Воскресное утро было ясным, но ветреным. В отличие от первой «Дайтоны Континентал», в которой приняли участие автомобили GT и более быстрые спорт-кары, в 1963 году заявочный лист состоял только из машин категории «Гранд Туринг». Ещё одно большое отличие от предыдущей гонки заключалось в том, что не использовалась стартовая процедура, аналогичная «Ле-Ману»: на этот раз никто не бежал к своим машинам.
| |
Когда 42 машины выстроились перед стартом (а решётка была сформирована в соответствии с рабочим объёмом двигателей), действующий победитель гонки Дэн Гёрни находился в паддоке, наблюдая за тем, как механики завершают смену мотора на его Shelby Cobra. Проблемы с двигателем начались по ходу утренней практики, и потому у команды было всего два часа, чтобы вернуть машину в боевое состояние. Тут же поползли слухи, что Гёрни может пересесть в «Кобру», заявленную для его партнера - Дэйва МакДональда.
Вообще, многие из участников первой в истории «Дайтона Континентал» снова приехали на трассу. Правда Стирлинг Мосс, так и не оправившийся до конца от последствий аварии в Гудвуде, выступил в этот раз не в роли гонщика, а водителя пейс-кара. Если британец физически был не готов к участию в заезде, то вот у талантливого мексиканца Педро Родригеса были проблемы иного рода. Он прибыл в Дайтону всё еще под впечатлением от гибели своего брата Риккардо предыдущей осенью на «Гран-при Мехико». Педро явно находился в угнетённом состоянии и подумывал о том, чтобы завершить карьеру и не выступать в Дайтоне, несмотря на то, что в его распоряжении была новая и конкурентоспособная Ferrari GTO.
Братья Родригесы принимали участие в первой «Дайтона Континентал», и та гонка сложилась для них по-разному. Если Риккардо финишировал вторым, уступив лишь Дэну Гёрни, то Педро был вынужден припарковать свой Lotus 19 после 28 кругов из-за поломки подвески. В 1963 году Педро представлял «Норт Америкен Рейсинг Тим» Луиджи Кинетти, команду, которая как и прежде защищала цвета итальянского производителя. Кинетти выставил две ярко-красных 250 GT, одну из которых получил в свое распоряжение звезда NASCAR Файерболл Робертс.
Помимо этого в заявочном листе было еще три Ferrari GTO. «Роузбад Рейсинг», принадлежавшая нефтяному магнату из Техаса Джону Мекому, предоставила машины Роджеру Пенске и Иннесу Айленду, а Дэвид Пайпер подал частную заявку. Американскими мускулами поигрывали «Форды» Кэрролла Шелби: «Кобры» были заявлены для Гёрни, МакДональда и Скипа Хадсона. Очень хорошо - количеством в 12 машин - были представлены «Корветты», их делегацию возглавил Эй-Джей Фойт. Также в гонке принял участие и один Pontiac Tempest, за рулем которого находился Пол Голдсмит.
Когда был вывешен зеленый флаг и пелотон отправился в бой, МакДональд находился на трассе, в то время как Гёрни вступил в гонку только через два круга. На трибунах собрались 9500 зрителей, героически переносивших пронизывающий ветер. Они горячо приветствовали Голдсмита, ставшего первым лидером гонки, но уже через три круга он был вынужден сойти из-за поломки топливного насоса. Проблемы также начали одолевать Фойта. Уже на четвертом круге он был вынужден совершить свой первый пит-стоп, но, в конце концов, после 41 круга решил прекратить борьбу. Еще одним ранним неудачником стал Айленд. После разворота, в его машину врезался один из «Корветтов», что моментально вывело Иннеса из гонки.
Гёрни, дав фору соперникам, так и не стал фактором в борьбе за высокие места. Он продержался 48 кругов, испытывая серьезные проблемы с акселератором своей «Кобры», но после того, как на машине полетело зажигание, Дэну пришлось признать, что его день окончен.
Мощные «Корветты» Билла Краузе и Дика Томпсона по очереди выходили на первое место, пока Родригес неотвратимо прорывался к ведущим позициям. К 10 кругу он начал атаковать за лидерство Хадсона. На бэнкинге мексиканец оказался быстрее, но на инфилде его соперник восстановил статус-кво. Через круг ситуация повторилась, и на этот раз Педро удержал «Кобру» за своей спиной, штампуя быстрые круги со средней скоростью 104 мили в час. На прямых его «Феррари» разгонялась до 160 миль в час.
В качестве основного преследователя Родригеса выступил Пенске. Он следовал на второй позиции, наблюдая за тем, как его преследователи попадают в неприятности. Некоторое время его прессинговал Хадсон, но ему пришлось оставить свои попытки обогнать Роджера и заехать в питы - подвел топливопровод. Позднее он получил перелом ноги, после того как разрушился маховик и пробил днище машины. Файерболл Робертс добрался до четвертой позиции, но затем начала падать мощность двигателя, и наскаровцу пришлось передать машину Джону Кэннону, который довел ее до финиша 15-й.
По истечении двух третей дистанции Родригес заехал на пит-лейн. Механикам NART потребовалось всего 40 секунд, чтобы дозаправить машину. Все это время Педро стоял на пит-уолл, так как правила того времени запрещали заправку топливом, когда гонщик находится за рулем. Остановка Родригеса ненадолго вывела в лидеры Пенске, но через четыре круга и он заехал на свой пит-стоп. Его команда также произвела смену покрышек и остановка затянулась почти на минуту, что, однако, не поставило под угрозу второе место Роджера в общей классификации.
Шедший третьим Дэвид Пайпер поскользнулся на масле, воткнул не ту передачу и спалил двигатель, в результате за место на подиуме повели борьбу Уолт Хансген и Дик Томпсон, но непосредственной угрозы двум «Феррари» они не представляли, ибо находились в нескольких кругах позади лидеров.
Неожиданно, в самом конце гонки, Родригес снова свернул на пит-лейн. Указывая на датчики на приборной панели, он кричал: «Бак пуст! Бак пуст!», причем делал это на трех языках. Он ждал в кокпите, пока механики заливали небольшое количество бензина, и вернулся в гонку с преимуществом над Пенске в одну минуту.
Спустя несколько минут Родригес первым увидел клетчатый флаг, на 64 секунды опередив Роджера. Но драма на этом была не закончена. Команда Мекома подала протест, указывая на то, что заключительный пит-стоп победителей был проведен не по правилам, так как гонщик не покинул машину. Протест был рассмотрен и удовлетворен. Родригес получил штраф в 50 секунд, что не помешало ему остаться на первой строчке итогового протокола.
«На предыдущем пит-стопе мне недолили достаточно топлива, пришлось заезжать ещё раз», - говорил Родригес. - «Моя бригада сказала мне оставаться в машине, потому что обслуживать ее будет всего один человек - механик, контролирующий заправку. Мы так поняли правила: если за стеной находится всего один механик, то кокпит можно и не покидать. Мы не думали, что это будет рассмотрено как нарушение».
У Пенске было другое мнение на этот счет. «Правила направлены на безопасность каждого участника гонки», - заявил он. - «И они чётко гласят: гонщик во время пит-стопа покидает машину независимо от чего-либо. Мы считаем, что Педро не соответствовал правилу ни на одном из своих пит-стопов. Во время первой остановки он стоял на пит-уолл, хотя по регламенту он должен был находиться с другой стороны стенки».
Третьим в общем зачете «Дайтоны Континентал» стал Дик Томпсон на «Корветте». Он также выиграл в пятилитровом классе. Четвёртым, в четырёх кругах позади Родригеса, финишировал Дэйв МакДональд. Он стал победителем в другом классе для машин с рабочим объемом двигателя в пять литров - GT III. Пятое место ушло шведу Йо Бонниеру на Porsche Speedster.
Оги Пабсту была присуждена победа в классе GT III для четырехлитровых двигателей. Пабст шел 11-м, когда его товарищ по «Бриггс-Каннингхем» Уолт Хансген остался без топлива, занимая седьмую позицию. Пабст дотолкал Хансгена до питов, и это вылилось в дисквалификацию последнего, ибо оказание помощи такого рода было строго запрещено. Пабст финишировал позади Ханса Херманна, который проводил великолепную гонку за рулем Abarth-Simca. Херманн шел пятым в общем зачете на машине с объемом двигателя 1300 кубиков до того, как поздний пит-стоп переместил его на девятое место. И все же в своем классе немец не имел конкуренции. Ближайший преследователь отстал от него на шесть кругов.
Боб Холберт, один из лучших американских гонщиков спорт-каров и лидер «Порше» стал седьмым в общем зачете и вторым в своем классе, управляя «Порше-Абарт 356B Каррера GTL». Он уступил два круга Бонниеру.
Всего в заезде было представлено восемь различных классов. Победителями в своих категориях также стали Чак Кассел (дивизион GT II 1600cc) на Porsche-Abarth 356B и Тони Маннино (дивизион GT II 2500cc) на Triumph TR-3.
По ходу уик-энда состоялось также две гонки поддержки. В субботу прошла 250-мильная гонка под названием «Кубок вызова», в которой приняли участие закрытые купе. Из-за холодной и дождливой погоды, на старт вышло всего 14 участников. Выиграл заезд Голдсмит на «Понтиаке», вторым с двухкруговым отставанием стал Фойт на «Стинг Рэй», а третьим на аналогичной машине финишировал Билл Краузе. Примечательно, что в «Кубке вызова» принял участие Джуниор Джонсон. Он выступал на «Корветте», но был вынужден сойти из-за проблем с управляемостью, хотя к тому моменту машина шла на третьей позиции.
Также в расписании уик-энда нашлось место для этапа чемпионата США по дорожным гонкам (United States Road Racing Driver Championship). Дистанция заезда составила 200 миль или 53 круга, а выиграл его Джим Холл на Cooper Monaco. Через 15 кругов после старта он обошел в борьбе за первое место Боба Холберта, пилотировавшего Porsche RS61, и в уверенной манере выиграл гонку. Холберт финишировал вторым.
Этот заезд едва не обернулся трагедией. Ветеран NASCAR Марвин Пэнч тестировал «Мазерати» (эта машина из-за своей конструкции имела прозвище «Птичья клетка») с мотором «Форд», которую команда «Бриггс-Каннингхем» заявила на «Дайтону Континентал». Панч шел в хорошем темпе, но вдруг на восточном бэнкинге машина замедлилась и опрокинулась. Совершив несколько переворотов, он застыла на апроне, колесами вверх.
Другой наскаровский гонщик Тайни Ланд, который остался без места на «Дайтону 500» и рассчитывал найти работу в качестве механика, увидел аварию и бросился к месту происшествия. Несмотря на то, что «Мазерати» объял огонь, Лунд смог вытащить Пэнча из кокпита. Из-за полученных травм Панч пропустил и «Континентал», и «Дайтону 500», но при этом он настоял на то, чтобы его «Фордом» в пятисотке управлял Тайни. Братья Вуд согласились с требованием Марвина и гонщик, который за семь лет не снискал особого успеха в NASCAR, воспользовался полученным шансом, одержав первую победу в карьере.
Перевод книги "24 часа Дайтоны. Полная история легендарного американского марафона".
Джей-Джей О'Малли
Издательство "Дэвид Булл Паблишинг"