Всё чаще в последнее время убеждаюсь, что чем меньше ты ожидаешь от гонки, которую посмотреть всё-таки обязан, тем лучше она получается. И наоборот, к сожалению. Indy 500 в этом году виделась мне как худшая за всё время в IRL. В заявочном листе всё больше людей, которых я не то что в лицо не знаю, а даже имя вижу в первый раз: оказывается, Пиппа Манн – это девушка (ну и имечко…) Возможно, я смотрю не те гонки, и хвастаться тут нечем. Особенно с учётом того, какое шоу выдали те, кому я давал в лучшем случае 50% дистанции до встречи со стеной 4-го поворота. Багетт, Кимбалл и Хильдебранд в их числе, разумеется.
Улыбку с оттенком ностальгии вызвала у меня замена Бурдэ на Алекса Ллойда – что нынче четыре титула в каком-то там Champ Car? Важнее, что у Ллойда больше опыта на овалах, пусть даже в Indy Lights, которая даёт всё больше и больше гонщиков для IRL. Я снова усмехнулся, не испытав большой досады, когда узнал, что о бывшего партнёра Себастьяна второй год подряд вытерли ноги. Бруно, в Indy всегда выглядевший достойно и сломавший здесь себе карьеру, на вопрос о роде занятий может теперь отвечать: «Квалифицирую машины к гонке Indianapolis 500». Не меньшую иронию доставляет и тот факт, что нынешний поулситтер год назад как раз сел в болид, который квалифицировал Жункейра. У Хантер-Рэя хорошие шансы, надо думать!
«Никаких призовых, они дали $10000 Дэнике. Меня снова обобрали. Быстрейший во второй день квалификации получает такую сумму, а она всёго лишь показала самый быстрый одиночный круг», – возмущался Пол Трейси. Деньги решают всё, ну почти всё. Кто платит – тот и гоняется, большего IRL позволить себе не может. Но Старая Кирпичница, как ни одна другая трасса, знает цену победы и спрашивает по соответствующему счёту.
Главным испытанием, которому организаторы подвергли пелотон – это рестарты в два ряда. С трудом удерживаясь от параллелей, обращу внимание на то, что по меркам CART, половина рестартов, а также сам старт не должны были признаваться действительными. Но Барнхарт, очевидно, отлично поняла, что требовать от гонщиков должного построения – только добавлять опасности и увеличивать аварийность. Каждый год не обходится без серьёзных аварий, а рестарты – это самые опасные моменты Indianapolis 500 сегодня. Несмотря на поблажку, нужно похвалить гонщиков – авария на рестарте случилась лишь однажды, да и то по вине гонщиков опытных.
Белл был из четвёрки гонщиков, обладавших машинами, которые могут бороться с Chip Ganassi Racing. В случае Таунсенда немудрено, ведь он является партнёром Тальяни. Впрочем, к середине дистанции секрет прыти #77 стал ясен – в пользу лучшей аэродинамики они уменьшили воздухозаборники. Температура масла неуклонно росла, лонг-раны присутствовали, и Тальяни был обречён. Авария как облегчение – не на просто финиш ты рассчитываешь, выигрывая поул в Индианаполисе.
Но для кого-то быстрая машина – это уникальная возможность полидировать какое-то время: «Если в конце у тебя нет шанса выиграть, то ощущения всё равно отличные. Однажды ты сможешь сказать своему внуку, что лидировал в Indy 500», - Ориоль Сервия. Аппетит приходит во время еды, и после финиша каталонец скажет: «Послушайте, когда ты вот так лидируешь в гонке, то пятого места тебе мало. И это наша низшая позиция за всю гонку, определённо недостаточно… У меня было что предложить этим парням. Я продолжал думать “точно должен быть жёлтый, точно должен быть жёлтый”. Не было жёлтого».
Была топливная концовка. Впрочем, не стоит преувеличивать её значение, ведь победил гонщик, сплэш совершивший. Интереснее то, что безусловные фавориты, как это часто бывает, в неординарной ситуации сплоховали. Будучи ответственным за стратегию, Майк Халл признал ошибку в дозаправке Диксона: «Мы просто недолили один галлон. Я лично очень разочарован тем, что мы не воспользовались плодами тяжёлой работы, которую проделал Скотт, чтобы оказаться впереди к концу. Что касается #10, они останавливались на том же круге, что и в прошлом году, когда выиграли гонку», - то, что в коронном упражнении провалился Франкитти, несомненно, событие. Когда, вдруг опомнившись, начинаешь изо всех сил экономить, и в итоге на предпоследнем круге сдаёшься, сворачивая на пит-лейн, то разочарованию нет предела.
Тем более, если обратить внимание, что в заключительной четверти гонки Дарио показал лучший круг, а Скотт – лучший для лидера. «Это отличное место, но выиграть здесь очень тяжело», - слова Роджера Пенске прекрасно дополняют картину. Penske провели худшее выступление на Кирпичнице с 1995 года – скорость, пит-стопы, инциденты на трассе – всё хуже некуда. Отчаянная борьба Хелио за место в лидирующем круге – вот самое заметное, что попало в кадр от команды Роджера. Причины отыскать сложно, напомню только, что на быстрых овалах они уступают Гэнесси ещё с 2008 года.
Как только вылетели “красные”, стало понятно, что будет сенсация. Причём одна другой громче. Дэника Патрик снова лидирует в Индианаполисе! Кажется, так недавно это было, а уж целых 6 лет прошло. Разумеется, ей не хватит. Бертран Багетт из Бельгии, получивший азы гоночного опыта в Европе – вот уж был бы повод поднять его биографию! Между прочим, в его распоряжении команда, с которой Бадди Райс выиграл в 2004-м. Но Джей Ар Хильдербранд пересидел всех – ему точно хватит топлива, и Dallara #4 Джона Барнса в цветах National Guard встречает белый флаг лидером. То, что не удалось Марко Андретти 5 лет назад, что не смог сделать Витор Мейра 3 года назад, а следующие два года в шаге от триумфа оставался Дэн Уэлдон, готовится сделать молодой американец, воспитанник американской гоночной школы открытых колёс (если таковая ещё имеется), воспитанник Andretti Autosport в Indy Lights.
Всё, что оставалось сделать, это обогнать бывшего партнёра по младшей серии, своего соотечественника Чарли Кимбалла. Впервые в истории Indy 500 до финиша успешно добрался гонщик с диабетом, но это событие осталось бы совсем в тени, если бы Хильдебранд благополучно вышел из четвёртого поворота. Кто внимательно смотрел эту гонку, тот знал, что Джей Ар был “готов”, как только он начал вход в вираж по широкой траектории, на комфортном расстоянии от #83. Я же по ходу гонки удивлялся какому-то слабому аппетиту самого сложного поворота Indianapolis Motor Speedway.
«Для того, чтобы выиграть Indy 500 в дебюте мало быть Хильдебрандом», – первая мысль после финиша. – «Нужно быть хотя бы Монтойей». Далее наступает удовлетворение – как за величие Кирпичницы, которое легче всего продемонстрировать такими моментами, так и за Дэна Уэлдона. Сегодня в IRL для меня нет более уважаемого гонщика. Даже Тони Канаан, дважды совершивший прорыв сквозь большую часть пелотона, не может соперничать, ибо не единожды был замечен в командной тактике. А что у Дэна? «В 2006-м я доминировал. Почувствовал прокол за 20 кругов до финиша. Мы с Чипом спорили есть ли прокол или нет в течение круга, что отняло ещё время. Каждый кто знает Чипа и меня может в деталях представить себе ситуацию», - вспоминает Дэн с улыбкой. После Гэнесси были два года в Panther, когда Indy становилась главным шансом всего сезона. Несмотря на два вторых места, ни круга лидирования. В каком состоянии пребывал Джон Барнс, наблюдая этот финиш? Наверное, простите мне стороннюю параллель, сродни тому, что чувствовал Джек Рауш, глядя на финиш 2010 Daytona 500.
Дэн подробно описал происходящее на последних кругах. Как играл регуляторами баланса машины, оптимизируя каждый поворот. Как выигрывал в трафике. Как потом услышал, что впереди только одна машина, которой хватает топлива. «Я стал использовать кнопку для обгона. На последнем круге я пытался справиться с грузом ответственности между 3 и 4 поворотами. Краем глаза я видел, как он ударился о стену. Я просто проследовал мимо. Как сказал Брайан, ты должен добраться до кирпичей на машине, которая может двигаться вперёд на всех четырёх колёсах. В тот момент я знал, что это моя машина», - Дэн Уэлдон.
После финиша поползли слухи, что Барнс подаёт протест, рассчитывая на признание обгона совершённым под жёлтыми флагами. Но в 17:37 по местному времени появился твит Panther Racing, в котором подтверждалось, что никакого протеста нет, и не будет, а Браян Барнхарт напомнил, что правила не предписывают целой машине оставаться позади попавшей в аварию. «Я в порядке, но сейчас дело не во мне. Ты всегда выступаешь, чтобы попытаться выиграть. Моё разочарование относится к команде и к спонсору National Guard», - случившееся Хильдебранд воспринял стоически, за что ему честь и хвала. Такое второе место несомненно выше грязного дебюта Марко Андретти, который всё продолжает ныть относительно безрассудного вождения других.
|
Не смог скрыть разочарования и Грэм Рэйхол: «Кто-то сказал мне, что мы сегодня обогнали 67 машин и при этом не выиграли. Парни, которые финишировали впереди – я четырежды обгонял Хильдебранда и однажды Уэлдона. Мы ничего не меняли ни в углах крыльев, ни в давлении покрышек – задние крылья у нас просто не настраиваются, в отличие от других команд». Исполнялось четверть века со дня победы Бобби в Indy 500, и Грэм всю неделю чувствовал себя обделённым. Он обратил внимание, что #4 оставалась на трассе дольше и при этом шла быстрее тех, кто пит-стоп совершил: «Самое большое, что я могу сказать в адрес IndyCar – инспектируйте разбитую машину как любую другую», - на кону всё-таки $400 000, но какие бы то ни было подозрения в данном случае лишены всякого рационального основания. В отличие, к примеру (извините, опять со стороны), от 1985 The Winston.
Итак, Брайан Херта, бывший партнёром Дэна Уэлдона в армаде Andretti Green Racing 2005 года, побеждает в Индианаполисе как владелец машины, за рулём которой англичанин выступает. В год 100-летия первой Indianapolis 500 Кирпичница дарит финиш, который занимает полноправное место среди лучших – фактическая и историческая составляющая равновелики.
Ну а Дэн Уэлдон после этой победы получает место отнюдь не в кокпите хорошей машины на полное расписание, а в комментаторской кабине ближайшего этапа…
P.S. 6 часов спустя поражение на последнем круге потерпела и машина National Guard в NASCAR - у Дейла Эрнхардта-младшего закончилось топливо в Coca-Cola 600. Такой вот уик-энд Дня Памяти!
Результаты
Тэги: джей-ар хильдебранд, дэн уэлдон, инди-500, ирл, чарли кимбалл