То, о чем говорилось так много, случилось. На шестом этапе чемпионата в Монако победу праздновал шестой гонщик. Однако победы шестой команды не получилось – вторую победу по ходу сезона завоевала чемпионская команда Red Bull. Марк Уэббер, стартовав с поул-позишн, лидировал большую часть дистанции и выиграл второй в своей карьере Гран При Монако.
Гонки в Монако, при всей красоте картины, редко получаются по-настоящему захватывающими. Зачастую они проходят достаточно монотонно, нагнетая напряженность только одним лишь пониманием факта, что любая ошибка здесь стоит очень дорого. В Гран При Монако образца 2012 главных моментов было три. Старт, не обошедшийся без завала, который вызвал появление на трассе автомобиля безопасности. Шинная тактика, с ожиданием кто же «убьет» покрышки, а кто сработает лучше остальных (в прошлом году именно из-за шин Гран При Монако получился по-настоящему захватывающим). И, наконец, ожидание дождя. Который должен был прийти, но никак не приходил.
Старт Уэббер выиграл, а Росберг и Хэмилтон сохранили свои позиции. Правда Нико стартовал хорошо, но так и не сумел опередить Марка, - сделать это в St. Devote весьма сложно. А Хэмилтон наоборот сдвинулся со стартовой решетки не слишком резво, и перед первым поворотом попал под атаки Алонсо и Грожана. Еще лучше среагировал Михаэль Шумахер, попытавшийся пройти между Грожаном и стеной. Но Алонсо стал смещаться влево, Роман последовал его примеру, и Шумахер оказался зажат между Lotus француза и отбойником. Это привело к развороту Грожана поперек трассы, а ведь вплоть до этого момента Роман отлично смотрелся на улочках Монте-Карло. От столкновения с Lotus не смог уйти Камуи Кобаяши, Sauber которого впечатляюще подпрыгнул, а дальше началась цепная реакция. Пастор Мальдонадо, стартовавший с последнего ряда после того, как к 10 потерянным позициям из-за штрафа прибавилось еще 5 за смену коробки передач, остался без переднего антикрыла и вскоре сошел. Педро де ла Роса лишился заднего крыла. Виталий Петров повредил переднее и был вынужден совершить внеплановый пит-стоп. Здорово стартовал Хейкки Ковалайнен, выигравший целый ряд позиций и обосновавшийся перед Баттоном.
| |
Еще перед началом уик-энда Гран При Монако Пол Хембри порадовал формульную общественность известием, что шины Pirelli могут позволить провести гонку с одним-единственным пит-стопом. Удивительно по нынешним временам и темпам износа шин Pirelli. В Монако компания впервые в сезоне привезла пару компаундов SuperSoft/Soft, но более мягкий состав прекрасно подходил условиям Монте-Карло, а более жесткий «мягкий» при не очень жаркой погоде и вовсе должен был показать себя весьма выносливым. В итоге все стремились ограничиться одним пит-стопом, разница была только в подходах. Естественно, пилоты, проведшие финальный сегмент квалификации на SuperSoft, были в любом случае вынуждены стартовать на нем же. Но большая часть гонщиков позади первой десятки также склонилась к этому тактическому варианту. Исключением стали Себастьян Феттель, пожертвовавший ради этой возможности квалификационной попыткой, Дженсон Баттон, напрочь проваливший квалификацию, и еще несколько пилотов, в том числе и Виталий Петров.
Чего смог бы добиться Петров на этой тактике, мы, к сожалению, не узнаем, так как Виталий после первого круга был вынужден менять переднее антикрыло, а на 16 круге второй раз остановился в боксах, на этот раз окончательно, - проблемы с электрикой. В любом случае, на многое пилот Caterham претендовать не мог. А вот понаблюдать за Феттелем и Баттоном на альтернативной тактике было очень интересно. Но Дженсон застрял за Ковалайненом, и убивал резину в бесплодных попытках подготовить атаку. Зато Себастьян проявил себя наилучшим образом, отлично приняв старт и избежав неприятностей на первом круге. С 9-го места на старте Феттель поднялся на шестое, позади Массы и впереди Райкконена с Шумахером. Удерживаясь в темпе первой пятерки, Себастьян создавал задел на будущее.
Тема дождя несомненно оказывала большое давление на тактический вопрос, хотя так и не была раскрыта полностью. Но перманентное напряжение нагнеталось, и все старались оттянуть свой первый пит-стоп как можно дальше, независимо от стартового комплекта шин. Особенно здесь преуспели Кими Райкконен с Марком Слейдом, доездившиеся до того, что «супермягкие» Pirelli совершенно потеряли сцепные свойства, и Кими собрал за собой целый «поезд», возглавляемый Михаэлем Шумахером. Однако даже при катастрофической потере темпа опыта Райкконена хватало, чтобы не давать обойти себя. При грамотной обороне в Монако обогнать практически невозможно.
Что же случилось с Lotus, который перед Монако все чуть ли не произвели досрочно в победители этапа? Болид E20 обладает прекрасной динамикой разгона и до поры до времени достаточно бережно относился к шинам. Но судя по прежним гонкам, наилучшие условия для Lotus – это еще и жаркая погода вдобавок к большому количеству разгонов на выходе из медленных поворотов, как это было в Бахрейне. В Монако было довольно прохладно, и заставить работать шины наилучшим образом видимо не удалось.
Оттягивая пит-стоп Райкконена до предела, в Lotus испортили гонку и ему, и преследователям. Особенно здесь стоило бы выделить Шумахера, но, увы, незадолго до финиша Mercedes семикратного чемпиона мира стал катастрофически терять темп, и Михаэль был вынужден завершить гонку в боксах. Очередная неудача.
Первая пятерка, стартовавшая на SuperSoft, провела свои пит-стопы примерно в одно и то же время, проехав на первом отрезке около 30 кругов. Дольше других в этой группе оттягивал свой пит-стоп Фелипе Масса, «переобувшийся» на 31 круге. Свернув на пит-лейн, Фелипе уступил лидирующую позицию Себастьяну Феттелю, который принялся штамповать круги на своем еще годном Soft. Единственная смена позиций здесь произошла между Алонсо и Хэмилтоном; Фернандо, сменивший шины кругом позже, выехал впереди Льюиса.
Если бы в этот момент пошел дождь, пилоты, еще не останавливавшиеся на пит-стоп, могли бы получить преимущество. Но дождь не пошел. На 35 круге пит-стоп совершил Михаэль Шумахер, и стало окончательно понятно, что в этот день большого успеха ждать не приходится. На 38 круге стартовый комплект Soft’а сменил Баттон, которому теперь предстояло проехать большую часть дистанции на «супермягких» Pirelli. Самое ужасное, что выезжая с пит-лейн Дженсон не смог опередить Ковалайнена, и зеленая корма Caterham продолжала маячить впереди, словно проклятие.
Наконец, на 45 круге пит-стоп совершил Себастьян Феттель, проехавший на стартовом комплекте больше половины дистанции. Это была прекрасно выполненная работа. На оставшуюся часть дистанции Себастьян получил комплект Supersoft, на котором уже не надо было ехать половину гонки. Хотя Феттелю предстоял стинт более протяженный, чем стартовый у его непосредственных соперников, нельзя забывать, что в этой части гонки Red Bull Себастьяна был легче. Феттель уже проявлял чудеса экономии резины в Гран При Монако прошлого года, что тогда принесло ему победу (наряду с остановкой гонки). Теперь он пытался в какой-то степени повторить трюк, но сложность была в том, что соперники на этот раз тоже не собирались останавливаться больше одного раза.
Феттель вернулся в гонку на четвертом месте, позади Алонсо и впереди Хэмилтона и Массы. Уэббер вновь возглавлял довольно плотную группу, но понятно, что шансов на обгон здесь ни у кого не было. Темп износа резины у всех в лидирующей группе был примерно одинаков, никто никому уступать не собирался.
Кругов за 20 до финиша Марк сбросил темп, Нико Росберг начинает наседать особенно плотно. На 70 круге на трассе появляются желтые флаги, а народ на трибунах начинает доставать зонтики. На Монако наконец приходит дождевой фронт. Но дождь не сильный, и пилоты предпочитают оставаться на трассе. Единственный, кто меняет шины на промежуточные, - Жан-Эрик Вернь, но похвастаться удачным опытом он не может.
Трасса, тем не менее, становится более скользкой, и шансы на обгон возрастают. Однако наиболее жаркая борьба происходит за пределами первой десятки, где у Баттона, которого настиг быстрый Серхио Перес, окончательно заканчивается терпение. Атака на Ковалайнена в «Бассейне» приводит к развороту и сходу Дженсона. За дело принимается Перес, но Ковалайнен крайне неуступчив, и Серхио в свою очередь разворачивает в St. Devote. Однако Хейкки ломает переднее антикрыло, и оказывается вынужденным совершить пит-стоп. Тем не менее, это не мешает ему добиться лучшего среди трех команд-аутсайдеров результата в сезоне – 13-го места.
Впереди же сохраняется статус-кво. Цена ошибки здесь слишком велика, и никто безоглядно в атаку не идет. В итоге Марк Уэббер выигрывает Гран При Монако, опередив Росберга, Алонсо, Феттеля, Хэмилтона и Массу. Следует отметить Фелипе, который впервые в сезоне выглядел по-настоящему конкурентоспособным. Также в очках финишируют обе Force India, Пол ди Реста и Нико Хюлкенберг, причем немец обогнал в трафике в «Раскассе» Кими Райкконена, которого заблокировал Серхио Перес. Перес получил за этот эпизод проезд через пит-лейн, но Кими никак не может занести эту гонку себе в актив. Lotus на этот раз разочаровывает. Замкнул очковую десятку Бруно Сенна, - 1 очко для Williams, команды-победительницы прошлого Гран При.
Марк Уэббер впервые по ходу сезона приехал на подиум, и сразу – на его верхнюю ступеньку. Что ж, еще перед началом уик-энда Уэббер заявлял о своей уверенности, сравнивая ситуацию с прошлым годом. По итогам Гран При Монако Марк поднялся на третью строчку в личном зачете, сравнявшись по очкам с напарником. Благодаря второму подряд подиуму таблицу возглавил Фернандо Алонсо.
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: кими райкконен, марк уэббер, монако, монте-карло, нико росберг, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, хейкки ковалайнен