Тенденция прервалась – восьмую гонку 2012 года не выиграл восьмой гонщик. Первым, кто победил дважды по ходу сезона, стал Фернандо Алонсо, стартовавший с 11-й позиции. Впервые в Валенсии. В 29-й раз за карьеру.
Городская трасса в порту Валенсии, которая по праву может называться скучнейшей в календаре, преподнесла изумительную гонку, полную борьбы, обгонов и столкновений, которая искупила всё то, что было здесь раньше. Два претендента на победу сошли по техническим причинам: лидер Себастьян Феттель и Роман Грожан, занимавший вторую позицию, что характерно для прежних эпох, но не для 2000-х. Прежний лидер чемпионата мира Льюис Хэмилтон закончил гонку в стене. На подиум вместе с Алонсо поднялись Кими Райкконен, который был не так уж и далек от первой в сезоне победы и Михаэль Шумахер, впервые в первой тройке после возвращения, как и Алонсо стартовав за пределами первой десятки.
Остановив машину на круге почета, Фернандо Алонсо приветствовал толпу, которая неистовствовала. Трогательный момент, напомнивший победу Сенны в Интерлагосе’91 и Сильверстоун’92 с Мэнселлом.
Феттель выиграл старт с поула, позади Хэмилтон смог сохранить вторую позицию. За третье место развернулась довольно жесткая борьба. Кими Райкконен в какой-то момент почти опередил Грожана, но потом уступил и ему, и Кобаяши. Роман же достаточно жестко смог оттеснить Мальдонадо, и вышел на третье место. Вообще действия Грожана на старте, как обычно рискованные, на этот раз заслуживают самой высокой оценки. Удачно стартовал Алонсо, в то время как сильно провалились Росберг и Баттон.
Очевидно было, что Льюис не в состоянии удерживать высочайший темп Себастьяна, и Феттель отрывался стремительно. Жаркие условия Валенсии были на руку ему, были на руку и Lotus, так что Хэмилтон прилично сдерживал Грожана, которому, чтобы побороться за победу, было просто необходимо обходить Льюиса. Кими Райкконен, несмотря на потенциально очень быструю машину, не лучшим образом проведя старт и первый круг, оказался поначалу оттеснен от борьбы за победу.
К 10 кругу отрыв Феттеля от Хэмилтона уже достигал 10 секунд и постоянно возрастал, так что и положение Грожана становилось критическим. Наконец Роман смог дожать Хэмилтона, атаковав его в зоне DRS перед 12-м поворотом по внешке, пилоты Lotus и McLaren красиво поборолись пару поворотов колесо в колесо, и Грожан вышел вперед, проявив большую решительность. Ближайшие круги отметились красивыми обгонами, так как вскоре Алонсо обошел Хюлкенберга точь-в-точь как до этого Грожан Хэмилтона, а затем Кими не менее красиво опередил Пастора Мальдонадо.
Началась первая волна пит-стопов, которую открыли Дженсон Баттон и Серхио Перес. Из пилотов лидирующей группы первым на пит-лейн свернул Льюис Хэмилтон, на 14 круге. Кругом спустя пит-стопы синхронно провели Райкконен и Кобаяши, и Кими за счет блестящей работы механиков Lotus на выезде с пит-лейн опередил японского пилота Sauber. На 16 круге пит-стоп провел Фернандо Алонсо, пересидев на круг Райкконена, он выехал впереди финна. Еще через круг шины сменил лидер гонки Себастьян Феттель, на том же круге переобулся и Грожан, таким образом Феттель на трассу вернулся лидером.
После пит-стопов перед Себастьяном оказалась чистая трасса, так что он принялся за старое – атаковать. Грожан и Хэмилтон тем временем оказались позади Нико Росберга и Пола ди Ресты, пит-стопов еще не совершавших, что могло привести к потере времени относительно лидера гонки. Однако шины на болидах соперников были уже в изношенном состоянии, и обгоны не составили труда. К сожалению, эта борьба прошла немного мимо режиссеров валенсийской гонки.
Плотные сражения между пилотами, часть из которых стартовали на жестких шинах: Марк Уэббер и Михаэль Шумахер, часть совершила пит-стоп, и шла на свежих комплектах, как Алонсо и Кобаяши, а часть еще не останавливалась в боксах, были взрывоопасны. Темп гонщиков был разным, конфигурация трассы не благоволит обгонам, давая фору обороняющимся, даже если они прилично уступают в темпе. В конце концов, это привело к первому из зрелищных столкновений этой гонки, когда Бруно Сенна, находившийся под градом атак, блокировал Камуи Кобаяши. Бруно развернуло, и он отправился в боксы с проколотым задним колесом, Кобаяши повезло, и он не повредил машину. Бруно по итогам расследования инцидента стюардами был признан виновным, и получил штраф в виде проезда через пит-лейн.
Феттель находился в доминирующей позиции. Хотя Грожан вышел на чистое второе место и показывал высочайший темп, показав быстрейшее время круга, Себастьян к тому времени имел значительный отрыв, и отыгрывая у него даже несколько десятых с круга, серьезно приблизиться к лидеру не удалось бы. Уже началась вторая волна пит-стопов, которую вновь открыли Баттон и Перес на 27 круге, и тут как нельзя кстати Жан-Эрик Вернь совершил опрометчивый маневр, за который его вряд ли похвалят старшие наставники из программы Red Bull. Себастьян Феттель ему бы точно за это спасибо не сказал бы… Вернь атаковал Хейкки Ковалайнена, на Caterham которого не работал KERS, в скоростной дуге, преимущество было значительным, и обгон не составил труда, но пилот Toro Rosso зачем-то слишком рано сместился вправо, наткнувшись на машину соперника. В результате столкновения оба получили проколы, Ковалайнен переднего колеса, а Вернь заднего, разорванная шина ошметками разбивала аэродинамику, и дирекция гонки сочла, что в этот раз обломков слишком много, чтобы обойтись без автомобиля безопасности.
Начались массовые пит-стопы в режиме сэйфти-кара, в Lotus умудрились обслужить обоих пилотов по очереди, не потеряв времени, а в McLaren Хэмилтона вновь ждала заминка, которые уже становятся дурной традицией этого сезона. На этот раз оказался неисправен передний домкрат, но наготове уже находился механик с запасным домкратом. Себастьян Феттель на один круг задержался на трассе, после чего тоже провел пит-стоп и вернулся на трассу лидером, после чего догнал автомобиль безопасности, дожидавшийся лидера.
Пейс-кар, «сожравший» отрыв Феттеля, был тем необходимым ингредиентом валенсийской гонки, который придал ей остроты, вернув интригу. На рестарте гонщики выстроились в следующем порядке: Феттель, Грожан, Алонсо, Риккьярдо, почему-то решивший не совершать пит-стоп под пейс-каром, Райкконен, Хэмилтон.
Себастьян прекрасно провел рестарт, не дав Роману ни шанса, но Грожан сам немного ошибся, и поставил себя под атаку Алонсо, чем Фернандо решительно воспользовался, жестко пройдя гонщика Lotus. Позади Льюис не менее решительно прошел Кими, так что хотя выезд автомобиля безопасности и увеличил шансы Lotus, но действия гонщиков на рестарте во многом эти шансы нивелировали.
Плотные сражения на рестарте не обошлись без столкновения: Камуи Кобаяши на торможении въехал в бок Ferrari Массы. Фелипе, для которого до того момента гонка складывалась неплохо, поехал в боксы с проколотым колесом, потеряв шансы на приличный результат. Кобаяши, для которого это было уже второе столкновение в гонке, на этот раз остался на обочине.
Непонятной была тактика, которую выбрали в Toro Rosso для Даниэля Риккьярдо. Пусть они позволили ему подняться высоко, на четвертую позицию, но пилоты на более свежей резине проходили его как стоячего. Сам Даниэль не мог избежать ошибок, еле удерживая болид на траектории.
Феттель отрывался, в то время как Грожан пытался что-то сообразить за спиной Алонсо, но Фернандо не собирался предоставлять Роману второго шанса. Попав в сложную ситуацию, Феттель из нее благополучно вышел… Только лишь для того, чтобы на 34 круге потерять гонку. Red Bull внезапно потерял темп, и остановился на трассе. Сложно припомнить что-то подобное в последние годы, ближайшее что приходит на память – это неудача Себастьяна в захватывающей дождевой гонке в Корее’2010, когда он также уверенно возглавлял пелотон, но сошел из-за отказа двигателя.
Нельзя не отметить ужасную халатность дирекции гонки в данном эпизоде: Red Bull Себастьяна не удалось быстро эвакуировать за пределы трассы, и маршалы вручную отталкивали болид в режиме локальных желтых флагов, когда мимо них на полной скорости проносились болиды!
Во главе пелотона сформировались две пары. Фернандо Алонсо получил неожиданный шанс выиграть Гран При на испанской земле, но находившийся позади Грожан был настроен решительно. На некотором отдалении третью позицию удерживал Льюис Хэмилтон, но его вплотную преследовал Райкконен. Ситуация была особенно интересна тем, что к финишу гонки Lotus должны были лучше сберечь шины, что давало Грожану и Райкконену хорошие шансы опередить соперников. Однако мало было схода Феттеля, внезапно ход потерял и Грожан. Роман был вынужден запарковать свой Lotus E20 на обочине, лишившись уникального шанса на победу в гонке. Причиной стал отказ коробки передач. В этот момент стало ясно, что вряд ли мы увидим восьмого победителя в восьми гонках сезона: пара Хэмилтон – Райкконен все-таки прилично отставала от лидера Алонсо, к тому же Кими в таком случае надо было бы обходить сразу двух.
После того, как свои вторые пит-стопы провели Михаэль Шумахер и Марк Уэббер, сложилась уникальная ситуация – Виталий Петров на Caterham вышел на десятое место. Виталий проводил очень уверенную безошибочную гонку, но теперь получил шанс на первые очки для своей команды! Правда, в десятке Петров продержался все же недолго, но это не умаляет его заслуг. После пит-стопов Шумахер и Уэббер образовали своеобразную боевую пару, вместе прорываясь, «прошивая» пелотон. Ведущим в данном случае выступал Михаэль. Их жертвой и пал Виталий, противопоставить темпу Mercedes и Red Bull было нечего. Но и 12 место было бы великолепным результатом для Caterham. Увы, вновь отличился гонщик Toro Rosso, на этот раз Риккьярдо. Даниэль превосходил в темпе Петрова, Виталий оборонялся достаточно жестко, но как и в случае Вернь – Ковалайнен, молодой подопечный Red Bull переоценил силы, уже выйдя вперед. Возвращаясь на траекторию, он налетел на Caterham, подскочив в воздух. Петрову это стоило оторванного переднего антикрыла и лишнего пит-стопа, Риккьярдо смог продолжить гонку. Забегая вперед, Виталий завершил гонку на 13-м месте, это его лучший результат в команде.
Блестящее шоу устроили Шумахер и Уэббер, слетанной парой разделываясь с Баттоном, Пересом, ди Рестой, Хюлкенбергом.
Под занавес гонки шины на McLaren Хэмилтона потеряли свои свойства, Льюис стал отставать от Алонсо. В этот момент Кими был ощутимо быстрее, его настойчивые атаки увенчались успехом. После красивой дуэли в нескольких поворотах подряд Райкконен вышел вперед. Видимо в группе лидеров его шины действительно были в лучшем состоянии, Кими бросился догонять Алонсо, но 7 сек. за два круга было уже не отыграть.
Проиграв борьбу Райкконену, Хэмилтон остался на окончательно изношенной резине и попал под атаки Мальдонадо. Оба бойцы, оба с неуступчивыми характерами. Пастор атаковал до последнего, Льюис до последнего защищался, буквально выдавливая Мальдонадо за пределы трассы. Никто не хотел уступать. Сражение увенчалось столкновением, McLaren Хэмилтона остался в стене. Демоны прошлого года вновь взыграли в душе Льюиса, в ситуации, когда ему надо было бы брать очки, но это гонки.
Мальдонадо лишился переднего антикрыла, но продолжил борьбу. Его обошли сначала Шумахер с Уэббером, - Михаэль устремился к долгожданному подиуму, - а затем и многие другие, но Пастор финишировал десятым. Затем, дирекция гонки оштрафовала его за столкновение, прибавив время к итоговому результату.
Гран При в Валенсии завершился удивительно – Алонсо здесь впервые выиграл, когда этого никто не ждал, Райкконен был в общем-то близок к победе, но опять немного не хватило, тактика Шумахера и Уэббера принесла обоим успех, но если Марк может быть доволен положением в таблице личного зачета, то для Михаэля это был особенно эмоциональный момент. На подиум получать приз за Ferrari отправился гоночный инженер Алонсо Андреа Стелла. Со всеми тремя гонщиками он работал в одной команде, двое из них завоевывали титулы для «Скудерии», возможно теперь настала очередь третьего – того, кто в красной форме сейчас.
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: валенсия, виталий петров, дженсон баттон, европа, камуи кобаяши, кими райкконен, марк уэббер, михаэль шумахер, роман грожан, себастьян феттель, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари