Этап 10 – Мид-Огайо
В Лексингтоне, как и ожидалось, особо интересной гонки не вышло. Да, она была примечательной тем, что стала самой быстрой в истории трека, да, стоит отметить домашнюю победу Бобби Рейхола, да – узел чемпионской борьбы затянулся туже некуда… Но при всем, при том – особых событий на треке по традиции не было. Весь заезд превратился в доминирование «Марча» под номером 3, который пролидировал с первого и по последний круг.
Успех Бобби был закономерен и ожидаем. Ну не могла такая сильная команда, как «Труспортс» долго оставаться без побед. Кошмарное начало сезона лишило Рейхола практически всяких шансов на борьбу за титул, но побеждать он не разучился. Преодолев кризис, организация Джима Трумэна предстала такой, какой была в концовке сезона-84. То есть, очень сильной и нацеленной на успех. Короче говоря, соперников в Мид-Огайо, на домашнем этапе, у Бобби не нашлось, о чем и говорят 56 секунд преимущества на финише над Дэнни Салливаном.
Дэнни, конечно, старался, но его усилий хватило лишь для второго места. Победитель «500 миль Индианаполиса» почти всю дистанцию просидел позади Рейхола, но на втором пит-стопе начудили механики. Регулировка переднего антикрыла не могла принести никакой фактической пользы на треке, так как продолжалась 44 секунды. Пит-крю Роджера Пенске удивила уже не в первый раз. После затяжного пит-стопа Салливан оказался третьим, пропустив вперед Марио Андретти, однако у того, похоже, после Мичигана настала черная полоса. За два круга до финиша на машине Андретти взорвалась задняя покрышка, и он вылетел с трассы. В протоколе его фамилия оказалась лишь седьмой.
Кстати, нечто подобное приключилось с одним из соперников Марио за титул – Алом Анзером-старшим. Отличие заключалось в том, что у Большого Ала прокол произошел на 12 круге. Заодно и подвеска пострадала, так что дело окончилось сходом. Первым в сезоне.
Проблемы Андретти открыли дорогу к подиуму для Жака Вильнева. В команде канадца решили забить на 500-мильные заезды в Мичигане и Поконо, и Жак туда не поехал. Целью «Канадиан Тайр Рейсинг» была тщательная подготовка к дорожным этапам, и результат этой подготовки, как говорится, налицо. На «Роуд Америка» Вильнев победил, а вслед за этим последовал финиш на третьем месте в Огайо.
Результаты остальных претендентов на чемпионский титул таковы: Ал Анзер-младший закончил гонку четвертым, после того как ему пришлось по ходу дистанции отбывать черный флаг, а Эмерсон Фиттипальди, действуя осторожно, совсем не впечатлил своим восьмым местом.
Нельзя не отметить неожиданное попадание в топ-5 болида «Арсиеро Рейсинг» под управлением Билла Виттингтона, и десятый результат Энрике Мансильи. Аргентинец снова под занавес гонки порадовал разворотом, но на этот раз статус ‘Running’ не потерял. В лице Энрике частная команда #71 приобрела очень неплохого гонщика, и весьма веселого.
Общий зачет
1. Ал Анзер-ст. - 99
2. Эмерсон Фиттипальди – 99
3. Марио Андретти – 98
4. Ал Анзер-мл. – 92
5. Дэнни Салливан - 73
Этап 11 – Санаир
Одна из самых необычных трасс в календаре «Индикара» - Санаир – еще с первой гонки показала свой коварный норов, и потому 11-й этап сезона ожидался с большим интересом и некоторым беспокойством. Что ж, действительно, такой сумасшедшей и странной гонки в 1985 году до сих пор не было.
Гонку на 0.826-мильном овале можно четко разделить на две неравные части: до 198 круга и после. До было легкое помешательство, а после – горячечный бред. Старт заезда вывел из числа участников претендента на титул – Эмерсона Фиттипальди. Эммо стартовал из середины пелотона, где сразу же после взмаха зеленого флага начали происходить странные вещи. Ушел в разворот товарищ бразильца по «Патрик Рейсинг» Бруно Жакомелли, впереди Фиттипальди из-за механических проблем едва не остановился Эй-Джей Фойт, и, пытаясь избежать столкновения, двукратный чемпион Формулы-1 вывернул руль вправо, отправившись в стену. «Санаир» взял первую жертву.
Коушен был очень долгим, и на этом сразу стоит сделать акцент: бригада безопасности в каждом из коушенов работала очень, подчеркиваю, очень долго. Во многом из-за этого на период желтого флага пришлись 80 с лишним кругов заезда.
Следом за Фиттипальди горькую чашу разочарования пришлось испить еще одному латиноамериканцу – Роберто Герреро. Колумбиец, перехвативший лидерство у Бобби Рейхола, уверенно возглавлял гонку, но на 28 круге допустил ошибку на выходе из Т1 и, перекорректировав, впечатался в отбойник. «Бигнотти-Коттер» стали напоминать прежних себя: для #9 это был пятый сход подряд.
Аварии и прочие неприятности на этом не прекратились, но, до поры до времени, улов у злых гоночных богов был неважным. Наконец, в сети попал Марио Андретти. После злополучной аварии в Мичигане действующего чемпиона было не узнать. В Канаде случилось вообще событие достаточно редкое: поломка техники у «Ньюман-Хаас». На момент схода на 151 круге Андретти занимал второе место, уступая лишь Дэнни Салливану.
И вот настал 198 круг, который перевел гонку в фазу, к которой трудно подобрать эпитет. К этому моменту, благодаря тактике остановок, на первой позиции находился Ал Анзер-старший. Непонятно, как так могло не повезти многоопытному гонщику, но прямо перед ним Денис Файерстоун неожиданно начал разбрызгивать воду из радиатора. Жидкость попала на трек, потом на колеса машины Большого Ала, и в результате лидер превратился в пассажира собственного болида. Отчаянно пытаясь затормозить, Анзер вылетел на внешний радиус, и все-таки зацепил стену. Марио Андретти и Эмерсон Фиттипальди вздохнули с облегчением: Ал не стал отрываться от коллектива.
Под зеленым флагом, вывешенным на 200 круге, пелотон прошел совсем чуть-чуть. Вышедшие на авансцену Рейхол и местный герой Жак Вильнев не поделили трассу и столкнулись между собой на входе в первый поворот и оказались в стене. Вина канадца не вызывает сомнений. Он был явно быстрее Бобби, да и возможность победить дома вскружила голову, поэтому атаковал Жак соперника весьма безрассудно. Когда Рейхол начал закономерно блокировать внутреннюю траекторию, Вильнев был слишком близко к заднему антикрылу лидера, чтобы принять меры. Отсутствие опыта сказало свое веское слово… Пока несостоявшиеся дуэлянты спешно выбирались из своих разбитых болидов, на другом участке трека беспомощно ждал помощи Энрике Мансилья, также влетевший в отбойник, но уже в одиночку. Аргентинец хоть и разбил машину, но снова умудрился уехать с трассы с набранными очками. На этот раз одним.
Машины эвакуировали с трассы долго, еще дольше чистили трек. Перспектива финиша под желтыми флагами вырисовывалась все четче, чему был несказанно рад… Джонни Ратерфорд! Представьте себе, именно Ратерфорд! Ветеран, не побеждавший в гонках четыре с половиной года, извлек выгоду из драматичных событий решающих кругов и вызвался быть лидером. Позади него шел еще один неожиданный персонаж – Панчо Картер, а третью позицию занимал Ал Анзер-младший. Именно Джуниор по справедливости должен был быть первым, но у него вылетело несколько передач, и из борьбы за победу он устранился. Ну и хорошо, в общем-то, ибо эта борьба превратилась в фарс.
Отчаянно пыхтя, работники трека все-таки привели трек в надлежащее состояние. Но до финиша оставалось всего два круга, и потому можно было рассчитывать хотя бы на совсем коротенький шутаут. Однако Ник Фоноро, главный судья, отправил пелотон за пейс-каром и на последний круг. Телекомментаторы начали поздравлять Ратерфорда и, казалось, что это все – пелотон по идее должен был вслед за машиной безопасности пересечь финишную черту, над которой развевался бы клетчатый флаг, однако произошло что-то странное.
Ни с того, ни с сего, пейс-кар погасил огни и свернул на апрон на задней прямой. Напомню, шел 225 круг из 225 запланированных. Что в этот момент делает Картер? Он, будто бы забыв правила, начинает разгоняться и пробует пройти Джонни. Тот, заподозрив неладное, также жмет акселератор, но на финише уступает Панчо несколько десятков дюймов. Картер, похоже, сам не ожидал такой развязки. Его спокойствие на круге почета можно истолковать как: «Ё-мое, что ж я наделал-то?», в то время как Ратерфорд четко дал понять, что считает себя победителем гонки. Однако когда он направился на Аллею победы, Картер был уже там. Теперь дадим слово главным действующим лицам этого конфуза.
«Ник Фоноро с вышки показал желтый и белый флаги, что всю жизнь, как я помню, означало, что весь круг будет пройден под желтым», - заявил чемпион CART 1980 года. – «Я сразу связался со своим крю-чифом Джоном Капельсом и поздравил его с победой. Однако затем Ник вдруг выбросил зеленый флаг. Я не знаю, что стояло за этим решением, но оно было абсолютно неправильным». А вот как видел ситуацию Картер: «Пейс-кар свернул влево на задней прямой и я приготовился к рестарту. И вот, когда мы были перед последним поворотом, появился зеленый флаг, я нажал на газ и опередил Джи-Ара на финише».
После гонки «Моралес Рейсинг» направила официальный протест в адрес CART, и несколькими неделями позднее специально собранный комитет присудил победу Ратерфорду. Справедливость восторжествовала, а Картер так и остался с одной единственной победой в карьере, зато весьма престижной. Ведь в 1981 году он выиграл первый в истории этап «Мичиган 500».
Общий зачет
1. Ал Анзер-мл. - 106
2. Ал Анзер-ст. – 101
3. Эмерсон Фиттипальди – 99
4. Марио Андретти – 98
5. Дэнни Салливан – 83
Этап 12 – Мичиган
200-мильная пробежка по «Мичиган Интернэшнл Спидвей» окончилась уверенной победой Бобби Рейхола, и это тут же внесло коррективы в расклад борьбы за чемпионство. Как и в 1984 году «Труспортс» провалила первую половину сезона и начала героически отыгрываться во второй. Если бы не вынос со стороны Жака Вильнева в Санаире, Бобби мог бы похвастать замечательным достижением: три поула и три победы подряд. Удивительно, но шансы на титул у #3 были совсем не призрачные, за что благодарить стоить конкурентов.
Возьмем, хотя бы, Марио Андретти. В первых четырех гонках он заработал 81 очко, зато в последующих восьми (включая Мичиган) всего 17. Что-то странное стало происходить с «Ньюман-Хаас», так как подводить команду стала надежность техники, к которой до этого не было претензий. В отчетной гонке у Марио без видимых на то причин сгорела трансмиссия. Чемпион только обреченно вздохнул, покидая кокпит.
Но Андретти ведь не единственный, кто претендует на титул, верно? Тот же Дэнни Салливан после великолепного старта сезона ушел в тень. Ошибки команды и постоянные механические проблемы серьезно пошатнули амбиции Дэнни. В Мичигане до последних кругов он претендовал на финиш в первой четверке, но на заключительном рестарте на 93 круге начал терять позиции и стал всего лишь восьмым.
Ал Анзер-старший провел крайне невыразительную гонку. По ходу заезда он ни разу не попал в поле зрения телекамер, скромно финишировав 12-м, отстав от победителя на два круга. В борьбе за такое важное очко он опередил Эмерсона Фиттипальди. Тяжело поверить, что летом оба гонщика сражались за победу в 500-мильной гонке. Лидер общего зачета – Анзер-младший – ехал не в пример быстрее своего отца, но у него сгорел двигатель примерно на середине дистанции. Как видите, все благоприятствовало Рейхолу. Из серьезных соперников у него оставался только Рик Мирс, но с ним Бобби справился без особого труда. Общий зачет после гонки выглядел просто завораживающе. Как видите, набравший суперформу Рейхол оказался на расстоянии одной победы от Джуниора…
Общий зачет
1. Ал Анзер-мл. - 106
2. Ал Анзер-ст. – 101
3. Эмерсон Фиттипальди – 99
4. Марио Андретти – 98
5. Дэнни Салливан – 88
6. Бобби Рейхол – 85
Этап 13 – Лагуна-Сека
Сезон 1985 года продолжил запутывать и удивлять болельщиков. Еще за несколько кругов до финиша этапа в Лагуна-Секе можно было порадоваться, что соискатели чемпионского титула следуют по трассе один за другим, но в итоге все перевернулось с ног на голову…
Предсказать имя победителя было не сложно: им стал Бобби Рейхол, но его путь к успеху не был усеян розами. Стартовав с поула, Бобби уверенно пролидировал первые два стинта, но все карты ему спутал единственный коушен дня, автором которого стал Том Снева, разбивший свой болид и усеявший обломками значительный фрагмент трассы. Время было подходящее для пит-стопов, и лидеры отправились на свою последнюю дозаправку. В итоге на рестарте положение выглядело достаточно любопытно. В лидеры вышел Роберто Морено, решивший не останавливаться у механиков. Вслед за итальянцем выстроились Джефф Брэбхэм, Ал Анзер-младший, а Рейхол был только четвертым.
Морено недолго возглавлял пелотон. На 69 круге пилот «Галлес Рейсинг» оказался без топлива, и ему пришлось бросить свой болид на песочке возле одного из поворотов. На первой позиции опытного новичка сменил быстрый Анзер, которого преследовал Брэбхэм. Австралиец очень старался, и, наконец, на 85 круге, в девятом повороте он бросился обгонять Маленького Ала. Попытка вышла весьма неуклюжей: Джефф перетормозил, оттеснил Джуниора и сам замедлился, позволив прошмыгнуть вперед Рейхолу.
Для лидера чемпионата начались после этого нелегкие времена. В том же девятом повороте его последовательно отпинали Марио Андретти и Дэнни Салливан, и отец также не пощадил своего достойного наследника. Легко представить, какое влияние на общий зачет оказало падение Анзера-младшего. Падение, надо сказать, временное. За последние три круга пилот «Шиерсон Рейсинг» отыгрался и попал на подиум.
Началось все с того, что Салливану дали черный флаг, а кончилось практически одновременными отказами моторов у Брэбхэма и Андретти. Салливан оказался восьмым, а Андретти одиннадцатым. Пока поклонники «Тим Пенске» и «Ньюман/Хаас» пеняли, кто на судью, кто на судьбу, Рейхол выиграл свою третью гонку в сезоне, оторвавшись от Анзера-старшего на 12 секунд, и одним махом взлетел на третью позицию в таблице чемпионате. А ведь я успел его вычеркнуть из борьбы за титул. Каюсь, забежал вперед.
Общий зачет
1 Ал Анзер-мл. – 120
2. Ал Анзер-ст. – 117
3. Бобби Рейхол – 107
4. Марио Андретти – 100
5. Эмерсон Фиттипальди – 99
6. Дэнни Салливан – 93
Этап 14 – Финикс
Притязания Ала Анзера-старшего на чемпионский титул кому-то могли показаться необоснованными по той простой причине, что у него не было ни одной победы в сезоне. Подиумов – целая пятерка, но вот первым Большой Ал финишировать до определенного момента не мог. Но вот пришло время 150-мильного этапа в Финиксе, и там досадный пробел был устранен. Dana 150 превратилась для 45-летнего Анзера в легкую прогулку. Впервые с 1980 года он взял поул, и уже это должно было заставить призадуматься конкурентов. Очевидно, «Тим Пенске» великолепно подготовилась к последней овальной гонке сезона, и подтверждением тому стали воскресные события.
Доминирование Ала по ходу заезда вполне можно было назвать подавляющим. Позволив Бобби Рейхолу полидировать первые 35 кругов, Анзер затем взял бразды правления в свои руки и постепенно оставил в круге весь пелотон. Довести дело до победы после этого было несложно.
Успех семьи Анзеров в почти домашнем Финиксе (Ал-младший закончил гонку вторым) внес кристальную ясность в борьбу за чемпионский титул. Впервые в истории американских оупен-вилс за почетное звание должны были сразиться отец и сын. Все остальные перед гонкой в Тамиами Парк лишились даже математических шансов на первое место… Бобби Рейхол оказался совсем не так страшен, как на предыдущих четырех этапах, финишировав всего лишь шестым. Марио Андретти напротив, прервал серию из четырех сходов, попав на подиум, но оба гонщика не могли претендовать даже на второе место по итогам чемпионата – поезд уже ушел.
Общий зачет
1. Ал Анзер-ст. - 139
2. Ал Анзер-мл. – 136
3. Бобби Рейхол – 115
4. Марио Андретти – 114
5. Дэнни Салливан – 105
6. Эмерсон Фиттипальди - 104