Этап 5 - Мидоулендс
Второй в истории "Гран-при США в Мидоулендс" стал первой дорожной гонкой сезона, в которой имели место по-настоящему драматичные события. Не секрет, что в 80-е годы на роуд-курсах редко получались зрелищные заезды, но на этот раз скучать точно не пришлось. Уже со старта завязалась напряженная борьба между стартовавшими с первого ряда Марио Андретти и Дэнни Салливаном. Марио на протяжении десяти кругов мучил своего соперника грамотной защитой, но вечно так продолжаться не могло: пилот "Тим Пенске" был намного быстрее и, в конце концов, ему удалось захватить лидерство, но ненадолго. На 25 круге Дэнни, создавший комфортный отрыв, допустил детскую ошибку и ушел в разворот. Двигатель заглох, и это стало началом конца. Маршалы словно нехотя реанимировали болид, и в гонку Салливан вернулся, имея лишь смутные перспективы на попадание в очковую зону. Страдания Дэнни прервали механические проблемы - в итоговой квалификации он значится лишь 18-м.
Андретти после разворота своего визави радовался всего восемь кругов. Его нагонял прыткий Бобби Рейхол, который, похоже, не совсем рассчитал свои силы. На 34 круге перед пятым поворотом Марио начал резкое торможение чуть раньше, чем обычно, Рейхол зазевался и пнул лидера сначала в коробку передач, а затем отвесил затрещину по правому понтону. Цепная реакция привела к спину Джеффа Брэбхэма, но на месте происшествия, все же, остался только один болид - чемпионский: повреждения подвески и задней части означали сход. Рейхол отделался лишь оторванным кончиком носового обтекателя, но по странному совпадению сразу же после аварии на борту его "Марча" поломалась какая-то деталь, расположенная возле КП. С пит-лейна Рейхол так и не выехал...
Итак, еще и середины дистанции нет, а три самых быстрых машины в пелотоне сказали прощай надеждам на успех. Первое место буквально упало в руки Алу Анзеру-младшему, и подарок судьбы восходящая звезда "Индикара" приняла с благодарностью. Джуниор шел по трассе уверенно и быстро и у его единственного соперника - Эмерсона Фиттипальди - расчет был только на немного отличную тактику пит-стопов. В "Патрик Рейсинг" зазывали бразильца как можно позднее относительно Маленького Ала, а на последней остановке не стали менять покрышки, но это ни к чему не привело. Отстрелявшись с питами, Анзер-младший как на крыльях полетел к своей второй победе в карьере. 36 секунд итогового преимущества над Эммо говорят о том, что у последнего не было ни единого шанса устроить очную ставку лидеру в споре за победу. Это обстоятельство, однако, особо Фиттипальди не огорчило: радовался своему второму месту он как победе.
Третьим в Нью-Джерси стал не стареющий душой ветеран Ал Анзер-старший. Капитан Роджер снова предоставил ему место в болиде #5, и Ал не оплошал. Отчетная гонка стала для него одной из лучших за последние два года - наобгонялся он вдоволь. Последней его жертвой стал Майкл Андретти, наконец-то избежавший неполадок с машиной. Хочется также отметить шестое место Тома Сневы на "Игле" - единственном в пелотоне. Случайностью очередной отличный результат команды Дэна Герни уже не назовешь - "Орлы" снова научились летать.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 82
2. Эмерсон Фиттипальди - 51
3. Ал Анзер-ст. - 48
4. Дэнни Салливан - 47
5. Ал Анзер-мл. - 42
Этап 6 - Кливленд
Ожидания от гонки на аэродроме "Бурк Лейкфронт" были достаточно высокими: еще бы, три самых быстрых гонщика чемпионата квалифицировались друг за другом: Бобби Рейхол взял поул, Дэнни Салливан показал второе время, а Марио Андретти стал третьим. Немного жаль, но никакой борьбы в этом триумвирате не получилось: Рейхол сошел с дистанции уже на 3 круге из-за неполадок в сцеплении, а Салливан последовал за своим коллегой несколькими минутами спустя: полетела коробка передач.
Первое место, естественно, перешло к Марио, и до 84 круга чемпион уверенно возглавлял пелотон. Его преимущество было огромным, пилотаж уверенным, но неожиданные механические проблемы не обошли стороной и, казалось, неуязвимых «Ньюман/Хаас Рейсинг»: загорелся двигатель. 11 гонок Марио не знал, что такое сход по механическим причинам, а тут на тебе – из рук уплыла заслуженная победа.
На подхвате снова великолепно сработал Маленький Ал. Он здорово отборолся с пилотом своей бывшей команды «Галлес Рейсинг» Джеффом Брэбхэмом, и, к своему большому удивлению, оказался лидером, промчавшись мимо облака копоти, которое изрыгала припаркованная на обочине машина Андретти. До финиша было рукой подать, а так как Брэбхэм был занят экономией топлива, Джуниор мог в прогулочном темпе пройти оставшиеся четыре круга, не рискуя упустить вторую победу в сезоне. 20 очков за успех в Кливленде между тем превратили Ала в главного преследователя Андретти в общем зачете. Его отец – Большой Ал финишировал в отчетной гонке третьим, и семейный дуэт подобрался на расстояние в 21 балл к чемпиону. В чемпионате начала закручиваться интрига, которую мало кто ожидал.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 83
2. Ал Анзер-мл. – 62
3. Ал Анзер-ст. – 62
4. Эмерсон Фиттипальди – 56
5. Дэнни Салливан – 47
Этап 7 – Мичиган 500
У одного из самых ожидаемых этапов сезона была нелегкая судьба. Первоначально гонка была запланирована на 21 июля, но в назначенный день болельщики остались без предвкушаемого зрелища. Заезд был перенесен на неделю вперед из-за соображений безопасности. В чем же было дело? Новые радиальные покрышки, предположительно, стали причиной нескольких аварий, случившихся в ходе субботней практики (пострадали Рейхол и Герреро), и CART ничего не оставалось делать, кроме как сворачивать программу уик-энда, так как «Гудьир» физически не имел возможности предоставить стандартные комплекты резины, аналогичные тем, которые использовались в Мичигане в предыдущем сезоне. Свободный слот у организаторов был – 28 июля, но проблема заключалась в том, что телевизионщики не смогли выкроить в своей сетке вещания время для показа 500-мильной битвы. Так что тем, кому не удалось выбраться в Бруклин, оставалось только ждать коротеньких обзоров в новостных выпусках. Вот так NBC в очередной раз наплевала на автоспорт… Эх, а ведь гонка получилась просто невероятной! А ее итог поверг в шок болельщиков Марио Андретти.
Гонка «Мичиган 500» вошла в историю благодаря первой победе в CART Эмерсона Фиттипальди. 37-летний бразилец, не выигрывавший с «Гран-при Великобритании» 1975 года, оказался одним из тех счастливчиков, которые не только выжили в 250-круговой мясорубке, избежав попадания в многочисленные аварии, но сберегли технику для участия в борьбе за первое место.
Как и в 1983 году заезд обошелся без доминирующей машины, и причина на этот раз кроется в том, что коушены следовали один за другим. 103 круга дистанции участники преодолели за пейс-каром, а всего судьи 13 раз вывешивали желтый флаг. Причин для этого и впрямь было с избытком. Горели моторы, случались аварии… За десять кругов до финиша на трассе находилось всего 11 машин, и в этот момент лидером уже был Эммо, бросивший вызов Алу Анзеру-старшему. Победить должен был кто-то из них, так как шедший третьим Том Снева уже проигрывал круг.
Судьбоносным моментом заезда стала последняя авария дня. Марио Андретти за 7 кругов до финиша потерял свой болид в четвертом повороте и после разворота на огромной скорости ударился об отбойник правым бортом. Гонщику понадобилась помощь, чтобы покинуть кокпит, а медосмотр кроме контузии выявил перелом ключицы. Это означало, что в Элкхарт-Лейк Марио не поедет. За три этапа действующий чемпион набрал всего пять очков, и кто-то из подобравшихся почти вплотную конкурентов после восьмого этапа в Висконсине мог сместить Андретти с первой строчки общего зачета. Вообще удивительно, что запаса Марио хватило на такое большое количество гонок…
Вернемся в Мичиган. Уборка обломков потребовала достаточно много времени, и чтобы решить свой спор у Фиттипальди и Анзера оставался всего один круг под белым флагом. Неизвестно, насколько валидольной могла бы получиться концовка, если бы не геройские чудачества Тома Сневы, видимо, имевшего какой-то зуб на Большого Ала. Рестартовал Том между претендентами на победу, первые два поворота и заднюю прямую он не мешал Анзеру, но когда тот попробовал пройти его в третьем вираже, Снева неожиданно заупрямился, хоть и был круговым, и заблокировал атаку. Ал с трудом, но смог протиснуться мимо пилота «Карб Рейсинг», но темп был потерян, и Эммо было не достать.
После финиша Фиттипальди пошутил, что ему стоит отдать 6% от призовых Тому, а Анзер заявил буквально следующее: «Я уверен, что Том знал что делает… В нашем спорте так поступать не следует». Утешался пилот «Тим Пенске», затмивший Дэнни Салливана, вновь сошедшего по техническим причинам, тем, что до первого места в борьбе за титул оставалось всего 7 очков. Наверное, Ал также сожалел, что Седой Роджер не предоставил ему машину на этап в Милуоки.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 86
2. Ал Анзер-ст. – 79
3. Эмерсон Фиттипальди – 76
4. Ал Анзер-мл. – 62
5. Дэнни Салливан - 47
Этап 8 – Элкхарт-Лейк
Весьма странной получилась восьмая гонка сезона. Кто бы мог подумать, что победу в ней одержит Жак Вильнев, а претенденты на чемпионский титул не смогут разжиться большим количеством очков?
Отсутствие Марио Андретти (вместо него #1 пилотировал Алан Джонс, чемпион Формулы-1 1980 года) позволило помечтать о новом лидере общего зачета, но рокировки не произошло. Ал Анзер-старший стартовал с 11-й позиции, пытался пробиться в группу лидеров, но на втором пит-стопе заглох мотор. Потеряв около 30 секунд, Ал оказался последним гонщиком на круге лидера и финишировал лишь седьмым. После «Роуд Америки» Анзер уступал Марио Андретти всего одно очко. А вот Эмерсону Фиттипальди удалось поравняться с действующим чемпионом. Бразилец в гонке не блистал, стартовал он еще дальше, чем Анзер – с 16-го места, но отличная машина и хороший пилотаж позволили ему стать пятым.
Едва не одержал свою третью победу в сезоне Маленький Ал. Работал Джуниор по давно отработанной схеме: выждал, пока сойдут с дистанции фавориты, а затем захватил лидерство и оставил конкурентов с носом. Все шло по привычному сценарию, до тех пор, пока на 36 круге из 50 Анзер-младший не допустил ошибку, приведшую к аварии. Имея более чем десять секунд запаса над Вильневым, Ал рискованно зашел в поворот, потерял передок своего «Марча» и улетел в отбойник. Итог столкновения со стеной для пилота был печален: перелом ноги.
Вот так вот лидерство перешло в собственность Вильнева. Майкл Андретти, проваливший свой заключительный пит-стоп, был уже не в состоянии поспорить за победу, и канадцу оставалось только не оплошать самому. Аккуратно и внимательно Жак проехал оставшиеся круги и одержал свою первую и последнюю победу в CART. Кстати говоря, при участии лидера на 48 круге произошел забавный момент. Вильнев ехал настолько осторожно, что его смог догнать аргентинец Энрике Мансилья – новичок, отстававший на круг. Видимо, считая, что свою первую гонку в карьере следует закончить престижным финишем в одном круге с победителем, Энрике начал прессинговать Жака. Так как атаки выглядели весьма устрашающе, Вильнев решил от греха подальше пропустить настырного соперника вперед. Видимо, у Мансильи «от радости в зобу дыханье сперло», ибо уже в следующем повороте он вылетел с трассы. Клоун.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 86
2. Эмерсон Фиттипальди – 86
3. Ал Анзер-ст. – 85
4. Ал Анзер-мл. – 63
5. Дэнни Салливан – 47
Этап 9 – Поконо
500-мильная гонка на «Поконо Интернэшнл Рейсвэй» стала по-настоящему тяжелым испытанием для участвующих в ней пилотов. В отличие от Мичигана аварий на этот раз было совсем немного. Если быть точным, то разбитым оказался только один болид – «Марч» Джонни Ратерфорда, но зато из-за механических проблем пострадало почти два десятка гонщиков. До финиша же добралось лишь десять машин, при этом уцелели все фавориты. Говоря о неудачниках можно отметить только, пожалуй, сход Майкла Андретти, который, стартовав с четвертой позиции, пролидировал первые 18 кругов, а затем потерял все шансы на успех из-за внепланового пит-стопа. Майкл почувствовал вибрацию и отправился к механикам, чтобы те разобрались в проблеме. Едва он попал на территорию пит-лейна, как его правое переднее колесо отлетело, лишь по счастливой случайности никого не убив. Но не из-за этой неприятности сошел Майкл, а из-за того, что на 150 круге у него загорелся двигатель.
Но это все мелочи, по сравнению с тем, что случилось с Андретти-младшим и его товарищем по команде Кевином Коганом утром в день гонки. Оба пилота рисковали погибнуть, когда вертолет, который должен был доставить их на трек, рухнул вскоре после взлета с летней резиденции Андретти, запутавшись в проводах линии электропередачи. По словам Когана, он заметил угрозу аварии, но пилоты его криков не услышали, и это привело к неприятным последствиям. Всех находящихся на борту спасло то, что вертолет упал на дерево, ветки которого смягчили удар и, тем самым, предотвратили возгорание топлива. Легко представить чувства Марио Андретти, который видел все происходящее, находясь во втором вертолете, который вот-вот должен был оторваться от земли.
Но, все хорошо, что хорошо кончается. И Майкл, и Коган приняли участие в Domino’s Pizza 500, правда, до финиша не доехали. А выиграл заезд ни кто иной, как Рик Мирс. Предыдущей гонкой Рика был Мичиган, но там гонщик, все еще проходящий реабилитацию после свой аварии в Санаире-84, проехал лишь семь кругов. На этот раз все сложилось по-другому. Мирс придержал карты до заключительной четверти дистанции, и после коушена на 163 круге вырвался вперед. Многое в оставшееся время должна была решить стратегия дозаправок, так как все претенденты на победу планировали совершить последнюю дозаправку в разное время.
Стратегия «Пенске Рейсинг» и скорость Рика позволили ему после пит-стопа получить солидное преимущество над Анзером-младшим (в гонке Джуниор пролидировал 58 кругов – больше, чем кто-либо), но все едва не испортил желтый флаг на 193 круге. Причиной стал большой кусок обшивки от болида Фила Крюгера, расположившийся вблизи апрона перед входом в первый поворот. Честь и хвала судьям, что они не стали игнорировать опасность и выпустили пейс-кар.
На трассе тут же началась небольшая неразбериха. Прямо перед коушеном заехал на свой финальный пит-стоп Бобби Рейхол, а уже под желтым на «сплэш-энд-гоу» свернул Ал Анзер-старший, и таким образом Мирс оказался на заслуженном первом месте. Рестарт двукратный победитель «500 миль Индианаполиса» провел великолепно: Джуниор было бросился в погоню, но тут перед ним нарисовался Марио, шедший седьмым с отставанием в два круга. Получилось что-то похожее на «Мичиган 500», но Маленький Ал по скорости не имел никаких шансов против Мирса. Что уж говорить, если он своего собрата по несчастью (оба выступали с серьезными травмами) пройти никак не мог. Мирс, в результате, к финишу оторвался на две секунды и красиво выиграл свою двадцатую гонку в карьере. И первую с «500 миль Индианаполиса» 1984 года.
Что касается остальных результатов, то тут мы отметим третье место Большого Ала, который, благодаря этому, вырвался в лидеры общего зачета, а также четвертое - Бобби Рейхола. «Труспортс» начала медленно, но верно выздоравливать, свидетельством чего стал третий финиш подряд. Гонку в Элкхарт-Лейк Бобби, между прочим, также завершил четвертым. После очень долгого перерыва смог наконец-то набрать очки Дэнни Салливан, финишировавший пятым. Шестым был Эмерсон Фиттипальди.
Общий зачет
1. Ал Анзер-ст. - 99
2. Эмерсон Фиттипальди – 94
3. Марио Андретти – 92
4. Ал Анзер-мл. – 80
5. Дэнни Салливан – 57