Дэн Уэлдон был главным претендентом на суперприз в 5 миллионов долларов, который организаторы финала сезона IZOD IndyCar Series в Лас Вегасе обещали гонщику, не выступающему в чемпионате на полном расписании в случае победы в гонке под названием IndyCar World Championships. Самых разных охотников на джекпот нашлось немало, и на старт гонки вышло аж 34 пилота, при обычном числе участников не более 28.
Перед первым поворотом 12-го круга Себастьян Сааведра задел болид Джеймса Хинчклиффа, потерял управление и заскользил по треку перед пелотоном, летящим на скорости свыше 300 км/ч. В завале пострадало 15 машин, среди которых наибольшие повреждения получили #12 Уилла Пауэра и #77 Дэна Уэлдона…
За занавеской, которой отгораживают команду безопасности при работе на месте серьёзной аварии, бригада врачей извлекала Дэна из раскорёженного автомобиля. Англичанин был доставлен в Университетский медицинский центр города Лас Вегас, где скончался от полученных травм. Чемпиону IndyCar и двукратному, действующему победителю Indianapolis 500 было 33.
Источник
Автогонки – опасный спорт. Увы, это не заклинание – сколько его не повторяй, гонщики будут получать травмы, колечить своё тело и гибнуть. Принято считать, что смерть участника в автогонке – это для профессиональных серий пережиток прошлого, и когда после очередного летального исхода внедряются драконовские меры по повышению безопасности, мы обретаем уверенность, что больше никто не погибнет. Но никакие меры безопасности не отменят законы физики – чем быстрее движется тело в момент столкновения, тем большей энергией оно обладает, и столкновение эту энергию рассеет. Автогонки – опасный спорт, но это не значит, что данную истину стоит воспринимать фаталистически. Каждая смерть есть совокупность причин и порой достаточно исключить одну из них, чтобы беды можно было избежать.
Но к чёрту философию. Я не знаю, что должно было произойти, чтобы функционеры IRL во главе с господином Барнхартом отучили свои машины взлетать по первому щелчку. Марио Андретти, Тони Ренна, Кенни Брак, Райан Бриско, Бадди Райс, Витор Мейра и многие другие полёты, из которых “только” один закончился гибелью гонщика. Впрочем, теперь знаю – именно это и произошло.
Каково теперь будет Барнхарту и компании презентовать новые шасси, где колёса закрыты обтекателями? Оставим в покое техническую серьёзность предложенной защиты – переход на новую технику, как его ни обставь, будет смешком в могилу Дэна Уэлдона: “Чуть-чуть ты не успел, дружище. Ну или мы не успели, уж прости, дорогое это удовольствие – безопасность”.
Скотт Брайтон погиб в Индианаполисе. Инцидент, каких Старая Кирпичница видела не один десяток и порой забирала пострадавших на тот свет. Пол Дана погиб в Хоумстеде, наехал на обломок от машины партнёра и в стену. Несчастный случай, всё бывает, к сожалению, вынуждены говорить мы, помня Генри Сертиса. Тони Ренна погиб в Индианаполисе – машина поймала воздушный поток и взлетела. Дэн Уэлдон погиб в Лас Вегасе – массовый завал с летающими во все стороны болидами.
Знаете, что кардинально отличает три предыдущих смерти в IRL от сегодняшней? Вина соперников. Кто, чёрт возьми, эти Сааведра и Хинчклифф? Сопляки, которые только и усвоили, что гнать тут можно газ-в-пол не напрягаясь покуда отваги хватит. Ну а если в глубине души гонщик может признаться себе в недостатке мастерства, то уж в недостатке отваги – ни за что! Какой же смысл тогда в кокпит залезать, если ты трус? Опасность для окружающих? Автогонки – опасный спорт, но SAFER барьеры нынче всюду, авось пронесёт.
Рэнди Бернард, Терри Ангстадт и Брайан Барнхарт несут личную ответственность за смерть Дэна Уэлдона. Это они, желая сохранить зрительский интерес любой ценой, создали условия для наполнения пелотона сааведрами и хинчклифами, ни на йоту не заботясь о соответствии уровня новобранцев риску подконтрольных им гонок. IRL – это не CART, она не управляется самими участниками, изнутри, поэтому обвинять владельцев не в чем – они набирают кого могут, ведь серия доведена до такого состояния, что какой бы то ни было конкуренции за место в кокпите нет – заплатил деньги и за руль.
Впервые я увидел в деле Дэна Уэлдона в 2005-м и сразу возненавидел. Парнишка с дурацкой причёской выигрывает гонку за гонкой, будь то топливная концовка или этап не на овале, обладает поразительной стабильностью, везением и снимает всякую интригу в чемпионате. Просто напрашивается, чтобы болеть против него. Потом стало понятно, что дорожные гонки даются ему значительно хуже овалов, что, перейдя в Ganassi, партнёру своему он уступает всё более явно, а потом была эта гонка:
Финал сезона-2008 мне посчастливилось комментировать в прямом эфире. Помню, как тогда повторял «какой молодец Дэн Уэлдон: в своей последней гонке за Чипа Гэнесси он борется за победу, отчаянно рискует, идя по крайнему аутсайду проверяет на прочность пилотов Пенске, словно заставляя Чипа усомниться в правильности своего выбора». Дэн вернулся к Джону Барнсу в Panther и дважды финишировал вторым в Indianapolis 500 – Хорниш в этой команде к такому и близко не подбирался. Я же обратился к первым Indy 500 Дэна Уэлдона и вскоре понял, что более уважаемого гонщика в нынешней IRL трудно найти. На сезон-2011 он остался без команды для участия в чемпионате, но в заявочном листе Indy 500 всё же оказался…
Меньше всего я хочу, чтобы гибель Дэна Уэлдона возвеличивала этот сенсационный триумф. Вообще надо усвоить, что смерть не может что-то или кого-то возвеличить, украсить, превознести. Смерть может только убить, забрать жизнь и принести горе.
Дэн Уэлдон – ещё одна жертва упадка американских гонок машин с открытыми колёсами. Но если Джефф Кроснофф, Гонсало Родригес и Грег Мур гибли ради скорости, то ради чего погиб Дэн? Я давно считаю, что серию IRL нужно закрывать, но, видит Бог, и думать не мог, что возможен такой аргумент этой точки зрения. Чтобы Дэн Уэлдон точно стал последней жертвой, сделать это необходимо.
А руководители IRL правы были только в одном – в отличие от Эндрю Крейга, они прекратили гонку. Такое шоу не должно продолжаться.
P.S. Отдельные соболезнования нужно выразить Дарио Франкитти – он познал, каково терять товарища, когда проигрываешь чемпионат, а теперь знает, каково это, когда выигрываешь.