Вспомню прошедший год цитатами гонщиков с комментариями. 14-й розыгрыш чемпионского титула IRL стал рекордным по плотности и числу смен лидера общего зачёта в течение сезона. Только два этапа не увенчались сменой фамилии на первой строчке и последний не из их числа. Итоговая победа осталась за гонщиком, который был осторожнее соперников на всех этапах, кроме финального, где его риск оправдался.
Дарио Франкитти отдаёт себе отчёт в том, что победил в том числе из-за неудач одного из соперников, которым оказался действующий чемпион и партнёр по команде: «В Лонг Бич я выиграл гонку, а Скотт финишировал 15-м. Уилл Пауэр заблокировал его на пит-лейне в Сент Питесберге, и это испортило гонку, а потом Райан Бриско выбил его под жёлтыми флагами в Лонг Бич. В некоторым смысле, ребята Penske ему должны».
Вследствие того, что Франкитти пропустил сезон-2008, можно сказать, что он успешно отстоял чемпионство двухлетней давности и сделал то, чего не удалось Дэну Уэлдону в 2005-2006 годах – провёл два подряд победных сезона в разных командах: «Я знал, что получу хорошее обеспечение в Ganassi, но гарантий не было. Я думал, что могу сделать это – верил в себя – но никто не собирался отдавать мне победу. Я надеялся, что она возможна, но не ожидал чемпионства».
К финалу сезона Дарио подошёл с наименьшими шансами на победу, которые подтверждались скоростью машины #10. Но ему удалось отвлечься от казалось потерянного титула: «Вернувшись из Японии, я провёл гонку в ALMS за Patron [команду Скотта Шарпа] и тестировал машины в Инди и Хоумстеде, так что смог абстрагироваться от последней гонки сезона» - уникальный, особенно для овалов, этап без единого жёлтого флага сделал едва ли возможное действительностью.
Скотт Диксон, некогда лучший в дорожных гонках, по-настоящему начал кампанию по защите титула с первого овального этапа: «Победа в Канзасе была важным поворотным моментом, поскольку подняла на 4-е место в чемпионате, и, к счастью, для нескольких моих ближайших соперников это был неудачный уик-энд, который помог нашей команде вернуться в борьбу». После Канзаса Диксону предстояла защита титула победителя Старой Кирпичницы: «Indianapolis 500 возможно стала главным разочарованием. Всегда обидно иметь весь месяц прекрасные машины и принести такой результат. Мне было обидно и после квалификации, когда не удалось попасть на первый ряд, но в гонке мы с Дарио лидировали примерно три четверти дистанции. Мы оба провели плохой заключительный пит-стоп и финишировали 6-м и 7-м. Это было мерзко» - соглашусь с Диксоном, Indy 500 второй год подряд откровенно не удаётся.
Славящийся стабильностью, получивший прозвище Ледяной человек, Скотт Диксон справедливо отмечает, что её отсутствие стало залогом поражения: «Великолепные гонки чередовались с ужасными, как Айова и Кентуки. Как правило, машина обладала отличной скоростью, но время от времени случались гонки, где мы ошибались с прижимающей силой или балансом, и в теории хорошие дни оборачивались кошмаром».
Если выбирать, кому проигрывать, то чаще всего гонщик предпочтёт партнёра: «Было здорово начинать работать с новым напарником. Переходный период обычно наиболее тяжёлый – первые несколько месяцев, иногда даже целый год, вы оба стремитесь доказать своё превосходство. С Дарио мы дружим с 2001 года, когда я пришёл в CART. Я никогда не выступал с ним в одной команде, но приспособиться оказалось гораздо легче, чем когда Дэн Уэлдон, которого я не очень знал пришёл на смену Райану Бриско и Даррену Мэннингу» - с точки зрения психологии всё очевидно. Я только не понимаю, у Дискона и Франкитти близкий стиль пилотажа, как они заявляли перед сезоном или всё же различный, как говорилось ближе к концу?
Скотт Диксон следит за рекордами и отмечает победу в Мид-Огайо как особенную: «Это было круто, машина просто летела. Я мечтал об этом дне» - затем новозеландец выиграл в Мотеги, разменяв третий десяток побед, у него их 21 и на этом он не собирается останавливаться: «Мы воодушевлены насчёт 2010-го. Я в чертовском предвкушении и хочу, чтобы сезон стартовал в ближайшие две недели. Будет очень весело».
«Тон сезону-2009 был задан в Октябре 2008-го, когда я выиграл гонку в Австралии» - говорит Райан Бриско. – «Она не давала очков, но весьма помогла нашей программе городских гонок, ибо сезон-2009 начинался двумя такими этапами. Австралийская гонка ознаменовалась тяжёлой борьбой, и персонально для меня победа стала большим достижением, потому что на этом треке я рос как болельщик гонок».
В нынешнем IndyCar календарь столь же диверсифицирован, как и в классическом. Это, пожалуй, единственное, что их сближает… Райан Бриско отлично понимает важность умения выступать хорошо на всех типах трасс: «[В Канзасе] я лидировал много кругов и проводил отличную гонку, что особенно хорошо, ведь год назад на этом треке мы отставали. Канзас дал нам массу уверенности и убедил каждого, что мы будем серьёзными претендентами на чемпионский титул. Я думаю, что у нас тогда была сильнейшая машина, и нам не повезло проиграть гонку. Жёлтый флаг поймал нас на выезде из пит-лейна и вынудил совершить ещё одну остановку. Несмотря на результат, эта гонка действительно показала, что мы будем сильны на треках, где уступали в прошлом году, и это дало нам массу уверенности».
В летнем марафоне, когда этапы шли уик-энд за уик-эндом, Бриско совершил только одну ошибку, в Ричмонде, а остальные гонки завершал неизменно на второй позиции: «Я наслаждаюсь календарём. Я люблю гоняться каждую неделю. Мне скучно и не по себе, когда мы не на трассе… Здорово, что Роджер Пенске был достаточно уверен в своём решении нанять меня для участия в ALMS в 2007-м, а затем в IndyCar. Вокруг было полно скептиков. Многие спрашивали: “Зачем вы его позвали?” Надеюсь, что сейчас я доказал правильность его выбора. Я продолжаю совершенствоваться и учиться. В этом году я совершил несколько ошибок, но надеюсь впереди у нас большое будущее» - Райан Бриско провёл лучший сезон в своей карьере. Ошибка в Мотеги была предсказуема, но жизнь на этом не заканчивается.
«Учитывая, как развивался сезон думаю, что у нас было немало успеха» - делится впечатлениями Хелио Кастроневеш. – «Я смог взять третью победу в Indianapolis 500, которая стала рекордной 15-й для Penske в Брикъярде. Весь месяц был как сон – мы выиграли поул и Соревнование пит-стопов, уже во время Уик-энда Дня памяти и собрали всё вместе победой в гонке. Истинно блестящее выступление каждого в Team Penske. Меня приводит в восторг мысль о том, что в следующем году я могу добыть четвёртую победу в Indy 500 – это будет выдающееся достижение, и, конечно, оно является одной из главных целей для меня в 2010-м» - Хелио, конечно, провалил всё, что было вскоре после Кирпичницы, но главную цель для участника сегодняшнего IndyCar он достиг.
Гонками в его возрасте и для таких как он жизнь просто не может заканчиваться: «Когда в концовке сезона у меня были возможно разочаровывающие результаты, то меня выручала мысль, что скоро я стану отцом. Летом вы обнаружили, что моя великолепная девушка Адриана беременна и ожидаем ребёнка в Январе. Это точно самые замечательные новости, которые делают все прошлогодние трудности значительно более выносимыми».
Тони Канаану гораздо сложнее найти поводы для оптимизма, но он бы не был Канааном, если бы опустил свой большой нос. «Да, это был наверное худший год в моей карьере. Я не выиграл ни одной гонки, чего не случалось со мной с 2002-го. Занял 6-е место в общем зачёте, худшее с момента прихода в Andretti Green Racing в 2003-м. Всё это нехорошо. Тут нет оправданий, так что нечего пытаться представлять, что было ещё что-то такое, чего на самом деле не было. Сезон не соответствовал стандартам: моим или любого другого в этой команде.
А теперь о хорошем. Несмотря на плохое, есть знаки того, что продолжаться так не будет. Во-первых, мы были хороши в последней гонке сезона. Не конкуренты для первой тройке, но конкуренты для остальных, что уже шаг вперёд. Во-вторых (и это люди моги забыть), мы были хороши в начале 2009-го. Я лидировал в общем зачёте перед Инди, так что что-то мы делали правильно. Авария здесь, пожар там и вдруг ты далеко позади». На Тони Канаана в этом году выпало столько, сколько одним не приходится переносить за всю карьеру, другим, как Витору Мейре, остаётся досрочно завершить сезон, и лишь единицы продолжают борьбу с прежним упорством.
«У меня есть и другие причины испытывать энтузиазм относительно будущего. Наша команда реструктурирована, и Майкл Андретти теперь единоличный владелец. Возможно это не слишком производит впечатление, но мы с Майклом понимаем друг друга. Нельзя сбрасывать со счетов факт работы с владельцем команды, который сам по себе был гонщиком чемпионского калибра. Он знает, что мне нужно для выигрыша гонок и титулов. Я с нетерпением ожидаю этой новой главы.
Наслаждайтесь межсезоньем, друзья мои. Не могу дождаться возвращения и того, когда вновь увижу вас всех. На это раз на Аллее Победы» - я вот-вот последую совету Тони Канаана, но сначала всё же напишу про остальных пару строчек.
Грэм Рэйхол вполне мог возглавить общий зачёт после двух этапов, но «чудные инциденты» разрушали мечты юноши. Традиционно быстрый на дорожных гонках, ошибался чуть меньше по сравнению с прошлым годом: «если бы не мои ошибки в Мид-Огайо и Инди и не поломка карданного вала в Сономе, мы могли бы закончить сезон пятыми, если не выше».
«В моей карьере ещё не было моментов, когда я чувствовал, что мы извлекаем максимум из того, что у нас имеется, но по моему мнению, команда сделала это в Индианаполисе. Они отыгрывали позиции на каждом пит-стопе, и в конце дня у нас просто не было достаточно скорости, чтобы достать Хелио Кастроневеша» - второе место Дэна Уэлдона стало одним из редких позитивных моментов во в целом скверной 93-й Indy 500.
«Впрочем, сам я не знаю как это сделать [увеличить плотность борьбы]. Я не знаю, что мы должны сделать, чтобы совершить прыжок обратно на вершину. В этом году парни вроде Скотта Дискона и Райана Бриско вели свою гонку на большинстве уик-эндов. Везение, когда более трёх машин финишировали в одном круге» - согласно Марко Андретти, нам не повезло лишь однажды – в Хоумстеде. Вот так карьера многообещающего отпрыска, начавшаяся, кстати, с курьёза, клонится к своему закату…
«Все мы были счастливы тому, что Хелио может вернуться за руль машины Роджера Пенске в Лонг Бич. Определённо, команда была готова к любому сценарию в тот уик-энд, но воистину поразительно наблюдать, как это срабатывает. Я пилотировал машину в пятничной практике и когда вернулся на пит-лейн, то Тим сказал мне, что Хелио будет в самолёте из Майами этой ночью. Мы тогда выкатили нашу запасную машину и поставили её на поул. В гонке финишировали вторыми, и это был очень эмоциональный уик-энд для Penske Racing» - не считая «интервентов» на Кирпичницу эпохи CART, Уилл Пауэр стал самым успешным гонщиком IRL, выступавшим на ограниченном расписании. Блестящее выступление австралийца в Эдмонтоне говорит в пользу решения дать Уиллу возможность гоняться регулярно. Придётся ставить третью машину… или лучше вернуть Хорниша? Тогда, наверное, Пауэра вместе с Бриско в V8 Supercars надо будет отправить…
Возвращаюсь в реальность прошлого сезона. Джастин Уилсон взял единственную победу, не доставшуюся Penske или Ganassi. Уоткинс Глен стал центром его воспоминаний, действительно «фантастическое ощущение помочь Dale Coyne Racing победить впервые за 25 лет, к тому же в таком историческом месте, как Глен… Большую часть гонки я экономил топливо, но поздний жёлтый означал, что теперь я мог гнать последние 7 кругов на полную. Для гонщика нет большего удовольствия, чем получить возможность нажать на газ и показать каждому, насколько быстро ты способен ехать». В этой связи, Уилсон отметил ещё одну гонку: «Думаю, победа Скотта в Мид-Огайо впечатлила меня более всего. Я знал насколько хорошая моя машина, а он всё равно был на полсекунды быстрее».
Райан Хантер-Рэй до последнего оставался за бортом заявочного листа чемпионата. Тони Джордж дал ему возможность выступить на первом этапе, который американец едва не выиграл. Потом у Vision начались проблемы со спонсорами, но не было бы счастья, да несчастье помогло – Райана пригласил Эй Джей Фойт на место травмированного Витора Мейры: «В субботу у меня был старт в Daytona Prototype в 1 час дня и в 5 IndyCar» - вспоминает Хантер-Рэй последний этап сезона. – «Между двумя гонками был перерыв всего в час. Я не думаю, что какой-либо другой владелец будет даже рассматривать возможность разрешить своему гонщику участвовать в трёхчасовой гонке за несколько часов до гонки IndyCar, только Эй Джей. Ещё раз, спасибо ему». Райан Хантер-Рэй финишировал 10-м в гонке Grand-Am и 14-м в IndyCar.
Эд Карпентер едва не выиграл гонку в Кентукки, но, отдавая должное попаданию в настройке, он отмечает и то, что «команда стала третьей по числу пройденных кругов в гонках. Только машины Гэнесси, управляемые Диксоном и Франкитти прошли больше». Эд здорово проводил квалификации, но в гонках скорость далеко не всегда соответствовала ожиданиям. Впрочем, дорожные гонки, коих теперь больше овальных, остаются для Карпентера главной трудностью.
На второй год выступлений за Andretti Green Racing Хидеки Муто поставил себе высокую цель – выиграть как минимум одну гонку: «Увы, я не смог достичь этой цели, так что должен сказать, что немного разочарован своими результатами. Но я смог закончить в топ-5 две последние дорожные гонки сезона и уверен в том, что больше использую особенности управления машиной IndyCar». Больше всего Хидеки сожалеет об аварии в квалификации перед Indy Japan 300, «не только потому, что это моя домашняя гонка, но и потому, что я обещал себе показать свои лучшие способности перед японскими болельщиками» - в гонке Муто стал 14-м, отстал на два круга, но всё же опередил двух «вайлдкардов», бывших участников чемпионата Матсууру и Ясукаву.
Рафаэль Матос выполнил задачу минимум – стал Новичком года. «Не доверять свою гонку в чужие руки – главный урок, который я выучил. Ты всегда берёшь на себя часть риска, но при этом никогда не можешь ожидать от других гонщиков содействия. Я усвоил это трудным способом, через спады, как то авария с Витором в Indy или с Дэникой в Сент Питесберге. Я знаю, что я должен был сделать, чтобы избежать этих инцидентов и уверен, что они не повторятся» - Патрик, если бы не та авария, могла возглавить чемпионат после Indianapolis 500, а продолжение карьеры Мейры и вовсе под вопросом.
Наконец, Марио Мораес однозначно заслуживает титула прогресс года: «Весь год у нас была быстрая машина. Я квалифицировался в топ-10 лишь раз в прошлом году и никогда не стартовал выше, чем с 20-го места на овалах. С KVRT я квалифицировался в топ-10 на 7 из 8 овалах… Первый подиум в Чикаголенде конечно будет наверху моего списка прекрасных воспоминаний об этом годе, и затем чуть-чуть упустить поул, но всё же остаться на первом ряду в Мотеги – это тоже где-то рядом».
Вот и всё, что, благодаря гонщикам, удалось сказать о 2009 IndyCar Series. Как и обещал, в 2010-м перехожу на сильно ограниченное расписание просмотра гонок, а написать планирую только о 94th Indianapolis 500. Готов предоставить возможность излагать свои мнения по гонкам IRL 2010 любому желающему. Условие одно – просмотр полной версии отчётной гонки.