Уступив обновлённой программе «Форда» в обоих 24-часовых марафонах 1966 года – в Дайтоне и Ле-Мане, в «Феррари» были преисполнены решимости взять уверенный реванш над своими принципиальными соперниками. Итальянский производитель для этой цели организовал интенсивную тестовую сессию длиной в неделю на «Дайтона Интернэшнл Спидвей», где опробовал Ferrari 330P4 c двойным верхним распредвалом. В составе гонщиков был Крис Эймон, выигравший с «Фордом» марафон в Ле-Мане.
| |
Несмотря на строжайший запрет Энцо Феррари не побивать рекорд круга, установленный «Фордом» (1.57.8), неофициально лучшим результатом новой «Феррари» стало время 1.53 (средняя скорость 121 мили в час). За ослушание был уволен спортивный менеджер Евгенио Драгони.
«Форд» также готовил к «24 часам Дайтоны» новую машину, но, в отличие от «Феррари», свои тесты она провалила. Модификация J (позднее названная Mark IV) не была быстрее GT 40 Mark II (что уж говорить про соперничество с итальянскими машинами), зато отличалась ненадёжностью.
Шесть Mark II были построены на фабрике Ford Advanced Vehicles в Англии: три было передано Кэрроллу Шелби, другие три – Ральфу Муди. Дэн Гёрни и Эй-Джей Фойт в частном порядке доработали подвески на своём Mark II – шаг, который не одобрил и не поддержал «Форд», а в результате Гёрни стал обладателем поула со средней скоростью 119.165 мили в час.
Вместе с Mark II на «Дайтону» были также заявлены и три оригинальные GT40. Одним из этих автомобилей – сданным в аренду Джону Вайеру владельцем компании «Галф Ойл» Грэйди Дэвисом – управлял экипаж Жаки Икс/Дик Томпсон.
Необычная машина разделила с Гёрни первый ряд стартового поля. Фил Хилл успешно опробовал в боевых условиях новый Chaparral 2F Джима Холла, отличительной особенностью которого было необычно высокое заднее антикрыло. Холл также выставил и лично квалифицировал на восьмой позиции «Чапараль» предыдущей версии. В гонке на нём выступили Боб Джонсон и Брюс Дженнингс.
27 тысяч зрителей с трибун наблюдали за тем, как 58 машин встретили зелёный флаг на задней прямой. На выходе из бэнкинга Хилл уже «вёз» секунду своим преследователям. К 30-минутной отметке Фил на 19 секунд опережал ближайшего соперника – Марио Андретти на «Форде», а к моменту первой смены (за руль уселся Майк Спенс) вышедшая на второе место Ferrari 330P4 экипажа Лоренцо Бандини/Крис Эймон проигрывала лидеру уже 45 секунд.
«Как и в 1966 году, мы могли контролировать заднее крыло дополнительной педалью», - рассказывал Хилл о своей машине. – «На овале положение крыла было одним, а на дорожной части трека – другим. К гонке 1967 года мы доработали эту концепцию, и она стала значительно эффективнее, чем на первом «Чапарале».
Через три с половиной часа Фил Хилл снова уселся за руль доминировавшего автомобиля, но уже на первом круге после смены угодил в аварию, потеряв управление на бэнкинге. Машина ударилась задней частью о стену и получила значительные повреждения, которые привели к сходу. «Мы уверенно лидировали, и Спенс ни слова не сказал о том, в каком состоянии находится трасса», - говорил Хилл. – «Когда я впервые добрался до заезда на бэнкинг, всё пошло кувырком. На трассе находились частички гравия и покрытия, по всей ширине трассы. Я просто поскользнулся и зацепил стену, но этого хватило, чтобы вывести нас из борьбы». Спустя 35 лет после гонки Хилл всё же считает, что в гонке и так было очень мало шансов на победу: «Не думаю, что этот инцидент что-либо изменил, потому что в каждой гонке того сезона, что проходила на скоростной трассе, мы сходили из-за отказа коробки передач. Подчёркиваю, на каждой. Единственный раз мы смогли увидеть клетчатый флаг в Брэндс-Хэтч, а это была последняя гонка в году». «Но, конечно же, меня обвиняли, говорили, что если бы не я, мы бы победили. Это было неприятно», - грустно улыбается Хилл. – «Сход был ещё более обидным потому, что мы так уверенно лидировали, гонка для нас выглядела прогулкой. Хотя, конечно же, 24-часовой марафон никогда не может называться таковой».
Сход «Чапараля» благотворно сказался на перспективах «Феррари», чьи машины оккупировали первые четыре позиции к шестичасовой отметке. До конца гонки полидировали всего две машины – модели Р4. Ранним утром, во время тумана, экипаж Бандини/Эймон окончательно перехватил инициативу, и последние семь часов прошли под его диктовку.
В то же самое время армада «Фордов» страдала из-за проблем с трансмиссией. Каждая из машин потребовала как минимум одну замену трансмиссии, причем на трёх автомобилях эта процедура проводилась трижды! Благодаря богатой практике к концу дистанции механики наловчились проводить такой ремонт за 18 минут.
Триумф «Феррари» был безоговорочным. Чтобы подчеркнуть свое превосходство, три машины пересекли финишную черту группой, в постановочном фотофинише. Следом за Бандини и Эймоном, в трёх кругах позади, финишировали Майк Паркс и Людовико Скарфьотти на 330Р4, а подиум замкнули Педро Родригес и Жан Гише, управлявшие версией Р3. Занявшие четвёртое и пятое места «Порше» также попали на знаменитую фотографию с финишем (четвертым стал Porsche 910, победитель в категории прототипов с объёмом двигателя менее двух литров, управляли которым Ханс Херманн и Йо Сифферт; пятую же позицию взяла модель 906LE Дитера Спёрри и Рико Стайнеманна). Эдсель Форд конца гонки и торжества своих принципиальных соперников не увидел. Он покинул Дайтону на частном самолете перед окончанием заезда.
«У нас не было никаких проблем, ничто не могло помешать нам», - отметил в послегоночном интервью Эймон. – «Единственной задачей для механиков было проводить заправку и смену покрышек». Эймон и Бандини проехали 666 кругов, 2537.46 мили со средней скоростью 105.703 мили в час. Когда Эймона попросили сравнить «Феррари» с GT40 он ответил: «Mark II – тяжелая машина. Разница в управлении такая же, как между легковым автомобилем и грузовиком». Финишировавшая второй «Феррари» потеряла 14 минут в питах субботним вечером, после того, как во время замены тормозных дисков заело колодку.
Лучшим из «Фордов» стал оригинальный GT40 Икса и Томпсона, финишировавший шестым. Подготовленная Джоном Вайером машина выиграла в классе «Спорт» для автомобилей с объёмом двигателя свыше двух литров. Единственным Mark II, добравшимся до финиша, был экипаж команды «Шелби Америкен» Брюс МакЛарен/Люсьен Бьянки, к которому присоединился Дэн Герни, находившийся за рулём в последний час дистанции. Эта машина заняла седьмое место в абсолютном зачёте.
В других классах успех праздновали следующие экипажи: в двухлитровом «Гранд-Туринге» первенствовали Джек Райан и Билл Бенкер на Porsche 911 (9-е место в абсолюте), другой Porsche 911 под управлением Джорджа Дролсома и Гарольда Уильямсона взял аналогичную категорию «Туринг». В классе «Туринг» для машин с объёмом двигателя свыше двух литров победили Пол Ричардс и Рэй Куомо на «Форд Мустанг», а в аналогичном «Туринге» выиграли Дана Келдер и Ара Дьюб на Triumph TR4.
До финиша добралось 29 машин из 59 стартовавших. Наиболее серьёзным инцидентом заезда стал пожар на «Порше» Вальтера Хабегарра из Швейцарии. Гонщик отделался незначительными ожогами и царапинами. Пожар привёл к первому в истории «24 часов Дайтоны» полному жёлтому флагу.
Как и в 1966 году на старт гонки вышло два женских экипажа. Один из них составили Джанет Гатри, Анита Тэйлор-Мэтьюс и каскадерша из южной Флориды Смоки Дролет. Их «Мустанг» закончил гонку на 20-й позиции. «Ещё за неделю до этого наша машина была чьим-то личным автомобилем», - рассказывала Гатри, которая приняла участие в своей второй и последней «Дайтоне». – Анита была одной из самых быстрых гонщиц, с какой мне когда-либо доводилось выступать вместе. Она действительно ехала очень быстро. Если бы у нас была машина получше, мы бы заняли более высокое место».
Перевод книги "24 часа Дайтоны. Полная история легендарного американского марафона".
Джей-Джей О'Малли
Издательство "Дэвид Булл Паблишинг"