Стартовав с поула, Дженсон Баттон выиграл Гран При Бельгии, пролидировав практически всю дистанцию. Этот успех стал первым подобным для Дженсона на легендарной трассе Спа Франкошам. Баттон одержал вторую в сезоне победу в Гран При – он начал год с победы на открывающем чемпионат этапе в Мельбурне и теперь в точно таком же духе открыл вторую половину сезона после летнего перерыва. На вторую ступень подиума поднялся Себастьян Феттель. Прошлогодний победитель Спа стартовал с десятой позиции, и поднялся на подиум после гонки, насыщенной обгонами. Третья ступень подиума досталась Кими Райкконену, впервые финишировавшему в Спа ниже первого места. Михаэль Шумахер, проводивший 300-й Гран При в своей карьере, долго боролся за подиум, но в итоге финишировал на седьмом месте. При этом два претендента на титул – Льюис Хэмилтон и лидер личного зачета Фернандо Алонсо не смогли финишировать, попав в массовый завал на старте в шпильке Ля Сурс, спровоцированный Романом Грожаном.
День гонки выдался солнечным и сухим, таким образом, вся доля осадков, предназначенных Ф1, вылилась в Спа в пятницу. Многое решилось на старте. Дженсон Баттон уверенно реализовал преимущество поул-позиции, в то время как стартовавший с ним с первого ряда Камуи Кобаяши еле сдвинулся с места, сразу откатившись в середину пелотона. Шпилька Ля Сурс после старта редко обходится без происшествий, но на этот раз здесь кипели полномасштабные боевые действия. Роман Грожан в который раз по ходу сезона рискованно действовал на старте, на этот раз в борьбе с Льюисом Хэмилтоном он попросту подрезал британца, отправив McLaren чемпиона мира 2008 года в полет. Неуправляемые Lotus и McLaren прибрали с собой Ferrari Алонсо, а заодно и оба Sauber – Серхио Переса и неудачника старта Кобаяши. Все это выглядело очень опасно, а Фернандо к тому же долго не покидал кокпит. Так или иначе, но неосторожность Грожана поставила крест на гонке для сразу двух претендентов на чемпионский титул.
Стартовый завал привел к появлению на трассе автомобиля безопасности, весьма привычного в Спа, за которым пелотон выстроился в достаточно неожиданной по сравнению со стартовой решеткой последовательности. Вслед за лидировавшим Баттоном оказались Райкконен, Хюлкенберг, ди Реста, Шумахер, Риккьярдо, Вернь. Старт для Force India и Toro Rosso оказался крайне удачным, как и для Михаэля Шумахера. В режиме сэйфти-кара боксы посетили Камуи Кобаяши – единственный, для кого стартовый завал не стоил схода, и Пастор Мальдонадо, у которого после успеха в квалификации все пошло наперекосяк. Сначала он был оштрафован понижением на три позиции на стартовом поле за блокировку Нико Хюлкенберга по ходу первой квалификационной сессии, затем допустил фальстарт, а вскоре после рестарта на 5 круге присоединился к числу сошедших.
Рестарт не внес значительных изменений в ход гонки. Баттон по-прежнему лидировал, основная борьба развернулась за его спиной. Здесь у Кими Райкконена возникли серьезные проблемы с темпом, так что его вскоре прошел Хюлкенберг. Аналогичным образом Михаэль Шумахер опередил Пола ди Ресту. Райкконен не мог поддерживать темп лидера, так что о победе, о которой было столько сказано, в этот раз видимо приходилось забыть. Возможно это стало последствием решения Lotus не применять DRS-воздуховод по ходу квалификации и гонки после того, как в дождливую пятницу его не удалось толком протестировать. На 11 круге гонки Райкконена достаточно жестким маневром на входе в Les Combes прошел Михаэль Шумахер.
Спа – не Монако или Хунгароринг, как бы не выстроилась стартовая решетка, или каким бы ни был бы порядок после старта, это еще ничего не значит. Проблем с обгонами здесь особых нет, особенно после введения DRS, даже несмотря на то, что зона активации системы на прямой Кеммель была по сравнению с 2011 годом сокращена. В случае же не слишком высокой максимальной скорости, как у болидов Red Bull, в Спа есть и другие места для обгонов. Так Себастьян Феттель провел целый ряд успешных атак в шикане Автобусная остановка, жестко оттесняя соперников в сторону, в том числе и партнера по команде. Одна из этих атак, правда, чуть не закончилась столкновением – когда Феттель атаковал юбиляра Шумахера, свернувшего на пит-лейн.
Наиболее красивыми впрочем выдались атаки Даниэля Риккьярдо на Нико Росберга по внешней траектории Бланшимона на 17 круге и обгон Райкконеном Шумахера на входе в Eau Rouge на 34-м. В первом случае причиной, по которой подобная атака стала возможной, стал большой износ шин на Mercedes, во втором – ошибка Михаэля, заблокировавшего шины в Ля Сурс. Интересно, что Шумахер сразу же контратаковал на подъеме Кеммель. Что нисколько не умаляет красоту атаки в Красной воде.
Наиболее популярной тактикой в Гран При Бельгии стали две остановки в боксах. В большинстве случаев два пит-стопа приносили наибольший успех, за исключением двух случаев. Впрочем, эти два случая – на двух верхних ступеньках подиума. Дженсон Баттон и Себастьян Феттель проехали гонку с тактикой одного пит-стопа. Однако в случае Баттона необходимо сказать, что вести сражения на трассе, атаковать и обгонять ему не приходилось – доминирующая машина позволила Дженсону обойтись без этого, что безусловно помогло сохранить шины. Не стоит забывать и об отличных настройках, найденных командой Дженсона на гонку – они позволили беречь шины, а заодно и обеспечили высочайший темп McLaren. В случае с Феттелем говорить об отсутствии борьбы не приходится – как уже упоминалось выше, Себастьян поучаствовал в большом количестве дуэлей на трассе. Но здесь сыграло свою роль как то, что настройки Red Bull позволяли беречь шины, так и то, что квалифицировавшись за пределами Top-10 Себастьян сохранил лишний комплект резины. И Дженсон, и Себастьян провели свои пит-стопы на середине дистанции, по мере того, как машина становилась легче, сохранять шины становилось также легче.
А вот в случае гонщиков Mercedes и Бруно Сенны, который, в отличие от Мальдонадо, провалил квалификацию, но проводил отличную гонку, тактика одного пит-стопа успеха не принесла. Состояние шин под финиш заставило этих гонщиков все-таки совершать второй пит-стоп, что стоило им потери ряда позиций. Таким образом Михаэль Шумахер, сражавшийся с Райкконеном за подиум, откатился на седьмое место, впереди пары Toro Rosso Жана-Эрика Верня и Даниэля Риккьярдо, но со значительным отставанием от Марка Уэббера, которое невозможно было уже отыграть даже несмотря на преимущество свежей резины. Росберг же и Бруно Сенна выпали из очковой зоны, на которую претендовали большую часть дистанции.
Двойное попадание в очки пилотов Toro Rosso – первый подобный успех филиала из Фаэнцы по ходу нынешнего сезона, но еще лучше выступила Force India. Также оба пилота в очках, ди Реста замкнул десятку, но Нико Хюлкенберг, проведший гонку просто блестяще, совсем чуть-чуть не дотянулся до подиума! Конечно, подиумы в Спа уже бывали в истории индийско-британской «конюшни», но в этом году болид Force India не построен специально под скоростные трассы, как это было в прошлом. Не меньшим героем выглядит и Фелипе Масса, который после потери Алонсо поддержал честь Скудерии, провел крайне боевитую гонку, и финишировал в пятерке, опередив Марка Уэббера и Михаэля Шумахера.
В то время как Дженсон Баттон и McLaren наслаждались 14-й победой англичанина в карьере, следует отметить, что наиболее удачно в плане сражения за чемпионат провел Гран При Бельгии Себастьян Феттель. Благодаря второму месту и сходу Алонсо Себастьян значительно приблизился к лидеру личного зачета. Удачно выступил и Кими Райкконен, вновь опередивший Льюиса Хэмилтона. Положение Кими в таблице личного зачета выглядит действительно неплохо, но сражаться за чемпионат при отсутствии побед достаточно проблематично. Впрочем, возможно в Монце Lotus все-таки внедрит свой DRS-воздуховод. Вот только стартовать на следующей неделе команде из Энстоуна придется без Романа Грожана – француз был дисквалифицирован стюардами на одну гонку за происшествие на старте в Спа.
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: бельгия, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, михаэль шумахер, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, спа, ф1, фернандо алонсо