1970 год. Битва суперкаров
Первая «Дайтона» 70-х годов обернулась встречей на поле боя двух суперкаров новой «Группы 5» - Gulf Porsche 917 команды Джона Вайера и Ferrari 512S. И пусть к концу 1971 года FIA закрыла пятилитровую формулу, «Порше» и «Феррари» подготовили для борьбы в этой категории экзотичные автомобили, которые доминировали в соревнованиях.
Вайер к тому времени выиграл два «Ле-Мана» подряд с GT40, но в Дайтону он привёз два бело-оранжевых «Порше». Главным экипажем была назначена пара Педро Родригес из Мексики и финн Лео Киннунен, а вторую машину пилотировали Брайан Редман и Йо Сифферт. Лидером «Феррари» являлся Марио Андретти, который вместе с итальянцем Артуро Мерцарио управлял ярко-красной 512S. Также под флагом NART выступали Дэн Гёрни и Чак Парсонс.
Эти две команды приняли участие в захватывающей борьбе за второе место, которая держала зрителей в напряжении до самого клетчатого флага, в то время как лидирующий «Порше» едва ли не с первых часов ушёл вперед, создав практически непреодолимый отрыв от конкурентов. Родригес одержал свою третью победу в Дайтоне, и первую в рамках 24-часового марафона. Преимущество победившего экипажа составило 45 кругов. Родригес, после упорной борьбы с товарищами по команде, вышел вперёд на отметке 2 часа 35 минут и пролидировал оставшуюся часть дистанции. В 1970 году пал рекорд средней скорости победителей, установленный Кеном Майлзом и Ллойдом Руби в 1966 году, так как результатом выигравшего «Порше» стали 107.388 мили в час.
Однако, как уже говорилось, основное внимание привлекло сражение за второе место. В то время как Родригес и Киннунен проехали гонку, не столкнувшись с серьёзными проблемами, экипаж Редман/Сифферт оказался не столь удачлив. На третьем часу дистанции Редман проколол колесо, и ошмёток резины повредил тормозную систему, что отбросило машину из лидеров сразу на восьмую позицию. Уже совсем скоро «Порше» шёл на втором месте, но тут снова неприятности. Команда потеряла 90 минут рано утром на замене сцепления, причём Редман не смог использовать затраченное на ремонт время, чтобы отдохнуть. «Возникла проблема, связанная с тем, что Лео (Киннунен) не очень хорошо понимал по-английски», - рассказывал Редман. – «Команда не могла втолковать ему, что он должен сбросить темп, ибо лидерство было более, чем уверенным. Меня посадили в кабину на одну смену, пока на моей машине меняли сцепление, так что в итоге я управлял автомобилями, занявшими и второе, и первое места».
После того, как необходимый ремонт был проведён, Брайан вернулся в гонку четвёртым. Ему удалось быстро отыграть одну позицию, но «Феррари» Андретти и Мерцарио, шедшая второй, и которой в тот момент управлял Жаки Икс, спешно добавленный в экипаж через пять часов после старта, была в 39 кругах впереди. Затем уже бельгиец был вынужден заехать на длительный ремонт. 45 минут потребовалось его команде, чтобы устранить повреждения задней части кузова. «Феррари» вернулась на трассу, всё еще имея задел в пять кругов, но её скорость значительно упала. Редман организовал успешное преследование и за два часа до клетчатого флага обошел итальянский автомобиль, но едва это произошло, как Брайан зацепил отбойник, и команда потратила пять минут на спешный ремонт. Таким образом, Андретти снова вернулся вперед, с преимуществом в круг.
Сифферт сменил Редмана на последнюю смену, и начал секунда за секундой отгрызать преимущество Марио, но, казалось, всё было зря. 35 минут оставалось до финиша, а «Феррари» удерживала вторую позицию с преимуществом в 55 секунд. Однако в «Порше» не собирались опускать руки. За 20 минут до конца Сифферт проехал круг, который был на три секунды быстрее времени поула, а за четыре минуты он был уже на хвосте «Феррари», после чего совершил уверенный обгон по внешнему радиусу, оформив победный дубль команды Вайера.
Как выяснилось немного позднее, битва пусть и получилась потрясающей, но необходимости в ней не было никакой. Как и подозревала команда Редмана, они еще до того обгона имели круг преимущества над «Феррари», а в официальном протоколе уже стоял отрыв в три круга. Но, так как во время самой гонки об этом не было известно, сражение за второе место доставило огромное удовольствие зрителям.
Третий Porsche 917 под управлением Вика Элфорда и Курта Аренса был отброшен сначала на девятую позицию из-за проблем с тормозами, а затем и вовсе сошёл с дистанции на 11-м часу по причине пробитого бензобака. «Произошло то, что Курт только-только проехал заезд на пит-лейн, и в этот момент у него лопнула левая задняя покрышка, и почти целый круг он царапал днищем по асфальту», - объяснял Элфорд. – «Пострадал не только кузов, но и бензобак».
Удивление и восхищение вызывает тот факт, что даже несмотря на то, что Андретти выжимал из своей машины всё, что только мог, его Ferrari 512 встретила клетчатый флаг, хотя четыре другие «Феррари», ехавшие в консервативном режиме, сошли по ходу гонки. В том числе проблемы случились и у экипажа Гёрни/Парсонс. После 18 часов Дэн занимал пятое место, но затем отказала трансмиссия. Ferrari 512 Нино Ваккареллы и Игнацио Джунти влетела в стену после прокола колеса на отметке 2 часа 35 минут, а Икса, напарником которого был Питер Шетти, постигла та же судьба, несмотря на то, что он после случая с итальянским экипажем, решил беречь машину. Повреждения кузова и подвески привели к сходу, и Жаки был добавлен в команду к Андретти и Мерцарио.
Пара Ferrari 312P, принадлежащих NART, замкнула первую пятёрку финишировавших. Сэм Поузи и Майк Паркс заняли четвёртое место на прошлогодней модели с трёхлитровым двигателем, выиграв в категории прототипов, на 15 кругов опередив товарищей по команде Тони Адамовича и Дэвида Пайпера, несмотря на то, что Паркс попал в аварию, столкнувшись с медленной машиной, плюс по ходу заезда экипаж потерял время на трёх длительных пит-стопах из-за проблем с масляным фильтром.
В гонке приняло участие две Matra 650 – эти заявки спонсировало французское правительство. Один из автомобилей получил в своё распоряжение Джек Брэбэм, товарищем которого по экипажу был назначен Франсуа Север, для которого та «Дайтона» была первой в карьере, а второй разделили Жан-Пьер Бельтуаз и Анри Пескароло. Трёхкратный чемпион мира Брэбэм, для которого сезон 1970 года в «Формуле 1» должен был стать последним, смог занять десятое место, хотя команде пришлось сражаться с серьёзными проблемами с системой зажигания. Обе «Матры» вернулись на трассу в последнюю минуту гонки, чтобы быть классифицированными в качестве финишировавших.
Роджеру Пенске защита титула радостных эмоций не принесла. В категории «Транс-Ам» он выставил новый Javelin для Марка Донохью и Питера Ревсона. Уже в начале заезда команда не смогла правильно рассчитать расход топлива, и машина осталась без бензина, не доехав до пит-лейна. Донохью пришлось бежать в питы за канистрой топлива, но 11 потерянных минут не помешали ему вернуться в лидеры класса. Ревсон и Донохью к одиннадцати вечера на 23 круга опережали ближайшего преследователя, но затем обнаружилась потеря давления масла, которая в скором времени привела к сходу.
Пенске выставил также Lola Mk 3B с мотором «Шевроле», оставшуюся в его распоряжении с предыдущего сезона, но эту машину постигла ещё более незавидная участь. Джон Кэннон (вторым участником экипажа был Джордж Итон) уже на первом круге свернул на пит-лейн, так как из маслобака начало вытекать масло, и больше на трассу не вернулся.
Джерри Томпсон и Джон Махлер финишировали шестыми на «Корветте», выиграв в категории GT для машин с двигателями свыше двух литров, а Чарли Кемп и Боб Митчелл взяли победу в классе «Туринг» на «Камаро», став 13-ми в общем зачёте. 15-е место отошло экипажу Ральф Мини/Гэри Райт/Билл Бин на Porsche 911S, победившему в «Гранд Туринге» для двухлитровых автомобилей. Ещё одна категория – «Туринг» с ограничением объёма двигателей в два литра – осталась за Дель Руссо Тейлором и Хэнком Шелдоном, управлявшими Alfa Romeo GTV. Из числа интересных экипажей также стоит отметить финиш на восьмом месте в абсолюте Билла Вундера и Рэя Куомо на Ford GT40. Это шасси, имевшее код 103, победило в «Дайтона Континентал» 1965 года. Гонка 1970 года примечательна дебютом итальянца Джанпьеро Моретти. Его Ferrari 512 выбыла по причине аварии, но с этого начался поход Моретти за победой в марафоне, который продлился 30 лет.
«24 часа» продолжили набирать популярность. Газета «Дайтона Бич Ньюс-Джёрнал» оценила количество зрителей в 35 тысяч человек и в своей статье противопоставила пришедшую публику той, что приезжает в Дайтону на 500-мильную гонку NASCAR. «В «Дайтоне 500» зрителей привлекают быстрые машины и отважные гонщики. Все они, преимущественно, южане», - писал Брэд Уилсон. – «На «24 часах» публика помоложе и получше знакома с шампанским, икрой, реактивными самолётами, а машины – как женщины – элегантны и экзотичны. Единственное исключение – территория инфилда у западного бэнкинга. Там вы найдёте бородатых хиппи и их длинноволосых подружек». Директор трассы по связям с общественностью Хьюстон Лоуинг упоминается в той статье, как автор цитаты: «Соотношение ребят из колледжей, посещающих эту гонку и «Дайтону 500» - будет 10 к 1».
Перевод книги "24 часа Дайтоны. Полная история легендарного американского марафона".
Джей-Джей О'Малли
Издательство "Дэвид Булл Паблишинг"