Так сложилось, что главные истории Месяца Мая 2005 года исходили от чемпионов предыдущей Indianapolis 500. В Rahal Lettermann Racing дебютировала Дэника (я предпочитаю такую транскрипцию, потому что её имя – это женский вариант имени Дэн) Патрик, третий призёр чемпионата Toyota Atlantic прошлого года. Она стала четвёртой женщиной, которая вышла на старт Indianapolis 500, однако есть целый ряд причин, который делает её случай особенным. Уже на первой практике в тяжёлую аварию попал Бадди Райс, и так вышло, что повреждения оказались более серьёзными, чем казалось после первого обследования. Доктор Генри Бок не допустил Бадди защищать титул, и второй год подряд Indy 500 осталась без действующего победителя. Замена в виде Кенни Брака это уже третья история, а его попытка в третий день квалификации – четвёртая. В гонке великолепно проявил себя пилот третьей машины команды Бобби Рэйхола, но по совокупному вниманию все эти истории рядом не стоят с «дэникаманией», хоть и слово такое появится только в наши дни.
В конце лета 2004 года началось первое с 1995 года обновление покрытия Indianapolis Motor Speedway. Тёмные продольные разводы на прямых, которые я, к своему стыду, долгое время считал за остатки влаги, в действительности были ещё не до конца выцветшими участками новенького покрытия. А погода пять лет назад в этих местах радовала в день гонки так, как не радовала давно. Конечно, без дождя в целом не обходится ни один май в Индианаполисе, и на этот раз вновь Pole Day проводили в воскресенье, но это ничто по сравнению с прошлогодней неизвестностью. Что касается нового асфальта, то он оказался чрезвычайно хорош и компенсировал проблему «грязного» воздуха, а уже одно это – залог хорошей гонки на любом быстром овале.
Indianapolis Motor Speedway является самой опасной гоночной трассой в мире. Причём большая часть аварий, в том числе смертельных, происходила не в день гонки, когда любой знает, что главное быть терпеливым и аккуратным, а во время практик и квалификаций, когда пилот один на один с треком испытывает возможности своей машины. Роль SAFER барьеров, непосредственного изобретения IMS, невозможно переоценить, и именно поэтому в 2005-м году только один гонщик из десятка попробовавших стены получил такие серьёзные травмы, которые фактически сломали ему карьеру. Но и этот случай сам по себе экстраординарный.
По оценкам Бобби Рэйхола его гонщик испытал пиковую перегрузку в 100g, когда машина #15 ударилась задней частью в барьер второго поворота. Такие столкновения наиболее опасны, поскольку сзади расположены несжимаемые коробка передач и двигатель – позвоночник гонщика принимает на себя большую часть нагрузки, но что-то всё же снимает абсорбирующий элемент позади КПП. Когда гонщика не допускают до участия в гонке, то часто дело не в том, что его состояние неудовлетворительно, а в том, что в случае какого-нибудь, даже значительно менее опасного инцидента небольшая трещина в позвонке окажется переломом, который посадит человека в инвалидное кресло.
Нет нужды говорить, насколько разочарован был Бадди Райс, свидетельствующий попадание своей партнёрши в верхние сточки протоколов сессий, невозможностью поддержать команду скоростью, которая бы, конечно, не уступала #16. Но вспоминая насколько тактично Бадди отозвался о Кенни Браке после победы в прошлом году остаётся сказать, что решение посадить в его машину именно шведа было лучшим из возможных. В Июне Кенни впервые сел за руль болида IRL после Техаса-2003 на тестах Rahal Letterman Racing в Ричмонде. Он был достаточно быстр, но не чувствовал лучшей формы. Прошёл почти год, и, прекрасно понимая, что Indy тяжёл не физически, а психологически, Брак не раздумывая соглашается заменить Райса. Бобби Рэйхол подчёркивает желание Кенни гоняться и напоминает, что гонщик за это время успел погоняться в кубке Porsche у себя на родине, попробовать спортивные машины и даже поездить за рулём автомобиля V8 Supercars.
Когда 21 Мая Кенни Брак промчался за рулём #26 Panoz/Honda по треку со средней скоростью 227.940 м/ч на протяжении 4 кругов, то стал 11-м участником квалификации Indianapolis 500, который показал попытку лучшую, чем гонщик выигравший поул. Самым известным случаем безусловно является 1996-й год, когда Ари Лайендайк поставил рекорд Indianapolis Motor Speedway как для одного круга, так и для квалификационной попытки. И рекорд этот, очень может быть, уже никогда не побьют. Ожидался прорыв с 23-й позиции, но ослабевавшее крепление одного из рычагов передней подвески не дало Кенни Браку даже попробовать показать себя. Нелепая неисправность не позволила сделать возвращение по-настоящему грандиозной историей.
7 Мая 1977 года Джанет Гатри стала первой женщиной, которая лидировала в практике Indianapolis 500. 28 лет спустя Дэника Патрик не только выиграла несколько сессий, но и стала самой быстрой женщиной, которая гонялась на легендарном треке. Ошибка в самом начале квалификационной попытке не дала состояться сенсации в виде поула или «хотя бы» старта с первого ряда. Бобби Рэйхол посчитал, что Дэнике нет смысла рисковать, а для каждой следующей попытки по правилам необходимо отказаться от результата предыдущей, и напомнил, что сам он свою Indy 500 выиграл как раз с четвёртого места.
Внимание к Патрик в Индианаполисе было настолько велико ещё до гонки, что даже издания, не пишущие о гонках, рассказывали что-нибудь про Дэнику. Её феномен легко объясним – она далеко не первая представительница женского пола в гонках на Старой Кирпичнице, но первая женщика с по-настоящему женской внешностью. Не модель, но вполне красива для того, чтобы быть интересной огромному количеству мужской части болельщиков, которые не знакомы с серией, и быть поддерживаемой представительницами женской части, в которых есть хотя бы толика феминизма. Съёмки в Sports Illustrated и лицо рекламной компании GoDaddy будут уже потом, но то, что это только вопрос времени было понятно сразу. Наряду с этим, она первая, кто дебютирует в топ-команде, команде, защищающей титул победителей гонки и выступающей на полном расписании с несколькими машинами и достатком спонсоров. У сексуальных качеств есть серьёзная спортивно-техническая поддержка.
Из традиционных претендентов на победу внимание ещё до квалификации привлёк Сэм Хорниш. Во время «Быструю Пятницы», заключительной практики перед розыгрышем поула, пытаясь объехать аварию Пола Даны во втором повороте, Dallara #6 наскочила на крупный обломок – по словам Сэма это была часть коробки передач – и взлетела в воздух. Приземлилась на правый боковой понтон, вновь подскочила и замерла в траве в правильном положении. Лучшая скорость осталось за Томасом Шектером – 227.804 м/ч, в пол-третьего по местному времени пошёл дождь и сессия была закончена. История знает два случая, когда разбивший машину днём перед квалификацией тем не менее взял поул. И Том Снива и Рик Мирс с 1977 и 1989 годах соответственно выступали за Роджера Пенске, и Сэму Хорнишу не хватило совсем чуть-чуть.
Он отказался от явно скромного результата 225.874 и проехал 10 миль со скоростью 227.273 м/ч, проиграв обладателю поула лишь 2 десятые секунды. Чувствуя боль в колене, Хорниш остался весьма доволен тем, как сложился день – «Я знал, что у нас хорошая машина». Сэм единственный, кто смог в прошедших этапах сезона IRL что-то противопоставить армаде Andretti Green Racing, выиграв в Финиксе. Остальные этапы не просто выиграли гонщики AGR, но сплошь Дэн Уэлдон. Естественно, команда Майкла Андретти и Кима Грина была главным фаворитом в Индианаполисе, но симпатии прессы были понятно на чьей стороне. Отчасти поэтому к поулу Тони Канаана отнеслись как к чему-то должному и ожидаемому, тогда как Уэлдон был «очень разочарован своим выступлением в воскресенье, забыл быть быстрым на неделе тренировок». В #26 готовились и будут продолжать готовиться к гонке, а 16-е место хоть и заметно хуже 5-го и 2-го, но для 500-мильной дистанции совсем не критичное.
Канаан выглядел очень уверенно и «высоко оценивал свои шансы» и подчеркнул, что ничто и никто не оказывает на него такое давление, которое оказывает он сам. Уже в уик-энд гонки он, как действующий чемпион IRL провёл встречу для прессы с действующим чемпионом Champ Car Себастьяном Бурдэ. Гонщики в шутливом стиле обменялись автографами. «Прошу заплатить за мой» – сообщил Канаан. – «Заплачу, когда выиграю в воскресенье», – парировал Бурдэ. Newman/Haas Racing на этот раз приехала в Индианаполис в полном составе. Бурдэ и Жункейра провели этап в мексиканском Монтеррее, где сделали дубль, но победа вывела Бруно в лидеры чемпионата. В Indy они стартовали точно друг за другом – бразилец 12-м, француз 15-м. Также в Индианаполисе Себастьян имел шанс встретиться со своим соперником по 2001 Formula 3000 Томашем Энге, который стал одним из 6 новичков гонки и выступал за Panther Racing.
Прошлый год стал последним для Робби Гордона в Indianapolis 500, однако без участников NASCAR этот Май не обошёлся. В арьергарде пелотона попавшего во вторую аварию Дану заменил Джимми Кайт, участник Craftsman Truck Series, который два года назад отметился в Индианаполисе 13-м результатом. В пятницу 20 Мая Кайт летал в Шарлотт, где… не прошёл квалификацию. Не было среди участников в этом году и Сары Фишер, которая обратила свой взор на сток-кары, но в Индианаполисе присутствовала в качестве споттера ещё одного новичка, Джеффа Бакнума. Бакнум тоже участвовал в этапе другого чемпионата, это был 3-й этап American LeMans в Мид-Огайо, где его экипаж… дисквалифицировали за превышение лимита времени на одного гонщика.
Продолжая со связями гонщиков и NASCAR стоит упомянуть Скотта Шарпа, чья карьера в Kelley Racing шла к закату, но переход к Адриану Фернандесу дал ей второе дыхание. «Мы очень быстро сработались, и с такой командой за спиной я чувствую себя комфортнее чем когда-либо» - сказал первый чемпион IRL, которого «уже никто не спрашивает об уходе в NASCAR с тех пор, как результаты вновь улучшились». Шарп, обладатель поула 2001 года, замкнул первый ряд на старте 89-й Indianapolis 500. Глядя на «Пятисотки» начала XXI века убеждаешься в одном – гонки перешли из соревнований скорее с треком, дистанцией и собственной машиной в соревнование с соперниками. Причина этого, конечно, в сближении техники, хотя и в 2005 году на старт вышли две марки шасси и всё те же три марки моторов – GM всё-таки не закрыла программу IRL, как это сообщалось пару лет назад. Главной и практически единственной силой по-прежнему была Panther Racing, где, как это ни странно, «рулил» отнюдь не Шектер, а Бадди Лазье, пытающийся найти себе место для выступления во всех гонках сезона. Его #95 стартовала с внешней стороны третьего ряда, и 9-я позиция была чуть ли не самой низкой, на которой он когда-либо шёл. Такое положение дел застало врасплох и телевизионщиков, которые только с третьего раза вставили фотографию победителя 1996 года в таблицу топ-5 – «сыграть» Бадди Лазье довелось Даррену Мэннингу и Дарио Франкитти.
Между заклятыми соперниками японского автопрома априори перевес был в пользу Honda, но у Toyota был крупный козырь – её моторы стояли на машинах Роджера Пенске. Сэм Хорниш продолжал двигаться к одному из самых престижных трофеев в автоспорте. Четыре раза из восьми первых кругов они с Канааном обменивались первой позицией, после чего показалось, что небольшой перевес в скорости на стороне #11, но как только дело дошло до трафика, #6 редко когда не имела позади себя буфера в виде отстающей машины. На фоне Хорниша, Кастроневеш в гонке просто отсутствовал. Проблемы с рулевым управлением мучили Хелио от старта и до финиша. Очень высоко оценив работу команды, которая как могла компенсировала неисправность безупречными пит-стопами, двукратный победитель Indy 500 заговорил о борьбе в чемпионате и порадовался 9-му месту, заметно превосходящему, представьте себе, возможности #3 в этот день.
Тони Канаан тоже каждый год среди лидеров, причём куда основательнее Хорниша, а теперь и Кастроневеша. Однако для успеха в Индианаполисе мало быть безупречным в пилотаже, нужно ещё обладать безупречной машиной и командой. Вскоре после 5-го рестарта на #11 началась вибрация заднего колеса, заставившая Канаана сбросить скорость. К счастью, скорый коушен минимизировал возможные потери, но, выпав из топ-10 на такой поздней стадии шансов вернуться в топ-3 в наше время уже практически нет. Даже на новом, отлично держащим машины асфальте разница между скоростью машин лидеров ниже того, что нужно обладателю второго-третьего по скорости болида для прорыва.
Канаан и Хорниш лидировали на двоих без малого две трети дистанции. Из них на долю Сэма пришлись 77 и 63 в первой половине, которая, как ни банально, особо ничего не решает. Когда после очередного пит-стопа у Сэма начались проблемы с управляемостью и он опустился до 7-й позции, то случился инцидент, который ещё раз показывает насколько важна концентрация и психологическая невозмутимость в 500-мильных гонках. Хорниш должен был помнить, что до финиша более 50 кругов и минимум два пит-стопа. Наверняка коушены, которые всегда на руку сползающей вниз, но в принципе быстрой машине, если только причина коушена не сама эта машина. «Бесконтактное столкновение» с Бурдэ интересно с точки зрения грани вины. Мы чётко видим отсутствие контакта и самостоятельный уход #6 на марблс и в стену, но столь же чётко видим и смещение #37 вверх к выходу из первого поворота. Ввиду контекста уступить, конечно, должен был Сэм.
Он был реально недоволен поведением Себастьяна, и, наверное, каким-то утешением для него может служить тот факт, что Бурдэ сам перечеркнул очень впечатляющее выступление аварией за 5 поворотов до финиша. Пытаясь заблокировать Бадди Лазье и защитить топ-5, француз ошибся на входе в вираж, который осуществлял значительно левее обычного. Но поскольку к тому моменту на трассе находилось менее половины машин, а в лидирующем круге меньше 10, то Бурдэ записал в результат своей первой и единственной Indy 12-е место. Как бы неплохо, если не знать всего остального.
Бруно Жункейра, для которого это был уже 4-й старт, так, скорее всего, не ошибся бы. Но гонки это всегда зависимость от действий соперников. Удручает, и даже возмущает тот факт, что один из самых знаменитых участников «500 миль Индианаполиса» за всю историю в последние годы отмечается исключительно тем, что выставляет машины для своих родственников, которые «борются» за первые позиции с конца. И ладно бы они ехали, никому не мешали, бились исключительно в гордом одиночестве, так ведь в этом году – а к этому, надо признаться, всё шло – Ларри отскочил от стены так, что его чудом не протаранил Хелио Кастроневеш, а Эй Джей IV просто повернул на Бруно Жункейру в самой середине 4-го поворота, и #36 под прямым углом вмазалась в стену.
Чемпион 2000 Formula 3000, трёхкратный вице-чемпион Champ Car, и, главное, лидер своего чемпионата на тот момент получил две трещины в позвоночнике и перенёс немедленную операцию в день аварии, самой страшной в его карьере. Фойт IV не только продолжил выступать в IRL и по сей день, но и имел наглость вернуться на трассу в отчётной гонке. Поразительно, насколько семейность может затуманивать разум даже видевших в гонках практически всё…
Этот коушен на 77-м круге стал лишь вторым в гонке, действительно собрав пелотон, когда он единственный раз начал растягиваться. Дэника Патрик уже успела отметиться кругом лидирования, первым для женщин в Индианаполисе, во время цикла пит-стопов под зелёным флагом. Она шла на 4-й позиции, впереди были только Хорниш, Канаан и Франкитти (вот где был бы и Бадди Райс!), но, заглушив двигатель на пит-стопе под жёлтым флагом, выпала из топ-10 и поставила себя в очень тяжёлую ситуацию. Бадди Райс год назад справился с ней (такой ситуацией) блестяще, если бы то же самое повторила Дэника, многое было бы по-другому.
Полпути она проделала к 155-му кругу. Готовясь рестартовать с 6-й позиции после аварии #6, Патрик допустила типичную ошибку новичка. Будучи чуть сбитым с нормального ритма рестарта, дебютант совершает резкое движение рулём, и машина уходит в занос, который практически невозможно ликвидировать на остывших шинах. Дебют на Старой Кирпичнице Дэники Патрик, которая, с учётом самоликвидации Бурдэ, единолично получила звание Новичка гонки, стала первой женщиной, которая проехала все 200 кругов должен запомниться в том числе и этим. Её ошибка стоила гонки Томасу Шектору, Томашу Энге и Джеффу Бакнаму. T-bone Энге, что совершенно поразительно, не привёл к повреждению подвески #16, потребовалось лишь заменить переднее антикрыло.
Не совсем правильно говорить, что остаются результаты, остальное забывается. Правильнее сказать, что большинство скорее посмотрит результат, чем поинтересуется путём к нему. Люди увидят 4-е место в дебюте на старте и на финише, 19 кругов лидирования, посмотрят чуть детальнее, и увидят, что 23-летняя девушка впервые возглавила гонку за 29 кругов до финиша, а отдала первую позицию вообще за 7! Чтобы заметить её участие в инциденте нужно как минимум запомнить номер и найти его в списке участников коушенов. Вряд ли человек наткнётся на такой протокол, где публикуется виновник аварии.
Посмотревший гонку потому, что это Indianapolis 500, а не потому, что в ней участвует Дэника Патрик отдаст должное результату, но обратит внимание на ряд вещей, уже упомянутых выше: быстрая, возможно быстрейшая машина; ошибка на пит-стопе; инициация аварии в режиме жёлтого флага (пользуясь случаем скажу, что при классическом алгоритме рестарта её бы не случилось); небывалая удача как в этой аварии так и чуть ранее, когда в ситуации близкой к столкновению Фойт IV-Жункейра Дэника контактировала в том же месте с Косуке Матсуурой.
Проверить себя на предмет природы своей симпатии или антипатии к Дэнике Патрик довольно просто – представьте себе на её месте мужчину с довольно милой, на ваш вкус, внешностью. Например, Кейси Кейна. Всё, что касается гоночной карьеры не трогаем и задаёмся вопросом, как бы изменилось наше отношение. Человек, увлекающийся прежде всего гонками и знающий кое-что об истории женщин в Индианаполисе отдаст должное Дэнике Патрик, но сделает скидку как на то, что она женщина, так и на то, что серия, к которой Indianapolis 500 принадлежит стала куда как легче.
Гонка 2005 года была первой, которую я смотрел в прямом эфире. Я видел предыдущие этапы сезона IRL и ненавидел Дэна Уэлдона. Потрясающее везение, доминирующие машины, прочая вкусовщина. Сейчас могу сказать, что из «коренных» гонщиков IRL для меня нет более уважаемого человека, чем он и Витор Мейра. Бог наделил их разным уровнем таланта, у них разная судьба, и 89-я Indy 500 стала памятным моментом для обоих. На Витора, третьего пилота Rahal Letterman Racing никто не то что не ставил, внимания даже не обращал. Однако именно он ближе всего подошёл ко второй подряд победе на Кирпичнице для команды Бобби Рэйхола.
Дэн Уэлдон провёл совершенно гроссмейстерскую гонку. Впервые он оказался в кадре, захватывающем лидеров только во второй половине дистанции. Впервые возглавил гонку в начале четвёртой четверти, когда самое важное и начинается. Не стал защищаться от Мейры на рестарте, потому что прекрасно знал какой сейчас круг и какая в его распоряжении машина. Витора он обгонит через три круга. Не стал, естественно, идти и на рискованную топливную стратегию. Даже не стал защищаться на рестарте за, внимание, 11 кругов до финиша от Патрик, которой уж точно было нечего терять. Дэнику он прошёл через 4 круга.
Дэн проводил гонку так, словно знал, что проиграть её он не может. Он не сделал ни одного лишнего движения, но благополучно перешагнул «подножку» судьбы на 55-м круге в виде двух гонщиков, слишком поздно обозначивших своё намерение отправиться на пит-лейн. Взял ещё левее и, не поднимая ноги с педали газа, пронёсся мимо. Язык не поворачивается добавить «на пути к победе»! Мало кто был уверен, что Уэлдон не повторит судьбу Брака и Кастроневеша. На Алее Победы он несколько раз повторил – «Это лучшее место в мире», не смог сдержать слёз и своим поведением, своей гонкой дал понять, что чтит, понимает и любит Старую Кирпичницу; и только в этом случае у гонщика есть шанс на взаимность.
39 лет спустя триумфа Грэма Хилла Дэн Уэлдон стал первым британцем, победившим в Indianapolis 500. В гонке стартовали представители 13 государств, рекорд состоялся в 1993-м году, тогда было 14. Тогда же был рекорд по числу лидеров, 12, но в 2005-м едва не состоялся рекорд по числу смен лидера – всего на первой позиции побывало 7 гонщиков, но менялись они 27 раз. Рекорд принадлежит гонке 1960 года, 29. Indy Racing League переживала пик конкуренции среди участников, тот год внёс самый весомый вклад в фотоальбом плотнейших финишей, куда войдёт и гонка Indianapolis 500, но уже в следующем году. К 89-й редакции, я считаю, претензией не может быть никаких.