Льюис Хэмилтон одержал победу в Гран При Канады, став седьмым победителем в семи гонках сезона 2012 года, что является новым рекордом в истории Формулы-1. Пилот McLaren выиграл захватывающую по тактике гонку, в которой все лидеры пошли на большой риск в надежде на победу. Но если Хэмилтон переиграл всех своих соперников, то его ближайшие преследователи Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель финишировали за пределами подиума, на который вместе с британцем поднялись гонщики Lotus и Sauber Роман Грожан и Серхио Перес, - оба во второй раз по ходу сезона.
В день гонки серьезно потеплело, и вспоминая Гран При Бахрейна, можно было ожидать что в таких условиях сильно будут выглядеть пилоты Lotus. Кроме того, не следовало забывать, насколько силен оказался в Бахрейне Себастьян Феттель, который там, также как и ныне в Монреале, стартовал с поул-позишн. Чтобы закончить с аналогиями, напомню, что своего успеха в Бахрейне действующий чемпион мира добился в стиле 2011 года, резво оторвавшись на старте, и затем контролируя ход гонки. И точно также Себастьян начал Гран При Канады.
На старте большинство гонщиков сохранили позиции, которые они занимали на стартовой решетке, кроме того, обошлось практически без столкновений, что большая редкость для послестартовой связки поворотов Монреаля.
Поначалу Феттель действительно отрывался, что обещало не самое веселое развитие гонки, Себастьян несколько раз обновил лучшее время круга в гонке. Перелом начался на 5 круге, когда впервые лучшее время круга оказалось на счету Льюиса Хэмилтона. Лучший из ныне действующих в пелотоне гонщиков специалист по Монреалю бросился в погоню за лидером Гран При.
Позади происходило немало интересного, ряд гонщиков обменялись позициями. На стартовом отрезке гонки плохо держала резина на болиде Нико Росберга, и его по очереди прошли Фелипе Масса и Пол ди Реста. Перед началом уик-энда на Mercedes возлагали определенные надежды, но в основном предсказывали, что болиды немецкой команды будут быстры в случае прохладной погоды, как это было в Шанхае. Такая погода в Монреале не редкость, но так как в этот раз было жарко, результат оказался налицо – ни Росберг, ни, тем более, Шумахер, не оказались в лидирующей группе Гран При.
Фелипе Масса, который неплохо провел квалификацию и уверенно начал гонку, вскоре допустил разворот в «эске» Сенны, после чего о борьбе за высокие места не было уже речи. К слову сказать, Фелипе раз за разом во впечатляющем заносе проходил мимо Стены Чемпионов, вполне в духе пилота, именем которого названа трасса на острове Нотрдам, но в отличие от времен, когда выступал Жиль Вильнев, в наше время такой стиль обычно означает преждевременную кончину резины…
Именно Масса открыл первую волну пит-стопов. В Монреаль Pirelli, как и двумя неделями ранее в Монако, привезла резину спецификаций Soft и SuperSoft. Пол Хембри предсказывал даже, что гонку можно будет провести с одним пит-стопом, как и в Монако, но в Канаде это было сделать сложнее. В Монако, даже если ты значительно медленнее, можно удержать позицию, в Монреале такой фокус не пройдет. Начавшиеся пит-стопы показывали, что более вероятной тактикой будут два пит-стопа, - вскоре после Массы шины сменили Пол ди Реста и Михаэль Шумахер. Еще более показательным был пит-стоп на 16 круге Дженсона Баттона, который сменил стартовый состав «мягких» шин на «супермягкие». Soft на McLaren Дженсона не выдержал и двадцати кругов, но следует заметить, что этот комплект уже прошел несколько кругов в квалификации.
Вернемся к лидерам. Льюис Хэмилтон круг за кругом приближался к лидирующему Феттелю, к 16 кругу он вплотную приблизился к Себастьяну, но тот свернул на пит-лейн. Итак, Феттель остановился в боксах первым из лидирующей тройки.
Вырвавшись на оперативный простор, Льюис также не стал затягивать со сменой резины, и уже через круг после Феттеля в свою очередь посетил боксы. Лишнего круга в высоком темпе хватило Хэмилтону, чтобы выехать на трассу впереди Себастьяна, но Феттель, уже прогрев свой комплект Soft, начал прессинговать Льюиса. Британец, известный мастер пилотирования в условиях пониженного сцепления, удержался впереди.
Фернандо Алонсо, возглавивший гонку после пит-стопа Хэмилтона, продержался на трассе еще пару кругов, прежде чем в свою очередь сменить стартовый состав SuperSoft на Soft (такой тактики по резине придерживались все пилоты лидирующей группы). Созданного задела хватило Алонсо, чтобы вернуться на трассу впереди Хэмилтона с Феттелем. Фернандо пропустил вперед Романа Грожана, шедшего в очень высоком темпе. Высокий темп к тому времени набрал и Нико Росберг, разогрев наконец свои «супермягкие» Pirelli, но Нико совершил пит-стоп на том же круге, что и Алонсо.
Фернандо не удалось удержать преимущество перед Хэмилтоном, так как Льюис, шедший после пит-стопа в высочайшем темпе, уверенно прошел пилота Ferrari в зоне DRS, что вскоре вывело его в лидеры гонки, когда Грожан в свою очередь совершил пит-стоп.
Следует отметить, что в этом году FIA решила ограничиться одной зоной DRS в Монреале. По опыту прошлого года было ясно, что двух зон DRS здесь слишком много, так как трасса и так способствует борьбе и обгонам. Но зона DRS была выбрана грамотно – на длинной прямой от шпильки Casino до заключительной шиканы. Пилот, атаковавший в шикане, должен был аккуратно пройти мимо Стены Чемпионов, что добавляло атакам остроты. Из захватывающих моментов здесь следует выделить обгон Росбергом Райкконена на 42 круге, когда Нико, атаковав с внешней стороны на входе в шикану, на выходе прошел в считанных сантиметрах от стены. Другой красивый момент – тройная борьба Массы, Росберга и Переса. Нико, атаковав Фелипе, срезал шикану, и пропускал пилота Ferrari обратно, но Перес успел подловить немца на входе в «эску» Сенны. Этот эпизод произошел на 58 круге гонки.
Мы немного забежали вперед, а ситуация к 23 кругу сложилась весьма интересная. Позади лидирующей тройки Хэмилтон – Алонсо – Феттель ехали Кими Райкконен, Камуи Кобаяши и Серхио Перес. Все трое еще не совершали пит-стопа, причем если Кобаяши стартовал на свежем комплекте SuperSoft, то Райкконен и Перес начали гонку на Soft'е. Но, в отличие от Баттона, у Кими и Серхио были свежие комплекты. Камуи провел пит-стоп на 25 круге, вернувшись на трассу в плотной группе между ди Рестой и Шумахером. В принципе, это не выбивалось из общей картины тактики двух пит-стопов, на которые, казалось, шла большая часть гонщиков впереди. Но в исполнении Райкконена и Переса проглядывалась явная заявка на один пит-стоп.
После вылета Нарайна Картикеяна была вероятность выезда автомобиля безопасности, что могло спутать карты, но благодаря расторопной работе маршалов, дирекция гонки не стала прибегать к этому решению.
Райкконен совершил пит-стоп на 41 круге, Перес – на 42-м. Обоим предстояло провести на «супермягких» Pirelli менее половины дистанции. При условии постоянно пустеющих баков это не должно было стать проблемой, особенно учитывая бережный расход шин на Lotus и Sauber. Но ведь нашлись и те, кто в итоге пошел на один пит-стоп, проведя заключительный стинт в 46 (Кобаяши), 48 (Грожан) и 52 (Алонсо) круга! Относительно пилотов лидирующей тройки, в тактику одного пит-стопа совершенно не верилось.
Льюис Хэмилтон совершил второй пит-стоп на 51 круге, сменив один комплект Soft на другой, и вернувшись на трассу впереди Марка Уэббера, который вскоре в свою очередь свернул на пит-лейн.
Казалось, вскоре примеру последуют и Алонсо с Феттелем, но пилоты Ferrari и Red Bull круг за кругом не сворачивали на пит-лейн, что постепенно начало удивлять. До кой поры можно было откладывать пит-стоп?
Льюис тем временем на свежем комплекте шин просто летел по трассе, неуклонно приближаясь к паре лидеров, так что было совершенно ясно, что после своих пит-стопов им не удастся удержаться впереди Хэмилтона. Однако Алонсо и Феттель всё откладывали и откладывали пит-стоп, и по мере приближения финиша стало понятно, что они-то решили продержаться на трассе с одним-единственным пит-стопом! Возможно, в такой ситуации это был единственный шанс на победу, но особенно рискованной выглядела тактика Феттеля, который совершил первый пит-стоп раньше и Алонсо, и Хэмилтона.
Что ж, тактика Алонсо и Феттеля была рискованной. Но неэффективной. При том темпе, с которым Хэмилтон «отгрызал» отрыв, у них не было шансов. На 62 круге Хэмилтон догнал Феттеля и прошел его в зоне DRS. Сразу же после этого Себастьян, проиграв сражение за победу, свернул на пит-лейн, пытаясь извлечь запоздалую выгоду. Насколько это было запоздалое решение становится ясно из того, что в гонку Феттель вернулся на пятой позиции, уступив Грожану и Пересу.
Позиции Алонсо пали на 64 круге, когда все в той же зоне DRS Льюис Хэмилтон вернулся на лидирующую позицию. В отличие от Феттеля, Фернандо решил держаться до конца, сцепив зубы. Смело, но по большему счету без толку. Резина разрушалась с каждым кругом. На 66 круге Алонсо проиграл вторую позицию Грожану. На 68 круге потерял подиум после атаки Переса. И на последнем был вынужден наблюдать в шпильке, как мимо него проехал Феттель. Совершив второй пит-стоп, Себастьян успел-таки обойти Алонсо, перед этим оставив мастерский штрих на Стене Чемпионов и установив лучший круг в гонке.
Позади Алонсо финишировали Росберг, которому совсем чуть-чуть не хватило, чтобы достать Фернандо; Уэббер, после Монако проведший довольно блеклую гонку; Райкконен, чья тактика одного пит-стопа казалась очень перспективной, но не принесла большого успеха, в отличие от партнера по команде; Кобаяши, который, как и напарник, финишировал позади пилота Lotus; Масса, несмотря на сумбурную гонку, набравший одно очко, опередив мощно начавшего гонку Пола ди Ресту. Михаэль Шумахер вновь остался без очков и даже не финишировал, после того, как на его Mercedes заклинило систему DRS в открытом положении крыла. На пит-стопе механикам не удалось быстро исправить проблему, а продолжение гонки в таком положении было и опасно, и нелегитимно.
Совершенным провалом закончился Гран При Канады для прошлогоднего победителя Дженсона Баттона, который был вынужден совершать три (!) пит-стопа, и финишировал в круге от победителя, уступив целой группе середняков. В таблице личного зачета положение Дженсона, первого лидера этого сезона, совершенно незавидно.
Виталий Петров, хоть и уступил на финише Хейкки Ковалайнену, но провел весьма уверенную гонку, на протяжении большей части дистанции опережая Бруно Сенну. Caterham вообще убедительно выглядел в Монреале, сражаясь с командами средней группы.
Льюис Хэмилтон, одержав первую победу по ходу сезона и 18-ю за карьеру (сравнявшись с Райкконеном) на той же трассе, где была одержана самая первая, стал новым лидером чемпионата мира Ф-1.
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, жиль вильнев, камуи кобаяши, канада, кими райкконен, льюис хэмилтон, михаэль шумахер, монреаль, нико росберг, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фернандо алонсо