Восторженное предвкушение – такими словами можно охарактеризовать состояние участников CART за неделю до German 500, первой в истории организации гонке в Европе. Чампкар впервые выехал на EuroSpeedway 13 Августа – Алекс Баррон прошёл более 100 кругов за рулём Lola-Ford Dale Coyne Racing. Команда Дейла Койна провела только первые 2 этапа сезона, поэтому деликатной ситуации, когда из-за необходимости тестов нового трека какой-либо участник получает преимущество, удалось избежать. «Трек – просто фантастика, блеск! Суперспидвей идеален для быстрой гонки чампкаров. Думаю, лучшим гонщикам не потребуется более 35 секунд для прохождения круга», - делился впечатлениями 31-летний Баррон.
Гонщики CART рассуждали о том, что ждёт европейского зрителя, и делились воспоминаниями о выступлениях в Европе и в Германии в частности. Японцы Тора Такаги и Шинджи Накано каких-то три года назад соревновались в Formula 1. Бразильцы Кристиан Фиттипальди и Кристиано да Матта гонялись на немецких трассах, когда выступали в Formula 3000. Маурисио Гуджельмин провёл 4 года в Formula 1, и хотя считает период 1988-1992 годов «великолепным опытом», но в то же время отмечает: «Я знаю, что немецкие болельщики являются большими энтузиастами своих гонок… Мы проходим повороты колесо-в-колесо, а в этой стране не часто такое увидишь, так что уровень зрелищности будет очень высок». Патрик Карпентье выразил свои чувства очевидной метафорой: «Всегда думал о том, как круто было бы гоняться на немецком автобане, но наматывать круги по EuroSpeedway Lausitz будет даже лучше!»
Да Матта подробно описал главные различия между гонками в Европе и США: «В Америке спортивная составляющая на первом месте <…> машины гораздо равнее по силам <…> ты не пытаешься бороться с парнем, у которого бюджет в 30 раз больше твоего <…> Я был в Хоумстеде в 1996-м, когда ещё гонялся в F3000, и испытал шок, когда увидел, на какой скорости эти машины входят в поворот, а ведь я смотрел гонки F1 <…> надеюсь, европейские болельщики почувствуют что-то подобное, когда впервые нас увидят. Болельщикам будет непривычно иметь возможность подойти к нам так близко. Когда я был гонщиком F3000, то мне даже не разрешали входить в паддок F1 <…> Думаю, у CART в Германии очень много фанатов, я получаю массу писем отсюда», - всё это образованные болельщики хорошо знали. Конечно, через годик да Матта будет говорить по сути обратное, а ещё через пару лет об этом пожалеет, но тогда, в 2001-м, перспективы продолжали казаться исключительно радужными.
«Настоящим культурным шоком» назвал Майкл Андретти то, что ждёт немецких болельщиков. Если бы он знал, насколько окажется прав… Во вторник случилось 11 Сентября, и Майкл оказался единственным гонщиком, который в этот день был в США. Да, в CART выступали только 3 американца плюс Таунсенд Белл, лидер чемпионата Indy Lights, для которого Пэт Патрик выставил третью машину на европейские этапы, но все команды базируются в США, и практически все гонщики в Америке живут.
Они были отрезаны от дома, и, как бы цинично это не прозвучало, за неимением выбора, решили гоняться – гонка стала первым в мире крупным спортивным событием после 9/11. Я уверен, что если бы воздушное пространство было открыто, люди бы улетели к своим семьям, а гонка… это всего лишь гонка. NASCAR, как и другой спорт национального масштаба, в уик-энд 14-16 Сентября не проводился. В среду этап переименовали в «Американский Мемориал», и, как метко замечено на Референсе, это было наверное единственное правильное решение Хайцлера на посту президента CART.
В четверг шёл дождь. Болельщики, которые должны были придти и почувствовать светлую, открытую и дружелюбную атмосферу CART, несли цветы, флажки и сувениры, скорбя вместе с американцами. Да, если бы ничего не случилось, гонщикам пришлось бы весь день отшучиваться, объясняя, почему они не выезжают на трассу, когда она мокрая… Вечером Андретти было разрешено вылететь из Аллентауна, Пенсильвания, на частном самолёте. С заправкой в Шэнноне, Ирландия, Майкл прибыл в Лаузитц вместе с женой, менеджером, священником CART и Карлом Хаасом в пятницу утром.
Свободные заезды перенесли на один день. Из двух сессий общей протяжённостью 2.5 часа было ясно одно – Морису Нанну удалось найти идеальные настройки. Тони Канаан и Алекс Занарди возглавили протокол с первых минут, и никто не смог подобраться к их временам хотя бы на четверть секунды. Увы, 10-е и 22-е места в чемпионате обрекали бразильца и итальянца на прорыв, ибо запланированную на пятницу квалификацию пришлось отменить.
В субботу выдался самый тёплый день, выглянуло солнце, а на трибунах собралось почти 90 тысяч зрителей. Не аншлаг, но, как опрометчиво заметил Пол Пейдж, у болельщиков есть следующий год, и они не будут долго раздумывать – контракт с EuroSpeedway Lausitz был подписан на 5 лет.
Спокойная, безаварийная гонка – вот, что было нужно в тот день, и первая треть дистанции была именно такой. Культурный шок болельщикам был обеспечен даже при нулевой борьбе – я впервые увидел CART на овале (разумеется, по телевизору) в Милуоки, и уже был шокирован скоростью, хотя, как и да Матта, регулярно смотрел Formula 1 (но тоже по телевизору). А когда в том году я увидел гонку в Мичигане, то первые полчаса не мог избавиться от ощущения, что это видеозапись, демонстрируемая в режиме fast forward.
Действительно, трудно найти в пелотоне гонщика без опыта европейских гонок. Человек, с самым свежим таким опытом стал единственной помехой “зелёной” от начала и до конца гонки. «Жуно Брункейрой» назвал Паркер Джонстоун действующего чемпиона Formula 3000 и новичка Chip Ganassi Racing. У Кенни Брака тоже есть карьера в F3000, причём с победами, в том числе Хоккенхайме, где во второй гонке 1996 года его дисквалифицировали и лишили титула. Но не так важно где ты начинал, важно где ты прославился – опыт дорожных гонок “помог” Жункейре создать опасный инцидент, опыт овалов помог Браку сделать сэйв, который должен был стать визитной карточкой этой гонки.
Интересный момент – Патрик Карпентье отставал на 8 секунд и проехал мимо вернувшейся с обочины Lola #8, когда уже были вывешены жёлтые флаги. Тем не менее, канадец сохранил лидерство после пит-стопов под коушеном, и швед не спешил его атаковать. Моторы Ford значительно превосходили японских конкурентов в экономичности – Кенни Брак совершил первый пит-стоп через 5 кругов после шедшего в первой тройке Майкла Андретти, и, надо думать, снова собирался пересидеть конкурентов на трассе, чтобы благополучно вернуть лидерство.
63 круга борьбы, а Тони Канаан пробился всего лишь на 5-е место. Занарди выиграл куда больше мест и на рестарте был 6-м, но своего веского слова гонщики MoNunn Racing ещё не сказали. С взмахом зелёного флага они атаковали грандов гонок на овалах при первой же возможности, шокируя соперников уровнем сцепления внутри виражей. Тони уже навёл прицел на Кенни, когда Жункейра точно также подрезал Тору Такаги в третьем повороте. Как и Брак, японец понял, что Бруно не в курсе происходящего слева, и дал по тормозам, но тоже не успел – по счастью трасса в виражах расширяется, и #5 успел остановиться, избежав контакт с отбойником. Понимая, что по скорости сражаться с гонщиками Player’s/Forsythe, MoNunn и Team Rahal они не могут, Майкл Андретти и Дарио Франкитти отправились на дозаправку, для остальных окно финального пит-стопа ещё не открылось.
На 95-м круге, через десять после рестарта, Патрик Карпентье пропустил по одному сопернику в каждом повороте: Тони Канаан двинул на инсайд так, что #32 пришлось поднять ногу с педали газа; испортив разгон, Карпентье подставился под удар Алекса Занарди, который тот без колебаний нанёс на входе во второй вираж; теперь был смазан разгон на заключительную прямую – все они достаточно длинные, чтобы за это поплатиться, и в третьем вираже Патрика прошёл Кенни Брак.
Итак, Канаан и Занарди вырвались на оперативный простор, не считая трафика. Они слегка помогали друг другу драфтом, но, совершив пит-стопы за 47-48 кругов до финиша, имели довольно призрачные шансы выиграть эту гонку, несмотря на то, что весь день были единственными, кто стабильно шёл со средней скоростью выше 200 м/ч. Впрочем, Брак остановился за 41 до финиша, а на первом стинте прошёл только 39. Короткие сплэши в исполнении команды Мориса Нанна против экономящего топливо гонщика Бобби Рэйхола обещали небезынтересную концовку.
Если для Алекса Занарди и его инженера ещё со времён триумфов в команде Чипа Гэнесси победа была бы реабилитацией за крайне тяжёлый сезон, то Алексу Тальяни хватило бы финиша в первой шестёрке, в обойме лучших этой гонки – две недели назад на домашнем этапе в Ванкувере он выиграл поул и безраздельно лидировал две трети дистанции, пока не сломалась коробка передач. «Я не позволю этому быть», – говорил гонщик с итальянскими корнями о возможном падении духа в команде. – «Я знаю, что произошедшее в Ванкувере вне нашего контроля, и также осознаю, что мы уверенно держали себя в руках последние несколько гонок».
Что-то случилось, и Алекс оказался заложником, орудием судьбы, которая превратила его машину в смертоносный клин, расколотивший машину тёзки. То, что Тальяни продолжает гоняться и гоняется на сопоставимых скоростях до сих пор – тоже подвиг, просто о нём как-то неудобно говорить, зная, через что прошёл Занарди.
Пересказывать случившееся нет смысла – Алессандро Занарди был в сознании и помнил всё. Три года спустя вышла его автобиография, там всё изложено – чтиво насколько искреннее, настолько же тяжёлое. Надо только помнить человека, который спас, нет, вернул Алексу жизнь, вырвав его из рук смерти – доктор Стивен Олви.
CART не сможет гордиться тем, что высадился на вражеской территории, получил достаточную поддержку и начал теснить могущественного конкурента. Но он может гордиться тем, что в его рядах есть такие Люди.
Результаты гонки