Этап в Донингтоне прояснил многие вещи. Как очень хорошие и воодушевляющие, так и весьма прискорбные. Вобрал в себя кладезь поучительных примеров «что такое хорошо, что такое плохо». Последних, к сожалению, больше, хотя при повторном просмотре коллизии не столь режут глаз – поначалу казалось, что в третьей гонке не было ни одного чистого обгона. Хотелось бы, конечно, провести чёткую линию между теми, кто умеет ездить и делает чемпионат и «недоучками», но увы это невозможно даже если абстрагироваться от Брэндс Хэтча, где такого безумия не творилось лишь потому, что трасса Indy гораздо проще. От попытки представить, что будет на кольце Grand Prix или в Нокхилле волосы дыбом встают. При очень мягкой системе наказаний за опасную езду (какие-то штрафные баллы в лицензию) надежды на то, что ребята образумятся не много. С дисквалификации Джеймса Нэша в Снеттертоне минуло полтора года, и только сейчас, непосредственно в Донингтоне можно сказать, что парень поехал так, как подобает в машине от Triple Eight.
И это часть главного хорошего вывода из состоявшегося две недели назад уик-энда – за чемпионский титул будут бороться новые лица. Кто бы мог подумать, что Нэш и Эндрю Джордан закончат все три гонки на подиуме?! Да, это только второй этап, и Мэтт Нил по-прежнему выглядит фаворитом за счёт гигантского личного и командного опыта, но моментум сейчас на стороне молодых соперников – Джеймс все 6 гонок закончил в топ-6, и первая де-юро победа не за горами, Энди обладает быстрой машиной и будет бороться как минимум за подиум на любой трассе. Чисто умозрительно, с госпожой удачей он расплатился в Брэнд Хэтче.
Сам Нил сохраняет максимальную осторожность в своих высказываниях, не сбрасывая со счетов даже Джейсона Плейто, который и при самом удачном раскладе близко бы не смог подобраться к лидерам. «Эти турбомоторы по-прежнему в новинку для многих команд, и все мы пытаемся понять, как уменьшить износ резины, который им сопутствует. Также в отличие от него [Плейто] у нас нет торможения двигателем, а Донингтон очень тяжёл для тормозов – в предсезонных тестах наши тормоза перегревались в течение трёх кругов, так что мы должны действовать более консервативно, тогда как Джейсон и другие Chevrolet смогут атаковать от старта до финиша», - поделился Мэтт. То же самое говорил и Мэт Джексон.
Куда конкретнее и точнее оказались прогнозы Нэша: «Автомобили Honda будут очень быстры в этот уик-энд – определённо, у них под капотом что-то очень мощное. Гордон Шедден просто проехал мимо меня в Брэндс Хэтче, а Мэтт Нил был на поуле с гигантским преимуществом. Но я бы поставил на Мэта Джексона, как на тёмную лошадку – его Focus похоже имеет отличное сцепление… И ещё я не думаю, что торможение двигаетем будет проблемой. Мэтт рассуждал на эту тему в Брэндс Хэтче, но это не помешало ему выиграть!»
И надо же такому случиться – «под капотом что-то очень мощное» обнаружилось именно у #52 сразу после первой гонки! «Максимально разрешённое давление наддува составляет 1.8 атмосферы, у нас обнаружили 1.88», - прокомментировал владелец Team Dynamics Стив Нил причину дисквалификации Гордона Шеддена, который финишировал третьим. Лично я не понимаю, как команда такого уровня могла ошибиться в параметре, который будут проверять обязательно и по всей строгости. Почти наверняка имел место саботаж, и хотел бы я ошибаться, но похоже Флэша ждёт прошлогодняя судьба Онслоу-Коула…
Отрадно, что в хороших гонках такая дама как судьба настигает героя незамедлительно. Сколько гудел Плейто в прошлом году относительно Ford? Теперь Джейсону никто не поможет! Пусть благодарит свою команду, недвусмысленно продемонстрировавшую, какой туринг для неё является главным. Максимум, на что теперь может рассчитывать в этом сезоне действующий чемпион – не более двух побед (шансы есть в Оултон Парке и Нокхилле) и от силы пять подиумов (возможно, поборется в закрученной конфигурации Снеттертона или в Крофте в случае дождя).
Вот и бескровно начавший уик-энд Нил в продолжение дня, скажу я, расплачивался за “неудачи” партнёра. Поул с рекордом трассы снова был выигран «с преимуществом в милю», первая гонка ознаменовалась фирменным манёвром против Нэша в первом повороте второго круга (Ура, есть первая статистически зафиксированная смена лидера за 7 гонок!) и уверенной победой с рекордом круга в гонке. «Нэш очень хорош на торможениях, поэтому важно было пройти его в начале», - комментировал Нил вторую подряд победу. Через пару часов он скажет: «Я надеялся на большую скорость машины, но балласт повредил мне сильнее, чем я рассчитывал», - тем не менее, это консервативное третье место. То, что #2 сумел благополучно преодолеть безумия первого круга заключительной гонки делает падение с третьей позиции на девятую ещё более тревожным и показательным. Сражение с Плейто демонстрирует описанное преимущество Chevrolet на торможении перед шиканой, и Нил не может себе позволить контактный обгон в первом повороте, ибо незамедлительно будет лишён и этих нескольких очков. Заключительная авария дня позволяет набрать их аж 4, но сенсация уже состоялась – Джеймс Нэш лидирует в абсолютном зачёте гонщиков BTCC.
Если бы не первый этап, лидировал бы Эндрю Джордан, и это, повторюсь, было бы куда меньшей сенсацией. Поняв по практикам, что скорость однозначно за ним, он рассчитывал бросить вызов Нилу в квалификации, но, как и Гордон Шедден, потерял время из-за проблем с подвеской, несмотря на три красных флага. Опасаясь повторения первой гонки сезона, Энди не атаковал первые несколько кругов и всё равно «на последних четырёх ощущал вибрацию». Затем два периода пейс-кара помогли ему реализовать преимущество очередного отличного старта: «Они дали мне возможность немного охладить тормоза и шины. Джеймс отыгрывал в Coppice и шикане, но я отрывался на остальной части круга», - ну а сюжет третьей гонки состоял отнюдь не в борьбе среди лидеров, где был интересен только сам результат. Мы поняли, что Нэш Джордану не соперник, но идти по пятам может. Вопрос всё тот же – как долго? При всём прогрессе Джеймса, пока он будет совершать глупые ошибки наподобие случайного изменения баланса тормозов перед стартом (отдадим должное, признался) или позволять себе то, что было в Брэндс Хэтче, ни о каких высоких целях речи быть не может.
А могут ли вообще быть высокие цели в чемпионате, где обгоняющий не уверен, что обгоняемый его видит, а обгоняемый может уже готовиться держать удар в буквальном смысле слова? Для опытного гонщика прорыв с задних рядов всегда сопряжён с риском, ненормально, когда риск становится системой, и можно гарантировать – перед тобой будет авария, продвигайся осторожно. А если не будет? Отличительная черта BTCC в формате трёх гонок – атака от старта до финиша. С распространением турбомоторов, как видим, это не всегда так, но по уважительным причинам – мощность возросла, а в остальном машины прежние. Глупо думать, будто падение времени на круге на секунду-полторы поставила выпускников чемпионатов поддержки в особенно тяжёлые условия. У Британского туринга отличное будущее в техническом плане, отличные трассы в календаре, у него элементарно нет денег, чтобы платить Джованарди, Тёркингтону и даже Адаму Джонсу или Стивену Кейну. Не говоря уже о том, чтобы снять перед командами вроде RML вопрос о том, какой туринг настоящий. Но Алан Гоу отнюдь не глупый человек и не диверсант – он понимает, что тупая экономия поставит чемпионат на путь медленной смерти. Поэтому пока работники трассы развозят машины в безопасные места, не ленимся разбирать кто, где и каким образом учинил аварию.
Пусть первые «естествоиспытатели» NGTC и являются безусловными аутсайдерами, но имеют великолепный шанс войти в историю. Роб Остин вернул в BTCC марку Audi, причём именно на модели A4 Франк Биела выиграл чемпионский титул 15 лет назад в первый же сезон «четырёх колец», как заводской команды. На прогревочном круге первой гонки у #13 сломался карданный вал, и долгожданный старт отложился ещё на несколько часов. Дэвид Пинкни пропустил уик-энд по деловым причинам, и Роб Остин управлял собственной машиной. Результат – я увидел самую зрелищную аварию в BTCC с 2005 года. Конечно, через несколько лет в прессе вряд ли вспомнят об этом факте возвращения Audi в гонки – вообще, упоминать виновника аварии принято, только если это как бы украшает историю (классический пример – разборки Нила и Плейто), но мы-то всё видели.
20 лет назад в Донингтон Парке началась эта 2-литрового BTCC, и впервые этап состоял из двух гонок. Обе выиграл Энди Рауз на Toyota Carina. Модель Avensis японской марки, которые являются машинами NGTC сейчас, строятся всего лишь в 10 милях от трассы. Мечтой было бы для Фрэнка Вротхолла и Тони Хьюза как-то отметиться в воскресенье, и у оранжево-чёрной #11 это получилось. Хоть и отставал Фрэнк на несколько кругов в третьей гонке, но шёл среди гонщиков первой десятки, словно являлся участником их борьбы. В результате мы получили дополнительное напряжение, не вылившееся в непредсказуемо опасные действия, а команда Dynojet – время в кадре.
Пожалуй, на любой трассе, где присутствуют скоростные повороты с жёсткими торможениями можно ожидать чего-то такого, что было в третьей гонке – реверсы позиций внутри первой десятки кружат головы молодежи, которая видит перед собой на старте лишь пару машин, или вообще ничего. Тони Гилэма по-хорошему надо бы перевести в ранг зрителей в Тракстоне, который сегодня, и который относится к потенциально опасным трассам. Особенно обидно за Онслоу-Коула – только-только состоялось первое попадание в очки Volkswagen Golf, причём сразу на седьмое место, как машина получила два удара в течение половины первого круга. Учитывая, кто вёл борьбу в очковой зоне можно предположить, что стартовавший третьим Том не растерялся бы. Жаль и Шеддена, за которого болелось и в прошлом сезоне, а в этом по описанным выше причинам – особенно.
И ведь заключительную аварию первого круга на новичков уже не спишешь – скорее Джексон, только что задевший газон и входивший в Old Harpin так, будто слева не было соперника, в данном случае Нэша. Какие-то сантиметры, и два Тома повалены эффектом домино, а вот Джеймс проявил себя молодцом – здесь то и определилось кто уедет из Донингтона лидером чемпионата. Остальное – в картинках, куда не попали только разборки Колларда и Пола О’Нилла, которым надо бы не между собой разбираться, а своим пилотажем минимизировать проигрыш атмосферных BMW и Chevrolet. Тем более, Роб «знал, что будет тяжело, но не знал, что настолько» и ставил целью «финишировать в топ-10 в трёх гонках и собрать примерно дюжину очков» - после первых двух гонок на счету Колларда было 11. О’Нилл, не взирая на различия трасс, намеревался поддерживать уровень Брэндс Хэтча, откуда увёз 20 очков, но в Донингтоне насобирал только 6.
Результаты уик-энда
Общий зачёт чемпионата