Этап 15 – Майами
Именно таким, наверное, и должно было стать завершение этого потрясающего сезона: драматичным, красивым и эмоциональным. Отец и сын. Сын и отец. После гонки поздравления принимали оба, и имели на это все основания.
Заканчивать гоночный сезон на временно проложенных трассах стало для CART уже традицией. Сначала был Лас-Вегас, а в 1985 году эстафету у него принял не менее колоритный город – Майами. Интересно, что и трасса была немного, но похожа на ту, что кольцом охватывала шикарный отель Caesar’s Palace - гладкая как стеклышко, практически без перепадов высот и хитрых поворотов. Последний раз гонки проходили здесь, в Тамиами Парк в 1926 год, и вот, спустя почти 60 лет на этом самом месте должна была решиться судьба чемпионского титула.
И Большой Ал, и Маленький квалифицировались достаточно далеко от лидеров – на двенадцатой и восьмой позициях соответственно. А впереди были сплошные сюрпризы, если не считать седьмого поула Бобби Рейхола в сезоне. Отличные результаты показали Джефф Брэбхэм, Бруно Жакомелли, Роберто Морено и Ян Ламмерс, оттеснив всех фаворитов в конец первого десятка.
Сражение за титул поначалу отошло на второй план, так как гонка началась с двух аварий, случившихся с интервалом в полторы минуты. Уже в первом повороте первого круга Марио Андретти, поспешно организовав третий ряд, ошибся на торможении и убрал в стену Эмерсона Фиттипальди и Роберто Герреро, а через круг оба болида «Крако/Вулфф» не смогли увернуться от заспинившегося Рауля Бозеля, и устроили зрелищный крэш с пламенем и оторванными колесами. Разбирать последствия обоих инцидентов пришлось в режиме пейс-кара, который колесил по треку добрых восемь кругов.
Следующего коушена пришлось ждать очень долго, и за это время все взоры были прикованы к Анзерам, которые постепенно продвигались вперед. К середине дистанции, а именно тогда был объявлен FCY из-за серьезного столкновения Джима Кроуфорда и Иэна Эшли, Джуниор занимал пятую позицию, а его отец – восьмую. Самое захватывающее ждало зрителей впереди, причем касалось это не только семейной дуэли, но и сражения за победу.
Миновали вторые пит-стопы, и неожиданно выяснилось, что у заезда сменился лидер: Рейхол задержался на плановой дозаправке и откатился на третью позицию. Но соперники-то были рядом – рукой подать! Дэнни Салливан и Ламмерс в полутора секундах впереди вели неравный бой: голландец делал все, что было в его силах, но этого было недостаточно, чтобы пройти пилота «Тим Пенске». Кончилось все тем, что Ян ошибся в одном из поворотов и вылетел в гравий. Рейхол переместился на вторую позицию, а в число потенциальных призеров попал Маленький Ал.
До клетчатого флага оставалось всего семь кругов и ситуация вырисовывалась следующим образом: к тому моменту чемпионство было в руках Анзера-младшего, так как его отец шел пятым, и разрыв в чемпионской гонке между ними составлял всего одно очко! Но вот в чем дело: №5 накатывал что есть сил на Морено, и, в случае обгона, именно к нему переходил титул. Упираться Роберто не стал, да и просто не мог это делать: Большой Ал бы явно быстрее. Как сказал впоследствии новоявленный чемпион, являясь гонщиком, он просто не мог не идти до конца. И потому ногу с педали газа не убирал. Во втором повороте 108 круга Морено открыл калитку, и болид «Тим Пенске» просквозил мимо. На что мог рассчитывать Джуниор? Только на проблемы у Салливана или Рейхола, так как обоих догнать он просто не успевал, да и не стоило этим заниматься, так как после гонки выяснилось, что большую часть заезда Маленький Ал безуспешно решал проблему повышенной температуры воды в радиаторе. Его отец, выйдя на четвертое место, немного сбавил темп, и проследовал к своему очередному титулу. Опыт взял верх над молодостью. Но и отец, и сын, после гонки были счастливы и горды друг за друга. Необыкновенный и захватывающий сезон 1985 года завершился красивой историей, которая так пока и не повторилась…
Итоговый общий зачет
1. Ал Анзер-старший - 151
2. Ал Анзер-младший - 150
3. Бобби Рейхол - 133
4. Дэнни Салливан - 125
5. Марио Андретти - 114
6. Эмерсон Фиттипальди - 104
7. Том Снева - 66
8. Жак Вильнев - 54
9. Майкл Андретти - 53
10. Джонни Ратерфорд - 52
Самые заметные команды сезона
Тим Пенске: Неоднозначный сезон-1984 заставил Седого Роджера серьезно перетасовать состав своей команды. Одно из шасси команды получил в свое распоряжение Дэнни Салливан, появившийся не с пустыми руками, а с щедрым спонсором – пивоваренной компанией Miller, а вот второе должны были поделить Ал Анзер-старший и Рик Мирс. Ал по первоначальному плану получал возможность выступить на стартовых этапах, пока Мирс завершал свою реабилитацию, но в итоге Пенске был буквально вынужден оставить Анзера на полном расписании, так как тот, вопреки ожиданиям, включился в борьбу за титул, который, впоследствии и выиграл. Мирсу пришлось утешаться пятью стартами – все они пришлись на овалы. Интересно, что и Ал, и Рик, выиграли по одной гонке. В случае с Анзером так и хочется добавить: всего лишь. Зато чемпион 12 раз попадал в очковую зону, включая десять финишей в топ-5. Вот в чем секрет успеха – в стабильности.
Шиерсон Рейсинг: Дуг Шиерсон недолго сожалел об уходе Салливана, потому как новичок команды Ал Анзер-младший выдал просто потрясающий сезон, став по его итогам вице-чемпионом. После неровного начала чемпионата, вместившего в себя три схода подряд, последовали победы в Мидоулендс и Кливленде, а также стабильные попадания на подиум. Если уж Джуниор заканчивал гонку – то, на высоком месте. Его худший финиш пришелся на Мид-Огайо, заметьте, это четвертое место
Труспортс: Удивительно насколько похожими получились сезоны 1984 и 1985 годов для Бобби Рейхола. Казалось ведь, что команда нашла рецепт успеха и превратилась в претендента на титул, но провальная первая половина чемпионата заставила пересмотреть прогнозы. Пока в «Труспортс» находили общий язык с шасси March 85C, конкуренты в общем зачете ушли вперед, однако когда их в свою очередь поразили всевозможные проблемы, Бобби был уже готов заявить о себе. Пять поул-позиций в заключительных шести гонках, обретенная надежность и потрясающая скорость вернули Рейхола в сражение за чемпионство и как знать, кого бы чествовали после Майами, если бы не Жак Вильнев и его вынос в Санаире.
Ньюман/Хаас: Сезон для Карла Хааса и его организации получился, что ни говори, причудливым. И полным разочарований. Как лихо начал отчетный сезон Марио Андретти! И с какой лавиной неудач ему пришлось столкнуться летом и осенью. Солидная команда, славящаяся своей надежностью, вдруг превратилась в хромоногую клячу. Естественно, что после такого фиаско (ведь перед началом сезона аналитики предрекали Марио второй чемпионский титул подряд) «Ньюман-Хаас» была полна решимости взять уверенный реванш в 1986 году.
Патрик Рейсинг: Сезон 1985 года команда Пэта Патрика однозначно может занести себе в актив. Эмерсон Фиттипальди всерьез претендовал на титул, да и вторая машина команды выглядела неплохо. И пусть бразилец в общем зачете стал лишь шестым, вплоть до 13 этапа он находился в самой гуще борьбы за чемпионство. Выступление опытного Эммо стало одним из откровений сезона.
Карб Рейсинг: Об эпопее Дэна Герни, и злодейских происках Майка Карба можно писать книги. Рассказывать действительно есть о чем: и о том, как Карб кидал поставщиков шасси, и о неожиданных успехах болида Eagle 85GC, и о проблемах команды под конец сезона. Лидером команды вполне закономерно стал Том Снева, который как обычно здорово ездил по овалам, однако когда очередной ком проблем накрыл команду осенью, на первый план вышел Эд Пимм. Пока Снева мучился с «Лолой», Пимм на «Орле» штамповал финиши в очковой зоне.
Канадиан Тайр Рейсинг: Канадцы в отчетном сезоне не ставили перед собой наполеоновских планов, продолжив бить наверняка. Жак Вильнев, проявив полное нежелание ездить на суперспидвеях в 1984 году, и на этот раз сосредоточился на дорожных трассах, следствием чего стала весьма неожиданная победа на «Роуд Америка», а также третье место в Лексингтоне и четвертое в Кливленде. На этих трех китах и основывается восьмое место Жака в таблице чемпионата.
Крако-Вулфф: Сезон для этой команды можно расценить как провал. Неожиданно выяснилось, что готовить две машины на хорошем уровне почему-то не удается. Можно лишь позавидовать выдержке Майкла Андретти, который раз за разом оказывался вне гонки из-за технических поломок. Конечно, может, дело было в особенностях пилотажа Майкла, но факт остается фактом: именно отпрыск гоночной фамилии собрал большую часть сходов команды, а не его товарищ по команде Кевин Коган. Но при этом Андретти в общем зачете стал девятым, а Коган – тринадцатым. Лучшей гонкой в сезоне для Майкла стал этап в Элкхарт-Лейк, там он уступил лишь Жаку Вильневу.
Моралес Рейсинг: Крепкий середняк CART сделал неплохой рывок вперед благодаря наличию в своих рядах опытнейшего Джонни Ратерфорда. Возвращение ветерана на полное расписание получилось очень удачным: десятое место в общем зачете и знаменитая победа в канадском Санаире – конфуз, который вспоминают до сих пор.
Машинистс Юнион: Мексиканца Хоселе Гарсу, пилотировавшего основное шасси команды, хочется назвать самым стабильным гонщиком чемпионата. Все девять финишей Гарцы в сезоне принесли ему очки, причем серия из шести законченных гонок подряд вызывает неподдельное уважение, учитывая статус команды.
Галлес Рейсинг: Если сравнивать результаты Ала Анзера-младшего за 1984 год с результатами Джеффа Брэбхэма за 1985-й, то сравнение будет не в пользу последнего. Команда Рика Галлеса сделала большой шаг назад в своих результатах, так как в однозначный актив австралиец может занести себе только гонки в Кливленде (второе место) и Санаире (четвертое). Все остальное – сплошные разочарования. Вторая машина команды, место в которой поочередно занимали Панчо Картер и Роберто Морено, смотрелась, между прочим, очень весело, но до финиша добиралась по большим праздникам. А вообще именно с №6 связаны самые приятные эмоции владельца команды, ведь в Санаире Картер «победил», чем доставил Галлесу большую радость и повод для гордости на три недели, пока результаты этапа не были пересмотрены.
Бигнотти-Коттер: Сохранив в своих рядах лучшего новичка сезона-1984, команда Джорджа Бигнотти сохранила и свою потрясающую нестабильность. Если в предыдущем сезоне Роберто Герреро смог добраться до финиша лишь в шести гонках, то на этот раз дело обстояло еще более печальным образом – всего четыре раза колумбиец смог увидеть клетчатый флаг. Утешаться Герреро мог своим очередным попаданием в топ-3 в «500 милях Индианаполиса», в самой престижной гонке сезона он стал третьим.
Провими Вил: В отчетном сезоне честь команды снова защищал европеец – но не ирландец Дерек Дэли, который после травмы, полученной в Мичигане в 1984 году, переквалифицировался в телекомментаторы, а голландец Ари Льюендайк. Выступал Ари по ходу сезона неровно, но 33 очка наскрести смог. Очень хорошо он выглядел в Санаире, но попал в аварию, поэтому лучшей своей гонкой Льюендайк может назвать Кливленд. Там он финишировал пятым.
Арсиеро Рейсинг: Типичная команда аутсайдер, страдающая от ненадежной техники и слабого уровня подготовки. Выставляла по два шасси на этапы, и ничем бы она не запомнилась, если бы не гонка в Мид-Огайо. Там Билл Виттингтон наделал шуму, приехав к финишу пятым. Этот результат был обусловлен, во что тяжело поверить, скоростью машины, а не тотальными сходами соперников, как это случилось, допустим, в Майами. В общем, этап в Лексингтоне стал светлым пятном в целом безрадостном сезоне.
Форсайт Рейсинг: Одно из главных разочарований года. Хауди Холмс ничего не смог показать за рулем «Лолы» под номером 33. Лишь четыре раза он попал на задворки очковой зоны, и это при том, что техника подводила гонщика не чаще, чем лидеров чемпионата. Ян Ламмерс, заменивший Холмса на последних двух этапах, наглядно показал, что дело было в гонщике: в Лагуна-Секе он попал в топ-5, а в Майами боролся за подиум, но попал в аварию.
Хемельгарн Рейсинг: Рон Хемельгарн только начинал путь владельца собственной команды, но получалось у него уже относительно неплохо. Шасси №71 запомнилось не только своей жизнерадостной окраской, но и относительно неплохими результатами. Так Майкл Рой стал седьмым в Портленде и восьмым в Мидоулендс, ну а о подвигах Энрике Мансильи вы уже наслышаны. Немного жаль, но, похоже, серьезная авария в Канаде, отбила у аргентинца всякое желание продолжать карьеру в американских оупен-вилс.
Дик Саймон Рейсинг: К 1985 году относится дебют Рауля Бозеля в «Индикаре», и только этим запоминаются выступления команды Дика Саймона в отчетном сезоне. Саймон только спустя несколько лет создал боеспособную организацию, но и на имеющемся в его распоряжении корыте бразилец показывал неплохие результаты, в тех случаях, когда его миновали проблемы с техникой. Например, в Элкхарт-Лейк он стал восьмым.
Дейл Койн Рейсинг: Не совсем понятно, что двигало Дейлом Койном, но хочется верить, что искренняя любовь к автоспорту. На самом деле, других причин выставлять кое-как подготовленное прошлогоднее шасси «Лола» с дешевым и маломощным двигателем «Шевроле» быть не могло, ведь размер призовых не мог в те времена оправдать популярный ныне в NASCAR «старт энд парк». Дейл попробовал выступать весь сезон, но квалифицировался лишь в пяти случаях. И только затем, чтобы пройти пару-тройку кругов, а затем сойти с дистанции.