Live Talk Racing представляет вашему вниманию продолжение исторической хроники сезонов серии "Индикар" - вкратце осветив события 1984 года, мы вполне логично перейдем к рассказу о сезоне-85. Межсезонье в CART выдалось достаточно любопытным - переходов состоялось немало, а один из них повлек за собой целую цепочку событий. Речь идет о Дэнни Салливане, который сменил "Шиерсон Рейсинг" на "Тим Пенске".
Долгое восстановление Рика Мирса от травм, полученных в Санаире, и неопределенность вокруг Ала Анзера-старшего, заставили Седого Роджера действовать весьма решительно, и на роль первого номера команды был утвержден именно Салливан, великолепно проведший предыдущий сезон, который стал для него первым после возвращения из "Формулы 1". Место Дэнни в конюшне Дуга Шиерсона пустовало недолго - в #30 уселся Ал Анзер-младший, прервавший сотрудничество с Риком Галлесом. Галлес в свою очередь на вакантную позицию пригласил Джеффа Брэбхэма из "Крако/Вулфф", а там уже спешно нашли замену в лице Кевина Когана. Другой важной новостью зимы стал роспуск "Майер Рейсинг", в составе которой в 1984 году за чемпионство боролся Том Снева. Так как компания Texaco временно ушла из гонок "Инди", Том остался без спонсорской поддержки, и именно поэтому устроился (как показалось поначалу) немного похуже, чем его прежний товарищ по команде Хауди Холмс, подписавший контракт с перспективной организацией Джерри Форсайта. Снева же выбрал весьма авантюрный вариант продолжения карьеры, связавшись с амбициозным проектом Дэна Герни "Игл". Провальный предыдущий сезон заставил Дэна многое пересмотреть в своей политике, и подготовка к очередной 100% американской кампании шла весьма основательно. Переработанное шасси, спонсорское соглашение со Skoal Bandit, попытки выставить два шасси на этапах - действительно, к этому стоило присмотреться. В заключении стоит также отметить долгожданную упорядоченность в делах "Патрик Рейсинг". Сезон-1984 пошел кувырком почти с самого начала, вслед за этим последовали кадровые метания, ну и усугубила кризис авария Чипа Гэнасси, стоившая ему карьеры. На этот раз Пэт Патрик четко определился с гонщицким составом: за #40 полный сезон ехал Эмерсон Фиттипальди, а в #20 должны были чередоваться Бруно Жакомелли и Гордон Джонкок. План был таков: житель Монте-Карло выступает на дорожных гонках, а ветеран американского автоспорта занимает место в болиде, когда приходил черед овалов. Однако уже после первой гонки сезона Пэту пришлось заняться поиском гонщика на "Инди-500", так как Джонкок решил повесить шлем на гвоздь. В итоге место ушло Дону Виттингтону.
Что касается расстановки сил на чемпионат, то тут претендентов вроде бы было не густо. Безусловным кандидатом на титул рассматривался Марио Андретти - действующий чемпион. В "Ньюман-Хаас" продолжили практику использования одной гоночной команды, зато уж готовили ее - будь здоров. Если что и поменялось - так это спонсор. Во всем остальном, позиции Марио оставались такими же твердыми, как и год назад. Основными соперниками Андретти могли стать два гонщика - Салливан, попавший туда, где ни о чем другом, кроме чемпионства не помышляют, и Бобби Рейхол. Прогресс "ТруСпортс" по ходу сезона-84 четко давал понять, что эта организация уже готова бросить вызов в сражении за первое место. Итак, нам предстоит следить за борьбой трех гонщиков. А действительно ли трех? Может кто-то еще сможет вклиниться в число участников погони за чемпионством, или же 1985 год пройдет под знаком доминирования одной единственной команды? Как оказалось впоследствии, о сражении за чемпионство в сезоне-1985 можно было слагать легенды. Начнем, пожалуй.
Этап 1 - Лонг-Бич
В отличие от предыдущего сезона, гонка-открытие на этот раз получилась очень увлекательной, хоть ее начало и вызвало ощущение "дежавю". Дело в том, что Марио Андретти, стартовавший с поула, уверенно возглавлял пелотон до первой серии дозаправок, и подумалось, что все может кончиться безусловным доминированием чемпиона, как это было год назад, но после пит-стопа ход гонки принял иное направление. Ключом к пониманию интриги заезда станет тот факт, что в "Ньюман-Хаас" решили пойти на тактику единственного пит-стопа, в то время как Дэнни Салливан, встретивший зеленый флаг аж на девятой позиции, обоснованно планировал остановиться дважды, и потому его темп был несколько выше. Дэнни действительно был хорош. Как ни велико было преимущество Андретти до остановки у механиков, новобранец "Тим Пенске" по окончании цикла ликвидировал его за несколько минут, а затем совершил лихой обгон за лидерство. Если бы только стратеги Капитана Роджера не напортачили дважды, у Салливана был бы хороший шанс отметить переход в новую команду победой в первой же гонке. Первая ошибка с расчетом топлива произошла на 78 круге. Дэнни еще повезло, что горючее закончилось в аккурат на выходе из последнего поворота, иначе - не миновать беды. К счастью дело окончилось лишь потерей драгоценного времени: и пусть сама дозаправка длилась менее семи секунд, добирался до механиков "Марч" под номером 4 достаточно долго для того, чтобы пропустить вперед и Марио, и Эмерсона Фиттипальди. Если бы только на этом косяки "Тим Пенске" закончились... На заключительных кругах Салливан летел как пуля, он не оставил шансов Эммо, а где-то там за виражом-двумя уже находился Марио! Но все тщетно - за круг до финиша у Дэнни снова банально опустели баки. Гонщик уныло доплелся до заезда на пит-лейн, где грустно взирал на триумф Андретти. В команде чемпиона решили подлить масла в огонек интриги, обозначив подготовку к пит-стопу на последнем круге, но это явно был блеф, возможно с расчетом на то, что воодушевленный этой новостью Салливан еще больше прибавит темп и либо ошибется, либо истратит последние капли метанола. Знали ли они о том, каков запас топлива на борту машины Дэнни - неизвестно, но в любом случае Марио спокойно добрался до финиша, Фиттипальди стал вторым, а Салливан, с кругом отставания, третьим.
Удивительно, но и двух кругов не проехал в Лонг-Бич Бобби Рейхол. Он попал в аварию из-за поломки передней подвески, что стало очень неприятным сюрпризом как для пилота так, собственно, и владельца команды: на Джиме Трумэне лица не было. Также очень обидно сложилась гонка для Маленького Ала. Джуниор претендовал на подиум, не меньше, но под занавес гонки он сначала потерял машину и едва не заглушил двигатель, а затем был вынужден поработать пожарником - техника не выдержала темпа и мотор загорелся. Также из-за механических проблем досрочно завершили заезд Роберто Герреро, Майкл Андретти и Бруно Жакомелли.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 22
2. Эмерсон Фиттипальди - 16
3. Дэнни Салливан - 14
4. Джим Кроуфорд - 12
5. Ал Анзер-ст. - 10
Этап 2 - 500 миль Индианаполиса
Рассказ о гонке последует позже
Общий зачет
1. Марио Андретти - 39
2. Дэнни Салливан - 34
3. Ал Анзер-ст. - 22
4. Эмерсон Фиттипальди - 16
5. Роберто Герреро – 14
Этап 3 - Милуоки
Действующий чемпион серии подошел к защите своего титула основательно. Начало сезона для Марио Андретти получилось многообещающим – он сходу возглавил общий зачет, взяв на первых двух этапах 39 очков из 44 возможных. За этим последовал успех и в третьей гонке сезона. Андретти был просто неудержим на "Миле Милуоки", с легкостью взяв свою вторую победу в сезоне и первую на этом треке с 1968 (!) года. После старта с первой позиции Марио пролидировал почти все 200 кругов дистанции, уверенно контролируя ход событий. Преследователям лишь оставалось развести руками. Наиболее настойчивым соперником Андретти стал, к всеобщему удивлению, Том Снева. Дэн Герни привез на третий этап два совершенно разных шасси - "Лолу" получил Эд Пимм, а "Игл" был доверен куда более опытному Тому. После квалификации вице-чемпион имел право быть недовольным таким решением владельца команды - он показал лишь 19-е время, в то время как Пимм стал шестым, но в воскресенье Снева выступил просто потрясающе. Во второй половине гонки Том был единственным, кто хоть как-то угрожал лидеру, лишний раз подтвердив свой статус специалиста по шорт-трекам. К счастью для Тома, техника не заставила усомниться в себе, и на финиш он прибыл в двенадцати секундах позади Марио. Еще только Рику Мирсу удалось закончить этап на круге лидера.
Четвертое место и 12 очков в свое распоряжение получил свежеиспеченный победитель "500 миль Индианаполиса" Дэнни Салливан. Неплохо начав заезд, Дэнни с течением времени начал испытывать проблемы с управляемостью и, соответственно, терять позиции. Проблемы, правда, оказались не настолько серьезными, чтобы опасаться за вылет из первой пятерки, но и радоваться тоже было нечему. Главными неудачниками заезда можно назвать Бобби Рейхола, который смог разжиться первыми четырьмя очками в сезоне, хотя рассчитывал на более богатый улов, и сошедших с дистанции Маленького Ала и Майкла Андретти. Над молодежью словно нависло проклятие - механические проблемы никак не оставят их в покое. Джуниор так вообще проехал всего 7 кругов, а затем припарковался из-за отказа электрики. Пилоту "Шиерсон Рейсинг" оставалось дожидаться любимого Портленда, рассчитывая именно там прервать серию неудач.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 61
2. Дэнни Салливан - 46
3. Ал Анзер-ст. - 22
4. Роберто Герреро - 22
5. Эмерсон Фиттипальди - 21
6. Том Снева - 21
Этап 4 - Портленд
Четвертая гонка сезона должна была окончательно определить расстановку сил в борьбе за титул, очертить круг претендентов на первое место по итогам чемпионата. Итоги заезда и в самом деле позволили многое понять о шансах того или иного гонщика. Во-первых, практически распрощался с надеждами Бобби Рейхол. Портленд наконец-то подтвердил накопленный потенциал команды "ТруСпортс Рейсинг", ибо на протяжении половины дистанции Бобби не просто держался в группе лидеров, но даже лидировал, однако вновь все уперлось в надежность техники. Утечка масла, задымление, черный флаг, сход - да уж, с четырьмя очками в копилке рассчитывать на успешное преследование Марио Андретти практически не приходится. Действующий чемпион снова провел великолепную гонку, взяв уже третью победу в сезоне. Начиналось все для пилота "Ньюман-Хаас" не так радужно. Медленный первый пит-стоп отбросил Марио на третье место, зато великолепный второй вернул в борьбу за победу. Ближе к финишу #1 смог развивать великолепный темп, и захвативший лидерство после схода Рейхола Ал Анзер-младший, начал чувствовать себя весьма неуютно. Впервые в "Шиерсон Рейсинг" все работало как часы - все, кроме последнего комплекта покрышек. Джуниор никак не мог обуздать избыточную поворачиваемость, и, чтобы не потерять машину, стал пилотировать более аккуратно. Ну а Андретти был тут как тут. Догонял лидера он долго, но прошел без особых помех, и последние 18 кругов стали формальностью.
Маленький Ал после финиша находился в смешанных чувствах. Первый финиш в сезоне и сразу на втором месте - это, безусловно, здорово, но ведь и победа была так близка. По крайней мере, гонщик убедился, что его машина может бороться за высокие места - в гонке, где финишировало всего 11 участников из 28, этот факт многое значит, ведь надежность техники в те времена оставляла желать лучшего. Неудачников в Портленде и впрямь было большое количество. Поул-ситтер Дэнни Салливан сошел одним из первых - команда не смогла разобраться с поломкой рулевой системы, также крайне быстро отстрелялись Майкл Андретти, Том Снева, Эд Пимм (на этот раз Том выбрал "Лолу", а Эд "Игл") и Жак Вильнев, а финишировали самые аккуратные и бережливые. И опытные в том числе. Так свой второй подиум в сезоне завоевал Эмерсон Фиттипальди - заезд в исполнении бразильца был едва ли не безупречен, а четвертым гонку окончил Ал Анзер, спешно заменивший после Милуоки Рика Мирса. Очень хорошо проявили себя и прежде не хватающие звезд с неба Кевин Коган, Скотт Брайтон, Майкл Рой, Пит Холсмер... Проблемы конкурентов позволили им раздобыть очки, каждое из которых - на вес золота.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 81
2. Дэнни Салливан - 47
3. Эмерсон Фиттипальди - 35
4. Ал Анзер-ст. - 34
5. Роберто Герреро - 22