Есть старинное высказывание, которое гласит: «Если ты не можешь их победить – присоединись к ним». Яркой его иллюстрацией служит заявочный лист к «500 милям Индианаполиса» образца 1984 года. Если вы хотели выступить в знаменитой гонке, то думать следовало только об одном – надлежащем финансировании своей гоночной программы. Ломать голову над выбором шасси и двигателя не приходилось: владелец команды обычно выбирал March 84C и Cosworth DFX.
Возможно, что все изложенное выше – это явное упрощение вещей, но учтите, что даже такие опытные и успешные владельцы, как Роджер Пенске и Пэт Патрик решили остановить производство собственных болидов и приобрели шасси «Марч» для своих гоночных программ на 1984 год. У Пенске уже были в наличии собственные РС-12, но этот проект было решено оставить в стороне в преддверии Индианаполиса.
В действительности, наличие в заявке иной комбинации нежели «Марч-Косворт» было скорее исключением из правил. Но это совсем не значит, что к гонкам не готовились другие новые болиды. Среди таких «исключений» была Lola T800 команды «Ньюман-Хаас» под управлением Марио Андретти. Собирался было использовать машины собственной конструкции Дуг Шиерсон, рассчитывая предоставить пару новых DSR-Cosworth Джонни Ратерфорду и Дэнни Салливану. Шиерсон нанял для разработки болида бывшего специалиста бюро «Марч» Иэна Рида, и именно поэтому по внешнему облику получившейся машины легко было определить, какое шасси является ее прообразом. Дэн Герни выставил два болида «Игл», снабженных моторами «Понтиак» для МайклаЧендлера. Спонсорами являлись компания «Дубоннэ» и Майк Карб.
«Дубоннэ» и Карб также поддерживали первую французскую программу со времен ранних «500 миль» - «Лижье». Являясь достаточно успешным участником чемпионата Формулы-1, Лижье попытался повторить путь Джона Купера и Колина Чепмена, которые до своего дебюта в Индианаполисе не разрабатывали шасси для овальных гонок. Машину, снабженную мотором «Косворт» получил в свое распоряжение Кевин Коган. Калифорниец выступал уже за четвертую команду за последние четыре года.
Еще одна европейская команда – «Теодоре Рейсинг» привезла на «кирпичницу» два новых шасси «Теодоре-Косворт», управлять которыми должен был новичок из Италии Бруно Жакомелли. Стоило обратить внимание и на болид «Примус» - доработанное шасси «Лонгхорн», специально подготовленное для Криса Нейфеля, рост которого составлял ни много ни мало 201 сантиметр. Вот, в принципе, и весь список «не-Марчей», готовых принять участие в «Индианаполисе 500».
|
|
Прервал свое трехлетнее бездействие и возобновил гоночную карьеру Эмерсон Фиттипальди. В октябре 1974 года, вскоре после завоевания своего второго титула чемпиона мира, бразилец провел тесты на «Индианаполис Мотор Спидвей» со своей прежней командой «Тим МакЛарен». Тесты были неофициальными и проводились в секрете. В 1984 году Эмерсон был окружен пристальным вниманием благодаря известному имени и шокирующему розовому цвету своего болида.
В заявочном списке отсутствовало несколько заметных имен. Любители автоспорта искренне скорбели над кончиной Джей-Си Агаджаняна, управлявшего собственной «конюшней» многие годы. Агаджанян скончался от рака в первую неделю «500 миль». Сожалели и об утрате гонщика Майка Мозли, который погиб в автокатастрофе в марте того года.
Загадочным выглядело отсутствие в Индианаполисе братьев Виттингтонов, которые приезжали на каждую 500-ку с 1980 года. И Дон, и Билл, заявили свои машины, но на трассе так и не появились, не объяснив, при этом, причину своего отсутствия.
В 1984 году ожидалась очень интересная борьба за звание лучшего новичка гонки. Как и Фиттипальди, свой опыт, полученный в «Формуле-1», был готов применить колумбиец Роберто Герреро. Ал Холберт и Том Глой к тому времени зарекомендовали себя успешными гонщиками на дорожных трассах, а молодой Майкл Андретти был полон решимости пойти по стопам своего знаменитого отца. Будучи на пять месяцев младше Ала Анзера-младшего, Майкл постоянно удостаивался сравнения со своим коллегой, и в 1984 году они впервые выступали друг против друга на важнейшей гонке сезона.
Стоит также отметить и Жака Вильнева – младшего брата Жиля Вильнева. Карьера обоих канадцев начиналась с гонок на снегоходах, но Жак так и не смог пробиться в «Формулу-1». После выступлений в серии «Атлантик» и соревнованиях спорт-каров, он перешел в CART.
Первая практика показала: для того, чтобы попасть на старт 500-мильной гонки, необходимо будет показать скорость свыше 200 миль в час. Таблицу результатов возглавил Бобби Рейхол с результатом 205.058 мили/ч, да и в воскресной сессии его средняя скорость была лучшей – 205.996 мили/ч. Если такие результаты были показаны уже в первой тренировке, то чего тогда следовало ожидать от квалификации?
В понедельник чарты возглавил Марио Андретти с результатом 207.660 миль/ч, а в следующей практике лучшим был Рик Мирс (207.039 миль/ч). Пришла очередь Марио ответить, и ответ был уверенным – неофициальный рекорд трека (210.575 миль/ч), но и Мирс был неподалеку – 209.937 миль/ч, что также превосходило прежний рекорд.
В четверг на трассе не происходило ничего интересного, зато в пятницу развернулась настоящая драма. Первым «выстрелил» Мирс – 210.624 мили/ч, ответ Андретти был ошеломляющим – 212.414 мили/ч. Очень хороший результат показал Гордон Джонкок. Он вклинился между Риком и Марио, но использовал драфт, чтобы развить высокую скорость. Эту баталию затмила авария Майка Чендлера в третьем повороте. На болиде Майка произошла то ли поломка подвески или же прокол колеса, и он на огромной скорости врезался в отбойник. Гонщик получил серьезную травму головы и, хотя впоследствии он оправился от повреждений, в гонках он больше не участвовал.
|
|
Ожидалось, что борьбу за поул-позицию поведут Мирс и Андретти, так как их результаты были стабильно высокими на протяжении всех тренировок. Все как-то забыли про Тома Сневу и «Гас Мэн» в очередной раз удивил всех. Мирс первым из фаворитов вышел на трассу и установил новый официальный рекорд трассы (208.502 мили/ч), завершив свою четырехкруговую попытку со средней скоростью 207.847 мили/ч. Вышедший следом на трассу Майкл Андретти едва не превзошел результат Рика. Средняя скорость 207.805 мили/ч означала, что 21-летний гонщик практически наверняка попадет на старт гонки. Теперь все взоры были устремлены на Марио Андретти.
На первом круге Марио вновь переписал книгу рекордов трека – 209.687 мили/ч. Возможно, что Андретти и взял бы поул, но на выходе из четвертого поворота на последнем круге начались сбои в электрике, и машина сильно потеряла в скорости. Средняя скорость упала до 207.467 мили/ч, и пусть это был не поул, зато семья Андретти стала второй в истории, которая делегировала в знаменитейшую гонку одновременно отца и сына.
Очередь Сневы пришла после попыток Ала Анзера (204.441), Тони Беттенхаузена (202.813), Чипа Гэнасси (201.612) и Тома Глоя (203.758). Лидер «Майер Моторспортс» - новой команды, ведомой экс-маклареновцами Тедди Майером и Тайлером Александером,- на первом круге развил среднюю скорость 209.113 мили/ч, а после этого он последовательно улучшал рекорд круга – 209.898, 210.423 и 210.689 мили/ч. Естественно, что и средняя скорость всей попытки также стала рекордной – 210.029 мили/ч. Поул Сневы оказался не единственным сюрпризом, который преподнесла «Майер Рейсинг» собравшимся зрителям. Хауди Холмс неожиданно взобрался на вторую строчку в чартах, с попыткой в 207.977 мили/ч. Ранее весной Снева победил в Финиксе, а Холмс финишировал в той гонке вторым. Теперь два товарища получили возможность стартовать с первого ряда в «500 милях». Всего в первый день квалифицировалось 26 гонщиков, включая легендарного Эй-Джея Фойта, для которого отчетный Индианаполис должен был стать 27-м в карьере.
Серьезный удар получила «Канадиан Тайр Рейсинг». Хоть Вильнев и смог квалифицироваться уже в первый день, но 17 мая во время практики на запасной машине он попал в аварию и получил травму головы. Так как основная машина осталась цела, заново квалифицироваться не было необходимости. Проблема заключалась в том, что доктора не допустили гонщика за руль. Команда могла найти замену Вильневу, но предпочла этого не делать и сняла свою заявку, что позволило Нейфелю попасть на старт гонки. Впервые с 1929 года 34-й гонщик по итогам квалификации, получил шанс выйти на старт «Индианаполиса 500».
«Марч» и «Косворт» явно преобладали в стартовой решетке, собрав клиентуру из 29 и 30 участников гонки соответственно. Впервые за долгое время в гонке не выступали братья, но зато семейственность сохранялась в лице «отцов и детей» Андретти и Анзеров.
Многие верили, что третья стартовая позиция является наиболее выгодной, так как гонщик сразу же находится на оптимальной траектории, и Рик Мирс подтвердил эту точку зрения, вырвавшись в лидеры сразу после взмаха зеленого флага. Мирс пробыл на первой позиции до своего первого пит-стопа, который пришелся на 24 круг, после чего вперед вышел Марио Андретти.
Фаби, как и Дэнни Онгаис с Алом Анзером-младшим, успел немного полидировать в первые 100 кругов гонки, но никому из этой троицы не удалось похвастать хорошим финишем. Фаби выбыл из борьбы на 103 круге из-за отказа топливной системы, а Джуниор сошел через 27 кругов после мучений с водяным насосом.
Начиная с 87 круга стало ясно, что борьба за победу развернется между Сневой и Мирсом. Оба гонщика поочередно лидировали, оставляя в круге позади одного соперника за другим, но многообещающее противостояние окончилось на 168 круге, когда на болиде Тома сломался картер ступицы. Гонщику повезло, что эта неприятность случилась во время коушена. Ал Холберт заметил, что из-под впередиидущей машины летят искры, поравнялся со Сневой и знаками предупредил его о проблеме. Том был вынужден сойти, значительно облегчив задачу Мирсу.
Герреро все же финишировал вторым, уступив Мирсу два круга. Большой Ал стал третьим, а следом встретили клетчатый флаг Холберт и Майкл Андретти. Фойт, Рейхол, Джонсон, Онгаис и Гарца также попали в первую десятку.
Успех Мирса продолжил череду его достижений. После прихода в команду Роджера Пенске в 1978 году, он выиграл три национальных титула, два «Индианаполиса 500» и 17 этапов в зачет «Индикара». В 1980 он успешно провел тесты в Риверсайде за команду «Формулы-1» «Брэбхэм». Увы, но после этого в карьере Рика наступила черная полоса. Позднее в 1984 году он попадет в серьезную аварию во время практики к этапу в Квебеке и получит множественные травмы обеих ног. Полное восстановление займет больше года.