13 этап – Мичиган
Вторая гонка сезона, прошедшая на спидвее в Мичигане, составляла дистанцию всего в 200 миль, то есть 100 кругов, но даже такой короткий заезд не успел уложиться в один день. Первые 34 круга были пройдены в воскресенье, затем дождь, и так вынудивший организаторов сместить время старта на несколько часов вперед, разошелся не на шутку и привел к переносу гонки на понедельник. На следующий день осадков не предвиделось, зато сырой туман заметно осложнил жизнь болельщикам, которые едва могли видеть с трибун, что происходит на задней прямой. И все же, «Гран-при «Детройт Ньюс» состоялся, и получился очень интересным.
Поначалу тон гонке задавал Джонни Ратерфорд, заменявший в «Тим Пенске» травмированного Рика Мирса. Он завоевал поул с абсолютным рекордом скорости для кольцевых автогонок – 215.189 мили в час, и до середины дистанции уверенно занимал лидирующую позицию в пелотоне. Насколько хорош был Джонни в роли лидера, настолько же неубедительно он стал выглядеть, когда у него начались проблемы с управляемостью. Желтый «Марч» откатился далеко назад, предоставив право оспорить победу Марио Андретти, Алу Анзеру-старшему и Тому Сневе. Эта тройка пилотов вела красивую борьбу, но все в итоге едва не свелось к римейку июльской 500-мильной гонки.
Снева явно уступал новому лидеру Марио Андретти по скорости, но на последнем пит-стопе механики внесли регулировки в переднее антикрыло и Том наконец-то поехал как настоящий претендент на титул. Только вот проблема заключалась в том, что к тому моменту Андретти был уже далеко впереди. Снева героически бросился в погоню, за четыре круга до финиша он практически достал своего соперника, но тут как назло в четвертом повороте разбил свою машину Ратерфорд… Маршалы ликвидировать последствия аварии до финиша гонки просто не успели, и Марио мог принимать поздравления по поводу своей шестой победы в сезоне. Снева довольствовался вторым местом, а третью позицию занял Дэнни Онгаис.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 142
2. Том Снева – 127
3. Рик Мирс – 110
4. Дэнни Салливан – 105
5. Бобби Рейхол – 89
14 этап - Финикс
Финикс был, пожалуй, последней надеждой Тома Сневы в борьбе за чемпионский титул. Учитывая, что на заключительных этапах в Лагуна-Секе и Лас-Вегасе только удача в виде сходов Марио Андретти могла помочь пилоту «Майер Рейсинг» опередить лидера общего зачета, в последней овальной гонке Тому во что бы то ни стало требовалось показать хороший результат.
Оптимизма у болельщиков Сневы заметно поубавилось к воскресенью, так как #5 в квалификации показал только девятое время, а в заключительной практике Том и вовсе столкнулся со Скоттом Брайтоном, и механикам пришлось работать сверхурочно, чтобы подготовить болид к гонке. Очевидно, что какие-то проблемы с управлением все-таки имели место, так как Снева очень долго держался в тени, вместо того, чтобы сражаться за третью победу в сезоне. Однако работа команды на пит-лейн и аварии соперников позволили ему на заключительной стадии гонки все-таки попасть в топ-3. Толку от этого, однако, не было никакого, ведь на первой позиции давным-давно воцарился Андретти, и не думавший отдавать лидерство преследователям.
И все же, интрига в борьбе за чемпионство была спасена. За 16 кругов до финиша Марио лихо пошел на обгон кругового Гордона Джонкока, которого в этот момент неожиданно повело в сторону, прямо в отбойник. Андретти попытался избежать контакта с неуправляемой машиной Горди, но все равно зацепил его передним антикрылом. Джонкок окончил свою гонку страшным ударом о внутреннюю стену, а Марио пришлось чиниться, причем ремонт оказался очень долгим - #3 упал на 12-ю позицию.
Снева получил отличный шанс до минимума сократить отставание от пилота «Ньюман-Хаас Рейсинг», но заключительные девять кругов дистанции он провел из рук вон плохо. Он не только не смог зацепиться за Бобби Рейхолом, который в тот день был единственным достойным соперником Марио, но и променял вторую позицию на четвертую, пропустив вперед Ала Анзера-младшего и Майкла Андретти. Естественно, радоваться тут было не чему. Стало ясно, что, скорее всего, Тому не видать в этом сезоне титула.
Помимо победы Рейхола, которая вновь подтвердила, что к концу сезона «Труспортс» превратилась в грозную силу, хотелось бы отметить еще несколько результатов. Нельзя пройти мимо поул-позиции Жака Вильнева, дяди будущего чемпиона CART и «Формулы 1». Старт с первого ряда ничего не принес канадцу кроме итогового девятого места, но автором небольшой сенсации он, все же, стал. Этап в Финиксе посетил Эй-Джей Фойт. В Мичигане он стартовать не смог, разругавшись с судьями, необоснованно дисквалифицировавшими его машину, ну а в Аризоне досталось уже его механикам, которые никак не могли убедить вспыльчивого техасца, что неожиданная поломка подвески не поддается ремонту. Бушующий Фойт на пит-лейн – одна из самых ярких сцен гонки. Примечательно, что на 150-мильную гонку заявился Чип Гэнасси. Однако проехал он всего лишь одну практику, после которой понял, что не готов к тому, чтобы стартовать. Заменивший его Панчо Картер привел #40 к финишу седьмым.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 143
2. Том Снева – 139
3. Рик Мирс – 110
4. Бобби Рейхол – 110
5. Дэнни Салливан – 105
15 этап – Лагуна-Сека
Предпоследняя гонка сезона особой ценности для болельщиков не представляет по той причине, что она вышла неимоверно скучной как, собственно, и большинство дорожных этапов отчетного сезона. Победил в ней Бобби Рейхол, не оставив стартовавшему с поула Марио Андретти, никаких шансов. Оба гонщика разделили первый ряд стартового поля, и отправились в гонку друг за дружкой. Бобби сначала шел чуть-чуть медленнее лидера, потихоньку отставал, но все же держал Марио в поле зрения. Ситуация перевернулась с ног на голову на первой серии пит-стопов. В «Ньюман-Хаас» не очень удачно провели остановку, и Рейхол вырвался вперед. После этого его было не догнать. Андретти, несколько раз предпринимал попытки приблизиться к своему сопернику, но чем ближе был финиш, тем осторожнее становился Марио. На последних кругах он вообще уже ехал почти в прогулочном ритме, пользуясь тем, что его второму месту никто не угрожал. В итоге Рейхол выиграл свою вторую гонку подряд за явным преимуществом, а Андретти был доволен уже тем, что выиграл 14 очков у Тома Сневы. Ожидать от Тома чудес в этой гонке было напрасно, но все равно итоговое 11-е место стало большой неудачей. Перед заключительным этапом у него остались только призрачные шансы завоевать титул.
Неплохо в гонке проявила себя молодежь в лице Майкла Андретти и Ала Анзера-младшего. Их очное противостояние за третью позицию, в котором выиграл Майкл, стало едва ли не единственным во второй половине гонки. Еще один молодой гонщик – Майкл Таквелл, получивший место в «Тим Пенске», до финиша не добрался – подвела техника, так что определить, каков же потенциал у этого парня, не удалось.
Общий зачет
1. Марио Андретти - 160
2. Том Снева – 142
3. Бобби Рейхол – 131
4. Рик Мирс – 110
5. Дэнни Салливан - 109
16 этап – Лас-Вегас
Ситуация в борьбе за чемпионский титул перед заключительным этапом была достаточно простой. Тому Сневе необходимо было во что бы то ни стало выигрывать гонку (желательно забрав еще оба бонусных очка), уповая на то, что Марио Андретти не сможет попасть в топ-12, а если и сможет, то разживется максимум двумя-тремя очками. Очевидно, что такой расклад был практически нереален, но все же возможен. Сневе могла помочь конфигурация уличной трассы, проложенной вокруг роскошного отеля Caesar’s Palace – уж очень она напоминала овал, являясь, по сути, пятиугольником.
Заключительная гонка сезона заслуживает самых лестных эпитетов: что творилось на трассе надо видеть собственными глазами. А вот кто заслуживает всяческого порицания, так это телевизионщики. Канал NBC несмотря на яркое сражение за чемпионский титул несколько раз переключался… ни за что не угадаете на что! На женский бодибилдинг. Почему приоритеты были расставлены таким странным образом – неизвестно, но, думается, любители автоспорта имели все основания чувствовать себя оскорбленными.
Первоначально все складывалось в пользу Андретти – он занял второе место на старте, уступив лишь Салливану, а Снева мало того, что квалифицировался пятым, так еще и в практике разбил подвеску, которую, к счастью, удалось починить. И все же перед стартом за перспективы Тома было тревожно. Но сразу после взмаха зеленого флага все начало переворачиваться с ног на голову.
Потрясающий старт, потрясающий обгон Джона Пола-младшего за лидерство в первом повороте, потрясающая борьба на треке… И коушены. На втором, вызванном пожаром на машине Коррадо Фаби, случился первый драматичный момент: Марио не смог зарулить на пит-лейн вместе с остальным пелотоном, и ему пришлось завершать дозаправку через круг. Легко представить, сколько позиций он потерял на этом.
А на трассе продолжилось сумасшествие. Горит болид Эй-Джей Фойта, вылетает Салливан, попадает в аварию Хауди Холмс, у Бобби Рейхола отваливается колесо, красивую борьбу за лидерство ведут Снева и Жак Вильнев за лидерство, позади них прорывается Андретти, и круги пролетают незаметно, один за другим.
Снева на 124 круге сломил сопротивление канадца, который от расстройства едва не вылетел с трассы, но тут же попал в трафик круговых, где обитал неуступчивый Джефф Брэбхэм. Пилот «Крако Рейсинг» уступать дорогу лидеру не пожелал, за что жестоко поплатился: яростная атака Тома буквально выкинула австралийца на обочину, где он и застрял, откашливаясь в облаке песка и пыли. Укрощение Брэбхэма также не прошло даром и для Сневы. Его моментально попытался пройти Ал Анзер-старший, и оба гонщика ввергли в экстаз болельщиков, поочередно обгоняя друг друга в виражах и на прямых. Дух захватывающая битва была остановлена коушеном - о ретардеры разбил свой болид Вильнев, а на рестарте трибуны снова ахнули от изумления.
Пол–младший очень жестко попытался обогнать Марио за третью позицию (да, Андретти тем временем уже на призовой позиции оказался!), и обе машины развернуло после контакта. Судьба была благосклонна к «Ньюман/Хаас», без пяти минут чемпион отделался потерей пары всего одной позиции, даже не заглохнув. И надо же такому случиться, что буквально тут же ситуация повторилась, но уже в борьбе за лидерство: Снева не пустил Большого Ала и тот отправился в стену. Том был явно не прав в этой ситуации, но у него на кону стоял титул, и это служит ему слабым, но оправданием.
Коушен последовал незамедлительно, а затем пейс-кар появлялся из-за аварий сначала Эмерсона Фиттипальди, а затем Панчо Картера. Машин на трассе осталось всего десять, а в «Ньюман/Хаас» все пытались высчитать, завоевал ли их гонщик титул, или еще нет. Поняв, что разобраться с цифрами не получается, команда просто решила дождаться Марио на финише.
Да, Снева выполнил свою первостепенную задачу – выиграл гонку, да и бонусное очко за большинство кругов лидирования получил, но мясорубка, в которую превратился заезд, сыграла за его соперника. Андретти встретил клетчатый флаг ни много, ни мало на второй позиции, а это значит, что титул был его.
Вот так и завершился чемпионат. Закономерным триумфом гонщика, одержавшего шесть побед в сезоне. «Ньюман-Хаас» были на голову выше конкурентов в плане подготовки техники, а уж в талантах Марио сомневаться не приходилось. Андретти и его команде также повезло, что сезон-84 стал своеобразным периодом безвременья: «Тим Пенске» сделала шаг назад, а «Труспортс» и «Шиерсон Рейсинг» только-только начали подходить к чемпионскому уровню. Но это все спорное утверждение: принижать заслуги Марио не стоит, его титул стал результатом кропотливого и упорного труда.
Итоговый зачет
1. Марио Андретти - 176
2. Том Снева – 163
3. Бобби Рейхол – 137
4. Дэнни Салливан - 110
5. Рик Мирс – 110