Иногда быть в нужном месте в нужное время значит практически все. И иногда многое зависит не от того, ЧТО ты знаешь, а КОГО ты знаешь. Дэнни Салливан – блестящее подтверждение обеих теорий.
Сын владельца крупной строительной компании в Луисвилле, штат Кентукки, Салливан долгое время не знал, чем будет зарабатывать себе на жизнь. Одно он знал наверняка: идти по стопам отца ему совсем не хочется. Поиски работы, которая была бы ему по душе, завели Дэнни в Нью-Йорк. Там он успел поработать и водителем такси, и официантом в нескольких ресторанах.
Друга семьи, физиотерапевта Фрэнка Фолкнера попросили помочь Дэнни. Судьба распорядилась таким образом, что у доктора Фолкнера было несколько хороших знакомых в мире автоспорта, он даже успел поработать хронометристом в гоночной организации Кена Тиррелла. Фолкнер решил, что Салливану автогонки могут прийтись по душе, и он пристроил его в «Тиррелл». Так у Дэнни появился шанс попробовать себя в британской «Формуле-Форд».
Несколько лет Салливан набирался опыта, и в 1981 году он выиграл несколько гонок в соревнованиях «Кан-Ам». Его знакомый Гарвин Браун, чья семья владела успешным ликёро-водочным заводом в Кентукки, поддерживал Дэнни во время его выступлений в «Кан-Ам» и вместе с ним последовал в «Индикар», когда Салливан получил место в новой команде «Форсайт Рейсинг» на сезон-1982.
В своей первой гонке в Атланте Салливан смог финишировать третьим. До этого никому не удавалось настолько успешно дебютировать на этапах серии «Индикар». Он также уверенно квалифицировался на «500 миль Индианаполиса», но по ходу дистанции попал в аварию. Это был последний старт Дэнни в сезоне, так как Форсайт решил сосредоточить все усилия на гоночной команде Гектора Ребака.
В следующем году Салливан вновь оказался в «Тиррелле», но на этот раз уже в качестве пилота первой Формулы. То был далеко не самый лучший сезон британской команды и похвастать Дэнни мог только пятым местом, завоеванным на престижнейшем «Гран-при Монте-Карло». Как мы видим, в течение двух лет Салливан оказался в двух хороших командах, но не в очень удачное для них время.
|
|
В 1984 году Салливан решает вернуться в CART в качестве партнера Джонни Ратерфорда по «Шиерсон Рейсинг». Команда связывала большие надежды с шасси DSR-1, которое разрабатывал Иэн Рид, но оправдать ожидания этой машине не удалось. По ходу Индианаполиса Дугу Шиерсону даже пришлось приобретать «Лолу», чтобы Салливан имел возможность выступить на главной гонке сезона. Дэнни пробился на старт, но выступил неудачно, попав в нелепую аварию на 58 круге.
Казалось, что история повторяется, но шасси Lola T800 позволило Салливану и компании выйти на принципиально новый уровень. Победы в Кливленде, Поконо и Санаире помогли ему занять четвертое место в общем зачете.
Салливан был именно тем гонщиком, в котором нуждался Роджер Пенске. Так как реабилитация Мирса после серьезной аварии в Санаире могла затянуться на неопределенный срок, Роджеру требовался новый партнер для Ала Анзера. Мирс, в принципе, был готов вернуться на овальные этапы, но об участии в дорожных гонках не могло идти и речи. Переговоры с Салливаном не заняли много времени, и сезон 1985 года пилот начинал уже в составе «Тим Пенске».
Салливан приехал в Индианаполис в ранге одного из фаворитов гонки. Но помимо него было еще несколько пилотов, которые рассчитывали побороться за победу. На подъеме находился Марио Андретти. В 1984 году он завоевал свой четвертый национальный титул, выиграв шесть гонок и взяв восемь поулов. На этот раз в его распоряжении была новейшая Lola T900 и щедрый спонсорский пакет от компании «Беатрис».
Многого стоило ожидать от Бобби Рейхола. Он ни разу не опускался ниже пятого места в общем зачете с самого своего дебюта в 1982 году. Применительно к Рейхолу и «Труспортс» можно было сказать, что чемпионство – это вопрос времени. Четвертый год подряд Рейхол в Индианаполисе пилотировал «Марч-Косворт».
«Марч-Косворт» также был выбором Роджера Пенске. Впервые с 1981 года за его команду выступало сразу три гонщика – Рик Мирс, Ал Анзер, Дэнни Салливан. Мирс продолжал восстанавливаться после травм, полученных летом 1984 года, и потому мог выступить только на отдельных овальных этапах. Свой третий сезон за «Тим Пенске» проводил Большой Ал. После завоевания чемпионства в 1983 году, Анзер провалился в сезоне-84, оказавшись лишь девятым по его итогам. Естественно, что гонщик желал реабилитироваться за неудачи предыдущего года. Ну а о Салливане мы уже рассказали достаточно подробно.
Новое поколение гонщиков также было полно решимости заявить о себе в полный голос. Речь идет, конечно, о Майкле Андретти и Але Анзере-младшем. Майкл практически повторил дебютный сезон Джуниора, став в 1984 году седьмым (Ал был шестым по итогам 1983 года), и ожидалось, что второй год в «Индикаре» станет для него еще удачнее. Андретти вместе с Кевином Коганом представлял «Крако Рейсинг» и пилотировал шасси «Марч», снабженное мотором «Косворт».
|
|
Анзер-младший в 1984 году отпраздновал свою первую победу в карьере, выиграв этап в Портленде, и по окончании сезона подписал контракт с Роем Винкельманном, планируя выступать за «Лотус». Жерар Дукаруж сконструировал шасси под обозначением «Тип 96», машина даже была уже готова к участию в гонках, но после того как Винкельманн не смог обеспечить финансирование программы, проект был свернут. По счастливому совпадению, Анзер-старший уже знал, что вскоре освободится место в «Шиерсон Рейсинг», и помог своему сыну получить место в этой команде.
Потеряв Анзера, Рик Галлес занялся поиском свободных пилотов, и кончилось все подписанием контрактов сразу с двумя гонщиками: Джефф Брэбхэм занял место Джуниора в «Марче-Косворт», который спонсировала пивоваренная компания Coors, а Панчо Картер должен был пилотировать второе шасси команды с мотором «Бьюик».
Помимо признанных ветеранов Марио Андретти и Эмерсона Фиттипальди, еще несколько гонщиков имели в своем активе опыт выступлений в «Формуле-1»: колумбиец Роберто Герреро, ирландец Дерек Дэли, шотландец Джим Кроуфорд и еще один представитель Бразилии Рауль Бозель. Голландец Ари Льюендайк начинал свою карьеру в Европе, рассчитывая пробиться в «Формулу», но в конечном итоге переехал в США, где, во-первых, приглянулся владельцу индикаровской команды Аату Гренвельту, а во-вторых выиграл чемпионский титул в серии Super Vee.
Наверняка большое внимание общественности привлек бы темнокожий гонщик Вилли Т. Риббс, так как до этого ни один афро-американец не пробовал пробиться на старт «500 миль». Риббс провел краткие тесты на треке в апреле, и, в конце концов, решил, что ему стоит набраться побольше опыта, прежде чем пробовать покорить Индианаполис. На гонку он решил не заявляться.
Когда трасса официально открылась для сессий практики 4 мая, Дику Саймону удалось сделать своеобразный дубль. Многие годы Дик ставил перед собой принципиальную задачу: первым выезжать на трек. На этот раз он не только успешно выполнил ее, но и возглавил таблицу результатов первой тренировки со средней скоростью 209.302 м/ч. Впереди была еще целая неделя практик, а рекорд Тома Сневы сразу же оказался в опасности.
Вторая тренировочная сессия осталась за Хермом Джонсоном, который показал лучший результат по итогам апрельских тестов (211.2). На этот раз результат Джонсона был скромнее: 206.706 м/ч. Свои первые круги проехал Рик Мирс; скоростью он не блистал, но не стоит забывать, что это было его первое появление за рулем гоночного болида со времени его злополучной аварии в Канаде.
|
|
На следующий день за дело взялись фавориты. Бобби Рейхол преодолел барьер в 210 м/ч, следом за ним в чартах расположились Джонсон, лучший новичок предыдущего «Индианаполиса» - Роберто Герреро, и Марио Андретти. Герреро и Андретти показали абсолютно одинаковую среднюю скорость на своем лучшем круге – 209.643 м/ч. Третья практика запомнилась интересным событием: Рэнди Ланье лишился своего допуска на трассу, так как судьи не оставили без внимания его непонятные маневры. Ранее Ланье успешно прошел специальную программу подготовки новичков, но, видимо, плохо усвоил полученные знания.
Скорости продолжили расти, и во вторник самым быстрым оказался Герреро (212.816), а уже в среду Мирс проехал по «кирпичнице» так быстро, как еще никому не удавалось: его скорость составила 213.371 м/ч. Но удивляться можно было не только достижению Рика, но и неожиданной прыти Панчо Картера, который стал вторым на болиде с мотором «Бьюик». Двигатель типа V-6 имел небольшое превосходство над косвортовским V-8 в показателях турбонаддува, и на третий год развития он наконец-то начал показывать свой потенциал.
Неприятным событием стала вторая авария Жака Вильнева за четыре дня. Подготовка к «500 милям» вновь оказалась скомканной, но на этот раз команде не пришлось снимать свою заявку.
В четверг Рейхол вновь захватил лидерство с результатом 214.183 м/ч, но и это был еще не предел, так как уже в следующей тренировке Андретти пролетел свой быстрейший круг со скоростью 214.285 м/ч, причем некоторые хронометристы заявили, что по их данным Марио был даже быстрее. Результат Андретти все-таки остался в тени аварии Джонсона и неожиданного заявления Гордона Джонкока.
Джонсон разбился в первом повороте и получил несколько серьезных повреждений грудной клетки и перелом руки. Учитывая результаты Херма в предыдущих сессиях и в той, по ходу которой он попал в аварию, можно было ожидать от него участия в борьбе за самые высокие места, но выйти на старт гонки ему было не суждено.
За день до старта квалификации Джонкок удивил общественность, заявив, что он завершает карьеру. Двукратный победитель «500 миль Индианаполиса» сказал журналистам буквально следующее: «Гонки уже не доставляют мне удовольствие, как это было раньше, и этим утром я решил, что пора заканчивать». Джонкок принял предложение комментировать гонку по радио, а владелец команды Пэт Патрик пригласил на место Джонкока Дона Виттингтона.
Ветреная погода в первый день квалификации могла повлиять на скорость участников, но зрители, собравшиеся на трибунах, практически не сомневались, что увидят, как будет установлен новый официальный рекорд трека. Ждать долго не пришлось: уже первый гонщик, выехавший на трассу - Скотт Брайтон - сделал именно это. Пилотируя "Марч-Бьюик", Брайтон первые три круга последовательно обновлял рекорд, остановившись на отметке 214.199 м/ч, но четвертый зачетный круг сложился далеко не так удачно: засбоила трансмиссия и средняя скорость упала до 210.256 м/ч. И все же средняя скорость всей попытки была самой высокой в истории трека - 212.354 м/ч.
После достаточно успешных попыток Тома Сневы и Дэнни Онгаиса пришла очередь Панчо Картера. Его попытка была более стабильной, чем у Брайтона и в официальный протокол попали цифры 212.583 м/ч. Панчо отобрал промежуточную поул-позицию, и «Бьюики» заняли первые две позиции на стартовой решетке. К ним присоединился Рейхол, средняя скорость которого составила 211.818 м/ч.
Очень интересно выглядел второй ряд. К чемпионам «Формулы-1» Андретти и Фиттипальди присоединился Виттингтон, который быстро освоился в «Марче» Джонкока. Дон напомнил журналистам, что привык управлять реактивными самолетами на скоростях за 500 миль в час, так что удивляться его удачной попытке не стоит. На третьем ряду расположились Ал Анзер, Салливан и Джефф Брэбхэм, а Мирс с легкостью квалифицировался на десятой позиции.
Вторая неделя практик не обошлась без изменений в составах команд. Вильнев после двух аварий никак не мог почувствовать себя достаточно комфортно за рулем своей машины и решил сняться с гонки. «Канадиан Тайр Рейсинг» на этот раз занялась поиском замены и остановила свой выбор на ветеране Джонни Парсонсе, который был практического одинакового роста с Жаком, да и весил столько же.
Парсонс стал одним из одиннадцати квалифицировавшихся во второй уик-энд «Индианаполиса», а средняя скорость всех 33-х участников гонки составила 208.138 м/ч, что превосходило рекорд круга Тео Фаби двухлетней давности. Дерек Дэли окончательно оформил свое возвращение в гонки после серьезной аварии в Мичигане осенью предыдущего года, с трудом пробившись на 31-ю позицию на старте. Трехкратный победитель «500 миль» Джонни Ратерфорд оказался по соседству с Дэли, а впереди него расположился Тони Беттенхаузен, так называемый “man on the bubble”. Тони был самым медленным из тех, кто попал на старт: его «Лола», выставленная командой «Герни-Карб» смогла развить скорость лишь 204.824 м/ч.
Отличительной чертой стартового поля стало полное отсутствие старых машин: все команды использовали шасси 1985 года выпуска. В гонке приняло участие 24 «Марча», семь болидов «Лола» и два «Игла». На тридцати машинах были установлены моторы «Косворт», на двух – «Бьюик», кроме этого своего единственного представителя имел «Шевроле». «Бьюик» отлично зарекомендовал себя по ходу сессий практики, и не было сомнений, что Картер и Брайтон будут очень быстры в гонке. Вопрос был в том, сколько же продержатся их двигатели.
Старт заезда сразу же показал, что для «Бьюиков» это будет нелегкий день. Картер сразу же начал терять позиции, пропустив в первом повороте Рейхола, а через шесть кругов его гонка была окончена. Панчо стал первым сошедшим с дистанции участником – не выдержал масляный насос. Брайтон остался в одиночестве поддерживать реноме марки, и на 15 круге ему даже удалось ненадолго выйти в лидеры, однако и его подстерегла поломка, правда не связанная с работой двигателя: на 31 круге начало разрушаться колесо.
Марио Андретти вышел вперед на 16 круге и оставался лидером практически всю первую половину дистанции, держа события под контролем. Салливан и Фиттипальди тоже побывали на первом месте, то только на время цикла пит-стопов; Марио же пролидировал 75 кругов из 100, однако затем он начал испытывать недостаточную поворачиваемость, и Салливан стал подбираться все ближе и ближе.
На 120 круге Дэнни попробовал атаковать Марио в первом повороте. Он зашел в вираж слишком низко и едва его болид оказался впереди соперника, как задний мост начал выходить из-под контроля. В клубах дыма Салливан совершил зрелищный разворот на 360 градусов, и Андретти пришлось прилагать все свое мастерство, чтобы избежать столкновения с неуправляемым «Марчем». Ринувшись влево, Марио аккуратно миновал опасность, а Салливан, к удивлению всех собравшихся на трибунах, избежал контакта с отбойником, и, как ни в чем не бывало, продолжил движение.
Как только командный менеджер «Тим Пенске» Деррик Уокер сообщил Дэнни о появлении желтого флага, тот ответил: «Я знаю. Это из-за меня. Меня только что развернуло, но машина в порядке. Я еду в питы». Удивительно, но все четыре колеса выдержали разворот, и ни одна покрышка не лопнула. После своего пит-стопа Салливан снова оказался вторым, сразу за Андретти, который также совершил остановку у механиков.
Сразу же после рестарта на 122 круге Салливан возобновил преследование лидера. Предыдущая неудача при попытке обгона Марио ничуть не обескуражила Дэнни, и на 140 круге он совершил решающую атаку все в том же первом вираже. На этот раз обошлось без разворота, и на протяжении последующих 60 кругов пилот «Шиерсон Рейсинг» удерживал комфортный отрыв от Андретти. Из-за ухудшающейся управляемости Марио не имел возможности побороться с Дэнни и на 200 круге Салливан пересек финишную черту, выиграв «500 миль Индианаполиса»; Андретти финишировал вторым, а третью позицию занял Герреро. Ал Анзер привел свой «Марч» к финишу на четвертом месте, а следом завершили гонку Парсонс, Ратерфорд, Льюендайк, Майкл Андретти, Эд Пимм и Хауди Холмс. Льюендайк был назван лучшим новичком гонки.