20 Мая умер Ларри Райс. Новичок гонки 1978 года, двукратный чемпион USAC Silver Crown последние 20 лет в паре с Гэри Ли освещал разнообразные гоночные события на ESPN. 7 лет назад они впервые комментировали Indianapolis 500 для международного сигнала, и ажиотаж чувствовался в каждой ноте. Я успел только поприветствовать Ларри и сказать кто я и откуда. Сдержанный и немногословный, он, в отличие от Гэри, не был склонен к долгим беседам. Ларри Райсу было 63…
* * *
- Тони, но если в Правилах сказано, что это решение не может быть оспорено, почему вы решили заслушать апелляцию? - Как я сказал, с учётом данных обстоятельств, что Indianapolis 500 крупнейшее однодневное спортивное событие, крупнейшее гоночное событие, мы чувствовали важность позволить процессу разыграться. - Но если решение не могло быть пересмотрено, зачем всё это? - Заслушав все факты, мы чувствовали, что должны дать командам возможность представить их точки зрения. Я не уверен, что это может как-то изменить итог, в любом событии. Но, повторюсь, после просмотра правил и в интересах сторон мы просто чувствовали, что важно продолжать с апелляцией. Трудно сидя здесь говорить вам, что мы просто должны были сказать Барри прямо тогда, что это не опротестовывается, не апеллируется. Повторюсь, я считаю, что данная ситуация стоит большего.
3 Июля 2002 года Тони Джорджа допрашивали по всей журналистской строгости. Действительно, зачем растягивать историю ещё на месяц, если главным аргументом идут не факты реальности, а пункт правил, в котором написано, что решения о позициях машин в момент появления жёлтого флага не могут быть оспорены? С нашей, зрительской стороны, эта история позволила детально понять механизм оповещения гонщиков о смене режима гонки и задуматься о связанных с этим, воистину философских, вопросах.
Прежде всего, нужно понимать, что в современных гонках понятие "caution" нельзя переводить как "жёлтые флаги". Это метафора против многозначного иностранного слова, от которой я, вникнув в события конца Мая-начала Июня 2002 года, скорее всего откажусь. Потому что жёлтый флаг на вышке - это одно из средств оповещения участников о смене режима гонки. Другими являются: - указание по радио (команды обязаны слушать и следовать инструкциям от Центра управления гонкой); - жёлтые фонари на треке; - обязательные огни на панели приборов гонщика; - жёлтые флаги, в том числе красный с жёлтым крестом у судьи, запрещающий въезд на пит-лейн.
Обычно, эти системы срабатываюсь в переделах долей секунды друг от друга, но они не синхронизированы, и физически не могут включаться одновременно. Официальные лица IRL регулярно напоминают участникам, что те должны реагировать на первый сигнал о коушене, который им удаётся получить.
Team Green утверждает, что жёлтые огни панели приборов машины #26 не включились до того, как был совершён обгон #3 (основано на показаниях Пола Трейси, Ала Анзера-младшего и Дарио Франкитти). Team Green утверждает, что эта система ненадёжна, время срабатывания варьируется от машины к машине и что единственным свидетельством появления коушена являются фонари вдоль трека. Team Green также утверждает, что появления красного флага с жёлтым крестом не может служить сигналом, поскольку судья мог выбросить его, среагировав на сообщение другого судьи об аварии во втором повороте, а не на Центр управления гонкой. Тогда как по правилам появление коушена является результатом решения Центра управления гонкой, а не автоматическим следствием аварии. В итоге, Team Green утверждает, что машина #26 обогнала #3 и первой закончила 200 кругов гонки.
IRL утверждает, что хронология событий была следующей. Когда на 199-м круге случилась авария между #34 и #91, Брайан Барнхарт принял радио вызов от официального наблюдателя второго поворота. Барнхарт немедленно спросил "что у вас", и был ответ "авария во втором". В этот момент Барнхарт смотрел на картинку ABC, которая показывала, что машина #3 была впереди машины #26. Барнхарт немедленно вызвал Мела Хардера в Центре управления гонкой со словами "жёлтый, жёлтый, жёлтый, три твой лидер", и этот канал транслируется режиссёру трансляции. Хардер немедленно повторил сообщение Барнхарта по радио Центра управления гонкой.
IRL определила, что машина #3 была впереди машины #26 в каждый из следующих моментов, и нет никакого свидетельства, предоставленного Team Green или Team Penske, демонстрирующего обратное: - авария #34 и #91; - объявление Центром управления гонки о коушене по радио; - выброс красного флага с жёлтым крестом; - активация огней на приборной панели; - пересечение последней отметки хронометража; - получение сигнала активации жёлтых огней машиной #3.
Последний пункт доказан системой сбора данных. К которой не подключена машина #26, потому что Team Green не участвует в IRL. Интересно, что на пресс-конференции после гонки Роджер Пенске сказал, что не будет реагировать на протест Барри Грина, однако Team Penske участвовала во всех слушаниях дела. Роджер Пенске в течение Мая сказал многое и о противостоянии CART-IRL, но это тема отдельной статьи, а сейчас отвлечёмся от всех разбирательств и окунёмся в события очень хорошей гонки.
Второй раз в истории квалификационная скорость всех участников пелотона была выше прошлогоднего поула. На первом ряду расположились Бруно Жункейра (231.342 м/ч), Робби Бьюл и Рауль Бозель. Для Рауля это первая Indy с 1994 года, он заменил в кокпите машины Menard's #2 Пи Джея Джонса и сразу показал, что есть ещё порох в пороховницах. Жункейру, к немалому удивлению, не поддержали партнёры по Chip Ganassi Racing Кенни Брак и Джефф Уорд, стартовавшие только 21-м и 15-м. Провалили квалификацию и действующие победители - Кастроневеш 13-й, де Ферран 14-й.
Впервые с 1990 года первая квалификационная попытка оказалась поулом - Бруно Жункейра повторил достижение своего соотечественника Эмерсона Фиттипальди. Сара Фишер стала быстрейшей женщиной Indy 500, показав результат 229.439 м/ч. Предыдущее достижение - 225.346, Лин Сент Джеймс, 1995 г.
Пол Трейси разбил машину перед квалификацией, а запасной у Team Green не было. Канадец вообще не был уверен, стоит ли ему участвовать в гонке, Барри отправил Пола на пару дней домой, где он собрался с мыслями, вернулся и квалифицировался в предпоследнем ряду. Рядом, впрочем, была неплохая компания - Дарио Франкитти и Майкл Андретти.
Второй раз за три года причиной первого коушена становится Грэг Рэй. На этот раз американец стартовал не с привычного первого, а с последнего ряда. Никаких надежд на очередное лидирование в Indianapolis 500 машина не давала со старта, и Грэг не справился с управлением на 30-м круге. Пелотон в это время уже начал совершать пит-стопы под зелёным флагом. Жункейра уверенно лидировал до этого момента, но пейс-кар вслед за пит-стопом с заминкой отбросил его на 21-е место. Удачнее других рассчитали момент дозаправки Томас Шектер, Сэм Хорниш, Тони Канаан, Скотт Шарп, Жиль де Ферран и Фелипе Джиаффоне.
Со взмахом зелёного флага началась борьба двух молодых пилотов Panther и Red Bull. Шектер и Хорниш не щадили ни себя ни машин, используя максимум того, что позволяет Indianapolis Motor Speedway. Кульминацией стал 4-й поворот 48 круга, когда Томас поспешил с обгоном на круг Марка Дисмора, и Сэм смог атаковать по инсайду. Но Шектер и не думал поднимать ногу с педали газа - сейчас уже Хорниш чуть сбросил из-за Дисмора и Томас прошёл обоих поверху. Будь на месте опытного Марка новичок IRL и оба лидера сошли бы в этот момент.
Шектер обононился, Хорниша прошёл Канаан, но вскоре Сэм вернулся на вторую позицию. Пит-стопы под зелёным флагом изменили порядок - Тони Канаан вышел в лидеры, Шектер и Хорниш следом. "Мы могли выиграть. Могли, могли бы, должны были. Машина была хороша, машина была быстра. Мы просто разрушили наш день". На 78-м круге, в 4-м повороте естественно, Хорниш ошибся и задел правым задним колесом окончание SAFER барьера (впервые установленное на Indianapolis Motor Speedway это достижение Indy Racing League и Университета Небраска-Линкольн позволяет сократить перегрузки при ударе на 50-60%).
Коушен из-за обломков машины #4 затянулся - на пит-стопе Робби Гордона возник пожар, и судьи ожидали пока пит-лейн приведут в безопасное состояние. В это время синхронно возникли проблемы с коробками передач на машинах Джимми Вассера, который выступал за Rahal Letterman Racing и Бруно Жункейры, не совершившего какого-либо прорыва. Бруно скажет, что причиной, скорее всего, стала ошибка при выезде с первого пит-стопа. Жункейра сходит на 88-м круге, заливая маслом третий поворот. Гонка продолжается под зелёным флагом пока сюда не добрались лидеры. Тони Канаан и остающий на круг Рик Тредвей самым неприятным для себя образом предупредили коллег об опасности.
Это мог бы быть очередной бенефис новичков. Причём если Шектер уже был известен своей чрезмерной горячностью и агрессивностью, то Канаан ошибок и поспешных манёвров себе не позволял и если бы… у 86-й Indianapolis 500 очень много "если бы".
К середине дистанции в топ-6 пробились тяжеловесы: Андретти, Трейси, Кастроневеш. Однако скорости для борьбы за лидерство им явно недоставало. Впереди были Скотт Шарп, Жиль де Ферран и уверенно лидирующий Томас Шектер. На следующих пит-стопах под зелёным флагом Майкл едва не врезался в Лорана Редона при въезде, у Шарпа возникли проблемы с двигателем, а стартовавшему с первого ряда Бьюлу плохо прикрутили заднее правое колесо. Неопытная команда? Как показали дальнейшие события, от этого не застрахован никто.
Умопомрачительная скорость Шектера, отрыв приближался к 10 секундам, объяснялась ездой в режиме максимальной мощности мотора и как следствие большего потребления топлива. Томас открывал и следующую волну пит-стопов, тогда как его соперники могли оставаться на треке ещё 4-5 кругов, как это сделали сражающиеся между собой Пол Трейси и Майкл Андретти, а то и даже 7 как в случае с Хелио Кастроневешм, чей пит-стоп состоялся на 158-м круге.
42 круга это слишком много, чтобы рассчитывать дотянуть до финиша, а вот 40 и 35 уже интереснее, поэтому и Фелипе Джиаффоне и новичок Алекс Баррон становились серьёзными претендентами на победу. После схода Шектера, конечно. Который, надо признать, был закономерен - Старая Кирпичница не прощает экспериментов над собой, а Томас пробовал разные радиусы траектории в поворотах и неоправданно близко к стене выходил на прямые, что привело к "потере контроля над машиной. Она просто шла прямо. Не хотела поворачивать". 27 кругов не хватило южноафриканцу для триумфа своей жизни.
Износ шин не играл заметной роли в гонке 2002 года, поэтому Джиаффоне и Трейси заехали исключительно на дозаправку. А вот Жилю де Феррану решили сменить покрышки, и заднее правое колесо сошло с оси как только действующий чемпион CART покинул пит-лейн. Не останавливались двое - Хелио Кастроневеш и Алекс Барон. Коушен затягивается на 1 круг из-за прилетевшей с трибун банки…
На рестарте Франкитти проходит Кастроневеша, отыгрывая один круг. Пол Трейси попадает под атаку Эдди Чивера. Затем Джиаффоне обгоняет Баррона. Позднее то же самое делает и Пол Трейси, и на несколько кругов отрывы в первой тройке замирают. Хелио пытается держать драфт с Франкитти и за 4 круга до финиша подпускает на дистанцию атаки Джиаффоне. Бразилец готовил обгон в третьем повороте, но тут уже машина Дарио помешала. Пол Трейси вышел на второе место.
Во втором повороте 199-го круга столкнулись Бадди Лазье и Лоран Редон.
"Я не понимаю почему люди глядя на это говорят "OK, он меня обогнал". Единственная причина, почему это произошло - жёлтые, из-за которых я сбросил скорость. Никоим образом он не обогнал бы меня по верху третьего поворота, если бы гонка продолжалась" - Хелио Кастроневеш 26 Мая 2002 года.
"Я разочарован, но, честно, не слишком удивлён. Мой банковский счёт этого не отражает, моего лица нет на Борг-Уорнер Трофи - ещё пока - но сердцем я знаю, что выиграл гонку" - Пол Трейси 3 Июля 2002 года.