Тяжело найти универсальную точку отсчёта начала гоночного сезона, однако никто не поспорит, что для многих болельщиков автоспортивный год начинается с легендарного марафона «24 часа Дайтоны», который в эту неделю отмечает свой 50-летний юбилей. Конечно, значение этой гонки поблёкло в последние годы, и, как мне кажется, есть основания сравнивать Дайтону и «Инди 500», которая также переживает не самые лучшие времена, ведь как нынешние автомобили категории DP не идут ни в какое сравнение с великолепными прототипами группы С, точно также, как и индикаровские «Даллары» невозможно поставить рядом с «Лолами» и «Рейнардами» середины 90-х. Зато у Дайтоны, точно также, как и у «старой кирпичницы» всё еще остается престижный статус и, что более важно, фантастическая атмосфера. Юбилейный марафон, естественно, гонка не рядовая, и два фактора делают её еще более интересной. Это, во-первых, дебют шасси нового поколения – «Корветт» и «Райли», а во-вторых – невероятный по глубине пелотон в классе GT, который собрал звёзд гонок большого туринга со всего мира. Live Talk Racing в ближайшие два дня познакомит вас со всеми командами, принимающими участие в Rolex 24 Hours of Daytona 2012 года, и начнём мы цикл публикаций с представления категории GT.
Extreme Speed Motorsports
Номер: 03
Автомобиль: Ferrari F458
Спонсор: Patron Tequila
Владелец: Скотт Шарп
Экипаж: Эд Браун (США), Гай Космо (США), Йоханнес ван Овербек (США), Скотт Шарп (США)
Одна из тёмных лошадок в заявочном листе. Шарп создал боеспособную организацию, которая хорошо зарекомендовала себя в ALMS, и в нынешнем сезоне он попробует выставить машину на ограниченное расписание в Grand-Am. Ferrari 458 Italia, подготовленную под регламент Sports Car Series, команда знает как свои пять пальцев, ну а сомневаться в способностях экипажа, естественно, не приходится. Шарп является, пожалуй, наиболее известным широкому кругу любителей автоспорта гонщиком: с 1993 по 1995 год он выступал в CART, следующие 11 лет провёл в IRL, выиграв за это время девять гонок, а с 2008 года участвует в ALMS при спонсорской поддержке Patron Tequila, причем за три сезона Скотт опробовал свои силы в трёх различных классах. В 2011 году он выступал в экипаже с ван Овербеком, который до сезона-2010 защищал цвета Flying Lizard Motorsports, но серия досадных неудач на этапах не позволила побороться за высокие места в классе. Также в особом представлении не нуждается новичок года 2005 года в ALMS Гай Космо. Он уже на протяжении девяти лет является частым гостем на этапах Grand-Am и завоевал себе известность если не хорошими результатами (хотя таковых хватает), то своей яркой индивидуальностью. Вместе с генеральным директором Patron Tequila Эдом Брауном он в минувшем сезоне представлял в ALMS второй экипаж команды, но без особого успеха. Все четыре гонщика Extreme Speed объединились для участия в «24 часах Дайтоны» и рассчитывают на высокое место по итогам гонки.
Magnus Racing
Номера: 4/44
Автомобиль: Porsche 911 GT3
Спонсор: -
Владелец: Джон Поттер
Экипаж #4: Джастин Белл (США), Даниель Грэфф (США), Рон Йараб-мл. (США), Райан Эверсли (США)
Экипаж #44: Энди Лалли (США), Рихард Лиетц (Австрия), Джон Поттер (США), Рене Раст (Германия)
Команда продолжает своё планомерное развитие, и на 50-ю «Дайтону» впервые в истории выставит два автомобиля. Magnus Racing прежде не обладала ярким составом пилотов, но результаты в марафоне говорят сами за себя. В своей дебютной гонке в 2010 году команда взяла пятое место, а в минувшем сезоне остановилась в шаге от подиума. Возможно, что подписание Энди Лалли, который, как ожидается, проедет вместе с Джоном Поттером весь сезон, позволит организации продолжить прогресс. Главные силы будут брошены на «Порше» #44, который является основным. Большим подспорьем может стать приглашение в команду Рихарда Лиетца и Рене Раста. Лиетц является двукратным победителем «24 часов Ле-Мана» в категории GT2 (2007, 2010) и двукратным чемпионом серии «Ле-Ман» (2009, 2010), а Раст на протяжении нескольких последних лет успешно выступает в Porsche Supercup. Вместе с таким опытным пилотом как Лалли, эта машина является грозной силой.
Второй «Порше» команды явно не может рассчитывать на высокий результат, но перед экипажем стоят и немного другие задачи. Эта команда несёт благотворительную миссию, собирая средства в фонд детям, больным неврофиброматозом. Примечательно, что в составе #4 поедет Джастин Белл, обозреватель и пит-репортёр телеканала SPEED, который примет участие в гонке, не отрываясь от своих профессиональных обязанностей. Стоит также отметить, что в сотрудничестве с Ustream и eBay Motors, Magnus Racing представит интернет-трансляцию, которая будет носить интерактивный характер и займёт все практики и 24 часа гонки: сотрудники команды будут в свободное время общаться с болельщиками, кроме того будет организована игра с призами для болельщиков.
Alliance Autosport
Номер: 12
Автомобиль: Porsche 911 GT3
Спонсоры: PDI, Florida Citrus Drink, Coastal Technical Services
Владелец: Сурен Чобанян
Экипаж: Джон Миллер (США), Хэл Прюитт (США), Скотт Реттич (США), Мэтт Шнайдер (США), Даррил Шофф (США)
Одна из полупрофессиональных заявок, претендующая на роль простого филд-филлера. Уже финиш в гонке будет считаться для этой команды успехом. Её состав представлен в основном гонщиками, выступающими в соревнованиях под эгидой SCCA, которые не могут похвастать богатым опытом, ведь даже Хэла Прюитта, специализирующегося на круглосуточных марафонах нельзя назвать известным пилотом. Для Прюитта ближайшая Дайтона станет третьей в карьере, а вот для Миллера и Шоффа грядущий марафон станет дебютным. Естественно, что рассчитывать на какой-то успех, имея в составе двух малоопытных новичков, невозможно.
Rick Ware Racing
Номер: 15
Автомобиль: Ford Mustang BOSS 302
Спонсор: ?
Владелец: Рик Уэйр
Экипаж: Крис Кук (США), Джон Уэйр (США), Дуг Харрингтон (США), Тимми Хилл (США), Джеффри Эрнхардт (США)
Одна из двух команд NASCAR, решившая попробовать свои силы в Grand-Am, но если организация Майкла Уолтрипа имеет ценный опыт участия в «24 часах Ле-Мана» и стабильную финансовую основу, и потому её нельзя назвать мальчиком для битья, то вот что двигало Риком Уэйром не совсем понятно. Команда сама строила автомобиль, подгоняя его под регламент серии, в отличие от прошлогодней кампании, когда использовался Porsche 911 GT3, и вряд ли он является конкурентоспособным в настоящий момент, несмотря на бодрые заявления руководства команды и пилотов. Основные надежды Уэйр связывает с Крисом Куком, который регулярно приезжает на этапы NASCAR, проводящиеся на дорожных трассах. Уже было объявлено, что Кук выступит на всех гонках сезона в Grand-Am и, скорее всего, его партнёром в экипаже станет внук семикратного чемпиона NASCAR Winston Cup Дейла Эрнхардта – Джеффри, который не смог найти себе место на предстоящий сезон в соревнованиях сток-каров. Интересно, что Уэйр со всей серьёзностью относится к своей программе в Grand-Am, ибо не так давно команда приобрела дополнительное здание под гараж, в котором будет вестись работа над «Мустангами», и кроме этого по некоторым данным Рик попытается выставлять до трёх автомобилей на этапы. Учитывая, что надежды заявить два автомобиля на Дайтону не оправдались, есть основания предполагать, что на протяжении всего сезона RWR будет оперировать единственным автомобилем.
Burtin Racing
Номер: 17
Автомобиль: Porsche 911 GT3
Спонсор: FOAMETIX
Владелец: Клаудио Буртин
Экипаж: Себастьян Аш (Германия), Джек Болдуин (США), Клаудио Буртин (Аргентина), Мартин Раггингер (Германия), Брайан Селлерс (США)
Команда выступает в альянсе с Goldcrest Motorsports, которая в 2009 году занималась подготовкой автомобиля для Farnbacher Racing, выигравшей чемпионат, а в минувшем сезоне помогала Brumos Racing, и помимо Дайтоны планирует также проехать на остальных этапах, входящих в «Североамериканский эндуранс-чемпионат» - в Уоткинс-Глен и Индианаполисе. Экипаж вряд ли можно расценивать как одного из фаворитов марафона, но нельзя не отметить, что Клаудио Буртин собрал весьма интересный и разноплановый состав пилотов. Основное внимание будет приковано к молодому немцу Мартину Раггингеру, который в свои 23 года уже имеет солидный опыт участия в самых разнообразных сериях, в том числе и Grand-Am, будучи заводским пилотом «Порше». Он не в первый раз объединится в одной команде с Себастьяном Ашем. Так, в прошлом году, они вместе выступили в «24 часах Нюрбургринга». Роль опытного дядьки в команде принадлежит Джеку Болдуину, для которого грядущая «Дайтона» станет уже 23-й в карьере, но при этом он также регулярно принимает участие и в других марафонах. В 1984 году состоялся его дебют в «24 часах Дайтоны», окончившийся победой в категории GTU. Пятый участник команды – Брайан Селлерс – известен тем, кто следит за серией ALMS. В прошлом году американец выиграл два этапа – в Мид-Огайо и Балтиморе в составе Team Falken Tire на Porsche 911 GT3 RSR и в 2012 году продолжит выступления в этой команде вместе с немцем Вольфом Хенцлером.
Muehlner Motorsports America
Номера: 18/19
Автомобиль: Porsche 911 GT3
Спонсор: Texas Heart Institute
Владелец: Бернард Мюлнер
Экипаж #18: Дэйви Джонс (США), Билл Лестер (США), Джон МакКатчен (США), Марк Дж. Томас (Канада)
Экипаж #19: Скотт Доллахайт (США), Иэн Нэйтер (США), Ретт О’Доски (США), Дерек Уитис (США)
Безусловно, главной новостью, пришедшей из стана этой команды, стало включение в состав победителя «24 часов Дайтоны» 1990 года и последнего на данный момент американца, побеждавшего в абсолютном зачёте в Ле-Мане (1996 год) Дэйви Джонса. За исключением его, и достаточно известного темнокожего гонщика Билла Лестера, который в прошлом году вместе с Джорданом Тейлором блестяще выступил за Autohaus Motorsports в категории GT, а до этого в 2009 году проехал полный сезон за Orbit Racing, гонщики команды являются рента-драйверами, о которых многого не расскажет даже Google. В этом, собственно, и был подход американского отделения Muehlner Motorsports, которое поначалу планировало выставить на Дайтону одну машину.
Liqui Moly Engstler/Mitchum
Номер: 20
Автомобиль: Porsche 911 GT3
Спонсор: Liqui Moly
Владелец: Крис Митчум
Экипаж: Дэвид Марри (США), Джозеф Сафина (США), Гюнтер Шальдах (Канада), Франц Энгстлер (Германия)
Еще один альянс, знаменующий возвращение в знаменитый марафон спонсора Liqui Moly. Team Engstler в настоящее время выступает в WTCC, и именно усилиями немца Франца Энгстлера почти легендарная раскраска (в 1980 году Porsche 935, победивший в Дайтоне, в качестве спонсора имел именно Liqui Moly) вернулась в «24 часа». Состав для своей команды Крис Митчум подобрал весьма опытный. Взять хотя бы Дэвида Марри. Он более десяти раз принимал участие в «24 часах Дайтоны» и «12 часах Себринга», трижды выступил в Ле-Мане, и является признанным мастером гонок спорт-каров. Джо Сафина, хоть и не снискал особого успеха в автоспорте (в общем, для него это не профессиональное занятие, а скорее хобби), но и для него грядущая Дайтона будет далеко не первой, а что касается Гюнтера Шальдаха, то он, пройдя ступеньки чемпионатов SCCA, с 2010 года выступает в Grand-Am на постоянном расписании. В минувшем сезоне он вместе с Оливером Гэвином представлял на трассах Banner Racing. Единственный дебютант «24 часов» в составе команды, таким образом – Энгстлер, но его послужной список впечатляет и без этого: помимо WTCC он выступал в «Формуле 3», немецком и азиатском туринге, ADAC Pro Series, а что такое суточный марафон он знает не понаслышке благодаря участию в «24 часах Нюрбургринга» и «24 часах Дубая».