В 1965 году война «Форда» и «Феррари» находилась в самом разгаре, и детройтский автогигант не жалел денег, поставив первой задачей на новый гоночный сезон в соревнованиях спорт-каров выигрыш 2000-километровой гонки в Дайтоне, которая его открывала. Впервые с 1962 года, когда прошла первая «Дайтона Континентал», к машинам GT-класса присоединились более скоростные прототипы.
Не сумев выкупить «Феррари» в 1963 году, «Форд» организовал собственную гоночную команду в Англии, работая совместно с Эриком Бродли из «Лолы». Для конструирования машин был приглашён Джон Вайер, бывший автоспортивный, равно как и генеральный менеджер «Астон Мартина». Новый фордовский прототип был основан на популярной модели «Мустанг» с мотором Ford Fairlane объемом 256 кубических дюймов. Он был подготовлен к 1 апреля 1964 года, и его разработкой занимался в Мичигане инженер Рой Ланн, автор дизайна «Мустанга» (Mustang I). Автомобиль имел высоту в 40 дюймов, откуда и пошло его название – GT40.
Три GT40 были выставлены для участия в «24 часах Ле-Мана» и пусть ни одна из машин не добралась до финиша, Фил Хилл побил рекорд скорости трассы. Проблемы с надёжностью также дали о себе знать и в остальных европейских гонках того сезона.
Едва началась зима, как закипела работа по подготовке к сезону 1965 года. Ответственность за подготовку машин была возложена на «Шелби Америкен Тим», руководил которой, естественно, сам Кэрролл Шелби. Основные изменения в конструкции автомобиля коснулись трансмиссии и коробки передач, которые были модифицированы, был заменён карданный вал, а новым двигателем стала чугунная 289-дюймовая «Кобра».
В Дайтону Шелби привёз не только пару обновленных GT40, но и четыре Daytona Coupe. GT40 повели в бой экипажи Кен Майлз/Ллойд Руби и Боб Бондурант/Ричи Гинтер, а «Купе» управляли Жо Шлессер/Гарольд Кек, Рик Мютер/Джон Тиманус, Эд Лесли/Алан Грант и Роберт Джонсон/Том Пэйн. Команда «Холман-Муди» из NASCAR сделала состав «Форда» на гонку ещё более глубоким, выставив Mustang GT350 для Скипа Скотта и Чарли Хэйеса.
«Феррари» через «Норт Америкен Рейсинг Тим» заявила три сине-белых машины, включая новую 275P, а в состав команды были включены Уолт Хансген, Педро Родригес, Боб Гроссман и Дэвид Пайпер. НАРТ также выставила две модели 330, одной из которых управлял действующий чемпион «Формулы-1» Джон Сёртиз.
На первых часах гонки «Форду» и «Феррари» пришлось обеспокоиться отменной скоростью одной из независимых заявок. Дэн Гёрни привёз в Дайтону Lotus 19J, прозванный «Задающий темп». Это была значительно изменённая версия автомобиля, на котором он выиграл в 1962 году с установленным на ней мотором «Форд». Вместе со своим напарником Джерри Грантом Гёрни здорово помучился в тренировках, прежде чем экипажу удалось попасть в настройки.
«Джерри и я испытывали множество проблем в практиках, в основном они касались аэродинамики», - вспоминал Дэн в 2002 году. – «И неожиданно, буквально за четыре минуты до конца заключительной тренировки, мы решили их, установив небольшой спойлер на заднюю часть корпуса. До этого, на прямых, машина абсолютно не держала трассу, мне приходилось дёргаться по всей ширине трека, чтобы не потерять управление, и в гонке, само собой разумеется, мы так ехать не могли. И вот, со спойлером машина стала ехать прямо, как стрела!»
Из-за проблем с управлением Гёрни смог квалифицироваться лишь десятым, но сразу же после старта, который был дан в 10 утра, он быстро достал, а затем прошёл и «Форды», и «Феррари». Калифорниец создал комфортный отрыв от преследователей и не показывал никаких намёков на то, что его темп может упасть, в то время как конкуренты один за другим начали сталкиваться с различными неприятностями.
На 16 круге Хансген наехал на обломок, проколол колесо и устроил зрелищный разворот. В результате инцидента машина получила повреждения подвески, которые не позволили ей продолжить борьбу. Напарник Хансгена Пайпер был в итоге делегирован в третью машину команды, за рулем которой со старта находился Боб Гроссман.
Сёртиз во время своей смены на равных боролся с «Фордами» в лидирующей группе, но сразу после смены и вторая «Феррари» потеряла шансы на успех. Сменщик Сёртиза Родригес проколол колесо на 64 круге. Мексиканец воспользовался запасной покрышкой, но как только он попытался вернуться в гонку, обнаружилось, что приказал долго жить аккумулятор, повреждённый при разрыве колеса. Когда Родригес смог добраться до пит-лейна, машина уже не могла претендовать на высокие места, а впоследствии экипаж и вовсе сошёл с дистанции, так как злополучный прокол повредил еще и подвеску, которая вскоре разрушилась.
На этом проблемы итальянской марки не окончились. Объединенный силой обстоятельств экипаж Гроссман/Родригес/Хансген/Пайпер вывел свой автомобиль на третью позицию в общем зачёте, но тут полетело сцепление. В результате цвета «Феррари» осталась защищать лишь частная 230GTO Питера Кларка, Боба Хёрта и Чарли Хайеса, которая ни на что не претендовала в заезде.
Несмотря на то, что «Феррари» выбыли из борьбы, у «Форда» оставалась еще одна серьезная угроза: «Лотус» Гёрни и Гранта оторвался от экипажа Майлз/Руби, шедшего вторым, аж на пять кругов! Однако на 215 круге из 327 сказка неожиданно окончилась. После того, как Грант заехал на, казалось, плановый пит-стоп, команда объявила о сходе с дистанции. «Всё так хорошо начиналось», - грустил Гёрни. – «А затем у нас сломался поршень, и это был конец».
Сход экипажа Герни/Грант освободил дорогу двум GT40, и в итоге Майлз и Руби довели дело до уверенной победы, финишировав с преимуществом в пять кругов. Для «Форда» это был первый крупный успех на международной арене. Средняя скорость победившей машины составила 99.849 км/ч, для преодоления дистанции в 2000 километров ей потребовалось 12 часов и 27 минут.
Вполне мог победить экипаж Бондурант/Гинтер, но 27-минутный пит-стоп, на котором производился ремонт системы зажигания, отбросил его на третью позицию, позади Shelby Daytona Coupe под управлением Жо Шлессера, Гарольда Кека и Роберта Джонсона, выигравшей в категории GT. Еще один «Шелби» Мютера и Тимануса оформил свип «Фордом» первых четырёх позиций.
Пятую позицию занял Porsche 904GTS с Чарли Колбом и Роджера Хефтлером, что принесло экипажу победу в двухлитровой категории GT. В остальных классах победили: Ferrari 250 (седьмое место в абсолюте и первое в трёхлитровой категории GT) с экипажем Боб Харт/Питер Кларк/Чарли Хэйес; Porsche 356SC 90 (11-е место, и первое в категории GT для двигателей объемом 1.6 литров) с экипажем Дэвид МакКлэйн/Ларри Пёркинс/Леланд Дайеас; Triumph TR-3 (14-е место и первое в категории GT для двигателей объемом 2.5 литра) с экипажем Дана Келдер/Ара Дьюб; Alfa Romeo Giulietta SC (20-е место и победа в категории «Спорт-Рейсинг») с экипажем Чарльз Матис/Гвидо Леветто.
После гонки поползли предположения, что «Форд» использовал Гёрни в качестве механического кролика, и что ему заплатили за то, чтобы заманить «Феррари в ловушку, установив высокий темп. Но подтверждения эта информация не получила. «Команда содержалась на мои средства», - вспоминал Дэн. – «История про кролика была бы мечтой Кэрролла Шелби. Но вкладывал я свои деньги». Гёрни вторит его партнер. «Все эти разговоры, что мы сошли с дистанции, чтобы помочь Форду, являются ложью», - говорил Грант. – «Это был выбор Дэна ехать на Lotus 19, и мы наслаждались своим доминированием над «Фордом», пока не случилась поломка».
Перевод книги "24 часа Дайтоны. Полная история легендарного американского марафона".
Джей-Джей О'Малли
Издательство "Дэвид Булл Паблишинг"