В последние несколько лет мы наблюдаем резкое снижение числа обгонов в самом престижном классе MotoGP, которым он всегда славился. И это, несомненно, сказывается на популярности и зрелищности серии, хотя фанаты мотоспорта продолжают утешать себя тем, что гонки MotoGP все равно остаются зрелищнее практически любого "4-колесного" чемпионата. Теперь, когда и этой отговорки не достаточно, чтобы оправдать крайне бедные на события гонки "королевского" класса, многие фанаты обратили свои гневные высказывания в направлении шин и электроники.
В свете этого интересно недавнее интервью чемпиона мира Кевина Шванца в Superbike Planet, в которых он высказывается о некоторых деталях современного мотоспорта.
"Система контроля мощности (traction control) вне всякого сомнения, позволила многим пилотам значительно продлить свою карьеру, и сделало управление мотоциклами более простым, щадящим" – продолжает американец. "С этой точки зрения все конечно здорово. Но если говорить о конкуренции, я бы предпочел видеть, как они дымят задними шинами. Не рассуждая о правильности и полезности нынешнего направления развития спорта, я бы хотел видеть мотоциклы без всякой электроники вообще. Но с точки зрения безопасности гонок, мотоциклы мощностью более 250 л.с. в классе, который теперь называется MotoGP, должны быть оборудованы самыми последними и наиболее эффективными технологиями, а это снова возвращает нас к электронике".
"Десять лет назад машины не имели ABS, а сейчас 90% оснащены этой системой. Я думаю, мы должны позволить производителям разрабатывать такие вещи. Но надо найти золотую середину. У меня нет рецепта, как это сделать, чтобы решение устраивало всех. Но я думаю, что трэкшн контроль, особенно того, что касается подачи оборотов на заднее колесо, должны быть в вашей правой руке".
источник
Вынужден согласиться с Кевином, но лишь частично. Конечно, современные электронные системы значительно облегчают работу пилота, позволяя зачастую практически нарушать законы физики. Наверняка, в отсутствии трэкшн контроля, мы бы не увидели фантастического стиля Кейси Стоунера, который фактически поперек, с невероятным сносом заднего колеса, заправляет свой байк в повороты. Гораздо больше ошибок было бы и на старте, а так же в дождевых гонках. Но я не уверен, что это является основной причиной катастрофического снижения количества обгонов и борьбы в целом, наблюдаемом нами в течение последних лет.
Причина в другом – слишком высокая стоимость участия в чемпионате и отсутствие шансов бороться на равных с заводскими командами крупнейших мотопроизводителей, таких как Хонда, Ямаха, Дукати и Сузуки. Пуповина, которой срослись чемпионат мира мотоциклетных прототипов и крупнейшие мировые производители, заинтересованные в первую очередь в извлечении максимальной финансовой выгоды, не только позволяет оставаться MotoGP технологической вершиной мотоспорта, но и убивает здоровую конкуренцию. Невозможность выхода на сцену новых игроков, способных хотя бы в отдаленном приближении конкурировать с заводскими командами привело к неприлично короткой стартовой решетке престижнейшего класса MotoGP.
Решение проблемы, как мне видится, в разрыве этой самой пуповине, сколько болезненным это бы ни было. Отказ от явного участия заводов, когда результат в большей мере будет зависеть от класса пилота и качества работы его команды, а не от марки мотоцикла, который он использует, позволит вернуть на былую высоту качественную и количественную составляющую чемпионата. Примеров тому множество – Moto2, V8 Supercars или NSC. Эксперимент с новым классом Moto2 в самой полной мере подтверждает мою мысль. Кто из болельщиков знал Suter или Kalex до появления нового 600-кубового класса? Единицы! Однако приход в чемпионат множества независимых производителей шасси и правило монодвигателя, а говоря иначе, снижения стартовой стоимости входа в чемпионат, позволило нам, болельщикам, в течение двух лет наслаждаться ярчайшими гонками среднемоторного класса ввиду высочайшей конкуренции, о который мы только мечтаем в "королевском" классе.
Что качается CRT, то мне кажется - дело не выгорит. Это полумера, т.к. Dorma и FIM не решаются вступить в открытую конфронтацию с заводами. Возможно, ее провал станет тем самым сигналом, который заставит Dorna Sports перейти к решительным мерам, за которыми последует возрождение былой славы "королевского" класса.