Чемпионат MotoGP проводится Международной мотоциклетной федерацией (фр. Fédération Internationale de Motocyclisme, сокращенно FIM, ФИМ) с 1949 года и является самым престижным соревнованием по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах-прототипах (т.е. не выпускаемых серийно, отсутствующих в свободной продаже и не разрешенные к использованию на дорогах общего пользования). Состоящий в 2011 году из 18 этапов чемпионат посетит 14 стран и 4 континента, а посредством телевидения и Интернета добирается до самых удаленных уголков планеты. В 2010 году этапы чемпионата посетило порядка 2.2 миллионов человек. Dorna Sports c 1992 года обладает всеми коммерческими и телевизионными правами на чемпионат.
Уже в самом начале 20 века мотогонки достигли огромной популярности, что привело к возникновению первых Гран При. В 1938 году FICM (Fédération Internationale des Clubs Motocyclistes), предшественник нынешней FIM, анонсирует Чемпионат Европы. Но грянувшая Вторая Мировая война заставила отложить все спортивные мероприятия на более поздний срок.
Ранние годы
Первый Чемпионат Мира стартовал в 1949 году и включал в себя четыре класса. Первым чемпионом в старшем "королевском" классе 500сс для мотоциклов с объемом 500см³ стал британец Лэсли Грэм (Leslie Graham) на AJS. Другой британец – Фредди Фрит (Freddie Frith) выступая на Velocette первенствовал в 350сс. В двух младших классах – 250сс и 125сс первенствовали итальянцы Бруно Руффо (Bruno Ruffo) на Moto Guzzi и Нелло Пагани (Nello Pagani) на Mondial.
В 1950 годах в чемпионате доминируют итальянские производители – вышеупомянутые Mondial, Moto Guzzi и присоединившиеся к ним Gilera и MV Agusta, демонстрируя высочайшую степень развития этой отрасли промышленности в Италии тех времен. Немного особняком в этой компании стоит MV Agusta. Мотоциклы этой марки три года подряд (1958-1960) выигрывали чемпионат во всех четырех классах, а доминирование этого производителя в "королевском" классе 500сс длилось непрерывно 17 лет – с 1958 по 1974!
Шальные шестидесятые
В начале 1960 годов на арене мирового чемпионата появляются японские мото производители, которые продолжают выступать и по сей день. Honda, Suzuki и Yamaha дебютируют в Чемпионате Мира и включаются в борьбу за титулы во всех классах. В частности Suzuki сразу же "поймали волну" в созданном в 1962 году новом классе 50сс.
В конце 1960x на арене чемпионата появляется Джакомо Агостини (Giacomo Agostini) – самый успешный пилот в истории MotoGP. В те времена было привычно, что пилот выступал одновременно в нескольких классах. Агостини был ярчайшим примером такой "многозадачности" – 10 из 15 титулов он завоевал в течении пяти супер сезонов, выигрывая одновременно чемпионство двух престижнейших классов 500сс и 350сс с 1968 по 1972 года. Это была золотая эра MV Agusta в MotoGP.
Параллельно с ростом престижа и популярности чемпионата по всем миру команды столкнулись с значительным ростом расходов, и несколько японских производителей были вынуждены отказаться от участия в чемпионате. Для снижения расходов FIM приняло правило, которое привязывало количество цилиндров у двигателей к конкретному классу: один у 50сс, два цилиндра у 125сс и 250сс и четыре в 350сс и 500сс.
Равные условия
В 70-хх остальные команды смогли навязать борьбу MV Agusta. В разных классах титулов добились пилоты других европейских (Bultaco, Kreidler, Morbidelli) и японских (Kawasaki, Suzuki, Yamaha) производителей, а также знаменитый североамериканский Harley Davidson. В середине десятилетия MV Agusta не удержала титул и в "королевском" классе.
После 12-летнего перерыва в конце семидесятых в чемпионат вернулась Honda. В 1983 году этот японский производитель отказался от использования 4-тактной техники и построил 2- тактный V3 500, известный как NS500, на котором Фредди Спенсер (Freddie Spencer) выиграл титул в 500сс – первый в его карьере и первый для Honda после возвращении в чемпионат мира.
В 1980 году, после 34 лет, был упразднен класс 350сс. 50сс был расширен до 80сс в 1984 году, но и в таком виде просуществовал только шесть сезонов. За это время титул трижды завоевывал испанец Хорхе Мартинез, в настоящее время являющийся руководителем гоночной команды, и четыре раза чемпионство доставалось пилотам на мотоциклах марки Derbi. Таким образом к 1990 году чемпионат сократился до трех классов: 125сс, 250сс и 500сс.
Американские идолы
Начиная с середины восьмидесятых в "королевском" классе настала эпоха доминирования японских производителей и американских пилотов. Эдди Лоусон (Eddie Lawson), Рэнди Мамола (Randy Mamola), Фредди Спенсер (Freddie Spencer), Уэйн Рейни (Wayne Rainey) и Кевин Шванц (Kevin Schwantz) на мотоциклах Honda, Suzuki и Yamaha сражаются за чемпионские титулы. Меж тем, в младших классах 250сс и 125сс Derbi, Garelli, а позднее и Aprilia оказывают достойное сопротивление японской технике.
Поздние девяностые стали золотой эрой Honda и их пилота Мика Дуэна (Mick Doohan) в королевском классе. Пять завоеванных титулов подряд, прежде чем австралиец был вынужден закончить карьеру из-за травм в конце 1999 года.
Новый век
Сезон 2001 года стал последнем в 500 кубовой эре "королевского класса". Веяния современности и маркетинга производителей заставили перейти на 990 кубовые 4-тактные двигатели престижнейший класс чемпионата. Последним чемпионом 500 кубовой эпохи в королевском классе MotoGP стал молодой итальянец Валентино Росси на мотоцикле Honda, до этого победивший вместе с Aprilia в 125сс в 1997 и 250сс в 1999. Так началась эпоха Росси.
В 2002 году появляется нынешнее название чемпионата мира по шоссейно-кольцевым гонкам на мотоциклах-прототипах – MotoGP. С переходом на литровые двигатели класс 500сс так же начинает называться MotoGP, а Росси выигрывает 4 титула подряд (2 за Honda и 2 после сенсационного перехода в Yamaha).
В младших классах блистают юные европейские гонщики на технике Aprilia и Honda. Самым ярким примером стал Дани Педроса, который после чемпионства 2003 года в 125сс и двух титулов в 250сс переходит в 2006 в заводскую Repsol Honda и становится партнером американца Ники Хейдена, чья агрессивная, но результативная манера пилотирования приносит ему титул чемпиона, прерывая гегемонию Росси, за которым к тому времени прочно закрепляется прозвище "The Doctor".
В 2007 следуют новые изменения регламента для уравновешивания сил в чемпионате. Вводится ограничения количества используемых шин на гоночный уик-энд и кубатура двигателя снижается до 800сс в целях безопасности. К новым условиям лучше всех удается приспособиться Кейси Стоунеру, пилоту команды Ducati Marlboro. В 2008 Росси удается вернуться с Yamaha на вершину, и он выигрывает шестой титул, переписывая по дороге всевозможные рекорды чемпионатов мира. Стоунер финиширует вторым.
В 2009 следует еще одно нововведение – Bridgestone становится единственным поставщиком шин для "королевского" класса (уходят Dunlop и Michelin). Росси, в напряженной борьбе с партнером по команде Хорхе Лорензо, завоевывает седьмой титул и останавливается в шаге от непобедимого рекорда Джакомо Агостини с 8 титулами в "королевском" классе.
В 2010 еще один исторический момент – прекращает свое существование класс 250сс. На смену ему приходит класс Moto2 с 600-кубовыми двигателями от Honda (для всего чемпионата) и различными производителями шасси.
Гоночный уик-энд
Каждый этап чемпионата включает соревнования во всех трех классах (за исключением ГП США в Лагуна Секе, где гоняются только пилоты "королевского класса")
125сс – обычно первый шаг для молодых дарований в Чемпионтате Мира. Объем двигателя ограничен 125сс (одноцилиндровый). Возраст пилотов – от 16 до 28 лет.
Moto2 – новый 4-тактный класс, анонсированный в декабре 2008 года и заменивший класс 250сс в 2010. Moto2 стал попыткой Dorna создать экономически не дорогой, но при этом зрелищный и престижный класс. Для этого были унифицированные некоторые узлы. Honda является единственным поставщиком двигателей, Dunlop обеспечивает класс шинами. 600-кубовый двигатель развивает до 140 л.с. Шасси разрабатываются и строятся производителями согласно FIM Grand Prix Technical Regulations. Главная рама, маятник, топливный бак, сиденье и обтекатели должны быть прототипами. Минимальный возраст пилота – 16 лет.
MotoGP – "жемчужина" чемпионата, "королевский" класс. 4-тактные 800-кубовые двигатели (в 2012 переходят на литровую кубатуру), максимальная скорость и фантастическая управляемость. Мотоциклы, участвующие в "королевском" класс должны быть на 100% прототипами. Минимальный возраст пилота – 18 лет.
Каждый этап длится три дня. Две тренировки в пятницу (125сс – 40 минут, MotoGP и Moto2 - 45 минут). Еще одна такая же тренировка в субботу, а затем следует квалификация (125сс – 40 минут, MotoGP – 60 минут, Moto2 – 45 минут). Квалификация проходит в свободном режиме, т.е. за отведенное общее время каждый пилот должен проехать быстрейший круг. На стартовой решетке располагаются три пилота в линию с небольшим смещением назад.
Воскресный день начинается с 20-минутной разминочной сессии в каждом классе, а затем следует гонка протяженность 95-130 км (40-45 минут обычно) в зависимости от этапа. Сначала стартуют пилоты 125сс, потом Moto2, затем MotoGP. Плановых пит-стопов не предусмотрено. В случае смены сухих условий на дождевые:
- в двух младших классах гонка останавливается красными флагами и после замены шин на дождевые происходит рестарт с места в порядке, занимаемым пилотам на круге, предшествовавшему появлению красных флагов
- в "королевском" классе пилоты заезжают на пит-лейн, где пересаживаются на заранее подготовленные мотоциклы с дождевой резиной и настройками и возвращаются на трассу – гонка не прерывается.
Все этапы, кроме ГП Нидерландов в Ассене (четверг-суббота) проходят с пятницы по воскресенье. ГП Катара традиционно в последние годы открывает чемпионат и проходит при искусственном освещении. На ГП США в Лагуна Секе гоняются пилоты только "королевского" класса, младшие классы этап пропускают.
Стартовые решетки насчитывают:
125сс – порядка 30 пилотов
Moto2 – порядка 40 пилотов
MotoGP – порядка 18 пилотов.
Очки начисляются первым 15 финишировавшим пилотам по следующей системе:
1 место - 25 очков
2 – 20
3 – 16
4 – 13
5 – 11
6 – 10
7 – 9 и далее каждая следующая приносит на 1 очко меньше.
Очки начисляются в личный зачет, командный зачет и зачет производителей. В зачет производителей идут очки одного лучшего пилота, в командном зачете – лучших двух. В основной массе команды состоят из двух пилотов, но бывают команды с одним или тремя пилотами.
Название команды обычно состоит из трех частей: названия производителя мотоцикла или мотора, названия команды и названия титульного спонсора. Например, Rizla Suzuki MotoGP или Fiat Yamaha Team.
Мотоциклы
Мотоциклы, используемые в MotoGP являются специально построенными, чистокровными гоночными байками – они не доступны для свободной покупки и не могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования. В каждом классе допускается определенный объем двигателя:
MotoGP – с сезона 2007 максимальный объем составляет 800сс(4-тактный), 2-тактные двигатели запрещены, с 2012 года объем будет увеличен до 1000сс, но использование 800сс не будет запрещено. С 2010 года введено правило 6 двигателей на чемпионат. В случае установки каждого последующего двигателя пилот наказывается стартом с пит-лейн с 20-секундной задержкой.
Moto2 - Moto2 Official Engine, подготовленный Honda. Объем - 600cc (4-тактный).
125сс – Одноцилиндровый двигатель объемом от 80cc до 125cc.
Коробка передач ограничена 6 передачами.
Ниже перечислен минимально допустимый вес мотоцикла (MotoGP и Moto2) и мотоцикла+гонщика (125cc):
MotoGP
2 цилиндра или менее - 135 кг
3 цилиндра - 142,5 кг
4 цилиндра - 150 кг
5 цилиндров - 157,5 кг
6 цилиндров или более - 165 кг
Moto2 - 135 кг
125cc - 136 кг
Команды могут добавлять балласт на мотоциклы для достижения минимального веса. Вес может быть проверен на начальном техническом осмотре, но основной контроль веса производится в конце тренировки или после гонки. Вес гонщика в полной защитной одежде плюс вес мотоцикла – таков контрольный вес принят для класса 125cc.
В чемпионате 2011 года представлены следующие производители мотоциклов (в Moto2 – шасси):
MotoGP:
Ducati, Honda, Suzuki, Yamaha.
Moto2:
ADV, Bimota, BQR, FTR, ICP, Moriwaki, MZ, Pons Kalex, Promoharris, RSV, Scot, Suter, Tech3, TSR.
125cc:
Aprilia, Derbi, Honda, Lambretta
Мотоциклы чемпионата MotoGP производятся для достижения побед в гонках, а также демонстрации конструктивных и технологических возможностей их производителей. Поэтому мотоциклы сконструированы из дорогих, прочных и очень легких материалов, таких как титан и углеродное волокно с использованием ряда современнейших технологии (углеродные дисковые тормоза, системы управления двигателем, контроль тяги).
Кроме того, прототипы команд, находясь на трассе, еще являются и рекламными щитами для ряда больших брендов, которые вовлечены в поддержку команд участниц MotoGP. Все мотоциклы имеют свой гоночный номер сзади и спереди, и, как правило, окрашены в цвет и снабжены эмблемами, как основного спонсора соответствующей команды, так и ряда других эмблем суб-спонсоров команд.
Чемпионы последних лет
Чемпионы сезона 2006 года:
Ники Хейден, США (класс MotoGP),
Хорхе Лоренцо, Испания (класс 250 см³),
Альваро Баутиста, Испания (класс 125 см³)
Чемпионы сезона 2007 года:
Кейси Стоунер, Австралия (класс MotoGP, команда Ducati, Италия),
Хорхе Лоренцо, Испания (класс 250 см³, команда Aprilia, Италия),
Габор Талмачи, Венгрия (класс 125 см³, команда Aprilia, Италия)
Чемпионы сезона 2008 года:
Валентино Росси, Италия (класс MotoGP, команда Yamaha, Япония),
Марко Симончелли, Италия (класс 250 см³, команда Gilera, Италия),
Майк Ди Меглио, Франция (класс 125 см³, команда Derbi, Испания)
Чемпионы сезона 2009 года:
Валентино Росси, Италия (класс MotoGP, команда Yamaha, Япония),
Хироси Аояма, Япония (класс 250 см³, команда Honda, Япония),
Хулиан Симон, Испания (класс 125 см³, команда Aprilia, Италия)
Чемпионы сезона 2010 года:
Лоренсо, Хорхе, Испания (класс MotoGP, Fiat-Yamaha),
Элиас, Тони, Испания, (класс Moto2),
Маркес, Марк, Испания (класс 125сс)