстро оторвался от Себастьяна более, чем на секунду, обезопасив себя от возможных контратак в зоне DRS. Большего отрыва Феттель создать не позволил, его темп также был хорош, но вне зоны действия DRS он не мог ничего поделать. Льюис обеспечил себе минимально достаточный безопасный отрыв.
Интересные события в гонке на этом не закончились. Дженсон Баттон обеспечивал публику отличным шоу, особенно обгоняя Райкконена. Дженс и Кими прошли бок о бок 12-й и 13-й повороты, перекрещивая траектории. Предельно близко, жестко, но корректно. Не менее щедры в плане шоу были и пилоты Williams. Пастор Мальдонадо и Бруно Сенна не брезговали и контактной борьбой. Но первая тройка пришла к своему окончательному положению.
Первая победа Льюиса после Монцы. Феттель и Алонсо на подиуме. Три лучших гонщика пелотона Ф1 на настоящий момент? Слишком многое говорит «да». Жаль, что только двое из них продолжают сражение за титул, но главное, Остин показал – финал в Интерлагосе будет, и не формальный. 13 очков – это с одной стороны много, но с другой – совсем чуть-чуть.
За пределами подиума в очках финишировали Масса, поднявшийся на четвертое место, несмотря на «понижение» на старте, Баттон, Райкконен, Грожан, Хюлкенберг, Мальдонадо и Бруно Сенна. Серхио Пересу до очков на почти домашнем Гран При не хватило совсем чуть-чуть. Но главное, назовите хоть одного, кто не участвовал бы по ходу гонки в интересных, захватывающих сражениях! Возвращение Формулы-1 в США, на специально построенную для этого события трассу в Остине, прошло на очень высокой ноте.
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, остин, ред булл, рено, себастьян феттель, серхио перес, сша, техас, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари