Середина 80-х годов прошлого века – замечательное время в американском автоспорте и, особенно, в «Индикаре». Глядя на список гонщиков, выступавших в те годы, нельзя не испытывать трепетных чувств. К закату клонились яркие карьеры Джонни Ратерфорда, Гордона Джонкока, Эй-Джей Фойта; ветеранами могли называть себя Ал Анзер-старший и Том Снева; на самом пике выступлений находились Марио Андретти, Рик Мирс, Бобби Рейхол, и только-только начинали свой путь в CART молодые Ал Анзер-младший и Майкл Андретти. Каждое из этих имен по праву является гордостью американских оупен-вилс, и очень здорово, что мы можем своими глазами увидеть, чем жил и дышал «Индикар» того времени. Благодарить за это стоит коллекционеров, которые оцифровывают видео тех лет и выкладывают записи гонок на трекерах. Именно благодаря ним этот проект стал реальностью. «Машина времени CART» отправляется в 1984 год с целью вести своеобразный гоночный дневник того сезона. В данном материале вы найдете краткий, но вполне информативный рассказ о каждом из 16 этапов. Работать над ним было очень интересно, а вот интересно ли его читать – решать уже вам. Автор надеется, что его труд не пропал зря.
Отчетный сезон обещал весьма интересное соперничество за титул. Соискателей первоначально было четыре – это действующий чемпион Ал Анзер-старший, его товарищ по «Тим Пенске» Рик Мирс, единственная ударная сила мощной организации «Ньюман/Хаас Рейсинг» Марио Андретти, а также победитель «500 миль Индианаполиса» 1983 года Том Снева. Прогнозы и предварительные расклады называли эту четверку фаворитами чемпионской гонки. Что же случилось по ходу сезона вы сейчас и узнаете.
1 этап – Лонг-Бич
Открытие сезона прошло при полном доминировании Марио Андретти, который, стартовав с поула, пролидировал все 112 кругов гонки. Более того, после своего первого планового пит-стопа, на котором он отказался от смены покрышек, будущий победитель оказался в круге впереди остального пелотона.
Возможно, успех Андретти был бы не так впечатляющ, если бы не тотальные проблемы у соперников. Так, в команде Роджера Пенске весь уик-энд безуспешно сражались с поломками масляной системы. В результате и Ал Анзер-старший, и Рик Мирс сошли с дистанции, причем сделали это одновременно – на 27 круге. Долгое время на второй позиции шел представитель «Форсайт Рейсинг» Тео Фаби, но итальянец примерно на середине дистанции стал жертвой разворота. Двигатель заглох, а маршалы не смогли запустить его с толкача. Также стоит отметить сходы по техническим причинам Ала Анзера-младшего и Майкла Чендлера, которые претендовали на попадание в тройку лучших, и аварию Бобби Рейхола.
Даже ставший вторым Джефф Брэбхэм не избежал неприятностей. Последние круги он проехал на семи цилиндрах, а финишную черту и вовсе пересекал на последних каплях топлива. Многочисленные сходы и вылеты позволили попасть в первую пятерку двум новичкам – Эмерсону Фиттипальди и Джиму Кроуфорду, да и третье место Тома Сневы можно было расценить как небольшой сюрприз.
Trivia
- Первая гонка в Лонг-Бич в зачет CART.
- Единственная гонка шасси «Лижье» в серии. «Карб Рейсинг» пыталась выставить эту машину еще на пару этапов, но пройти квалификацию не удалось. Эксперимент был признан неудачным, и команда окончательно вернулась к «Лоле» и «Иглу».
Общий зачет
1. Марио Андретти - 22
2. Джефф Брэбхэм – 16
3. Том Снева – 14
4. Джим Кроуфорд – 12
5. Эмерсон Фиттипальди – 10
2 этап – Финикс
Первый овальный этап – 150-мильная гонка в Финиксе - вполне ожидаемо завершился победой Тома Сневы, который в свое время был одним из лучших специалистов по шорт-трекам. Том стартовал с поул-позиции и с легкостью разобрался с соперниками, лавируя в трафике с несравненным изяществом. По ходу заезда Сневе пришлось поволноваться лишь один раз – на единственном пит-стопе, когда его болид заглох – в остальном же никаких проблем он не испытывал.
Главный соперник Тома – Марио Андретти стал жертвой своей стратегии. Оттягивая до последнего плановый пит-стоп, Андретти довел дело до того, что добираться до механиков ему пришлось не своим ходом: вышло топливо. Дозаправка и смена резины также не прошла гладко – сначала прижали ногу неосторожному заправщику, а затем и двигатель запустился только после долгих манипуляций со стартером. Победитель первой гонки сезона в Лонг-Бич недолго пробыл на трассе после затяжного пит-стопа, так как на его болиде обнаружились технические неисправности.
В отсутствие Марио Снева без проблем довел гонку до легкой победы, а на втором месте финишировал его товарищ по команде – Хауди Холмс. Третьим был Майкл Андретти, а на четвертом месте неожиданно оказался 50-летний Дик Саймон, для которого этот результат стал лучшим в карьере на треке. Неудивительно, что Дик стал объектом повышенного внимания со стороны журналистов.
Стоит отметить очередной провал «Тим Пенске». Снова Ал Анзер-старший и Рик Мирс не смогли добраться до финиша, на этот раз их подвел двигатель. По ходу гонки произошла всего одна авария: Ал Анзер-младший слишком авантюрно повел себя при обгоне группы медленных соперников и столкнулся с Роджером Мирсом, братом Рика. В результате столкновения пилоты не пострадали.
Trivia
- Лучший финиш в карьере для Хауди Холмса.
- Последняя гонка в серии Роджера Мирса, отца Кейси Мирса.
- После второй провальной гонки подряд Роджер Пенске принял решение сменить шасси «Пенске», не оправдавшее возложенных ожиданий, на «Марч».
Общий зачет
1. Том Снева - 36
2. Марио Андретти – 22
3. Майкл Андретти – 17
4. Джефф Брэбхэм – 16
5. Хауди Холмс – 16
3 этап – 500 миль Индианаполиса
Команда Роджера Пенске начала сезон 1984 года из рук вон плохо, но черная полоса прервалась потрясающим успехом в главной гонке сезона – «Инди 500». Рик Мирс в доминирующем стиле одержал победу, а Ал Анзер-старший пришел к финишу на третьей позиции.
Первая половина гонки получилась гораздо интереснее второй. Со старта завязалась упорная борьба между Мирсом и Томом Сневой, отстаивающим свой титул прошлогоднего чемпиона, кроме того в нее также включились Марио и Майкл Андретти, равно как и Ал Анзер-младший. Увы, но 500-мильная гонка очень многое потеряла с выходом из борьбы участников, способных бросить вызов желтому «Марчу» Рика. Майкл проиграл несколько кругов на вынужденном пит-стопе, его отец пал жертвой инцидента на пит-лейн, ну а Маленький Ал сошел из-за поломки водяного насоса. Оставалась надежда, что хотя бы Снева сможет оспорить первое место у стремительного Мирса, но на 168 круге у него полетел картер ступицы. Высекая искры, Том отправился на пит-лейн, где механики подтвердили, что продолжать борьбу невозможно. В результате Мирс оказался буквально без соперников – ближайшие преследователи отставали уже на два круга. Последние круги Рик провел очень аккуратно и одержал свою вторую победу в «500 милях Индианаполиса». Вторым в гонке финишировал новичок Роберто Гурреро, который на 154 круге спас свою машину от удара о стену после разворота на 360 градусов. Третьим, как уже упоминалось, стал Анзер-старший, а в пятерке лучших закончили гонку еще два новичка – Ал Холберт и Майкл Андретти.
В гонке произошло две серьезные аварии. На 55 круге в первом повороте потерял управление и врезался во внутренний отбойник Патрик Бедард. От удара его болид взмыл в воздух, а после приземления разлетелся на части. Несмотря на страшные повреждения машины, сам гонщик отделался ушибами и сломанной челюстью. Авария Гордона Джонкока выглядела не так жутко, но и она могла привести к фатальным последствиям. Неуправляемый «Марч» Гордона влетел на пит-лейн и едва не задавил людей, работающих с информационными табличками. По счастью, обошлось без жертв, хотя сам пилот получил рецидив травмы колена.
«Инди 500» 1984 года, кстати говоря, выделяется, рекордным числом своих участников. Ни до, ни после за право выйти на старт не боролось такое большое число участников: 69 пилотов осталось за бортом гонки, а в заявочном листе значилось более 80 машин.
Общий зачет
1. Том Снева - 37
2. Майкл Андретти – 27
3. Марио Андретти – 22
4. Рик Мирс – 21
5. Хауди Холмс, Джефф Брэбхэм, Роберто Гурреро – 16
4 этап – Милуоки
Два предыдущих сезона повторялась одна и та же ситуация: победитель «500 миль Индианаполиса» непременно выигрывал и гонку в Милуоки. В 1982 году этим достижением мог похвастать Гордон Джонкок, а в 1983 своеобразный дубль удался Тому Сневе. Чтобы традиция продолжилась и в освещаемом сезоне, Рику Мирсу не хватило четверти круга…
С самого начала 200-мильной гонки стало понятно, что у стартовавших с первого ряда Мирса и Сневы нет соперников. Они выступали будто бы в своей собственной лиге и если бы не желтые флаги, им по силам было оставить весь пелотон в круге. Если в дебютном отрезке увереннее выглядел Мирс, то затем свои условия диктовал уже пилот «Майер Рейсинг». Доминирование Сневы могло продлиться до самого финиша, но в ход событий вмешался заключительный коушен дня, вызванный утечкой масла из болида Бобби Рейхола. Том успел совершить свой последний пит-стоп до этого, а Мирсу повезло – он заехал к механикам уже под желтыми флагами и таким образом зафиксировал свое преимущество – почти целый круг. Так как до финиша оставалось всего 40 кругов, стало понятно, что у Сневы почти нет шансов. Но, в определенном смысле, гоночная справедливость все же восторжествовала…
За 20 кругов до финиша из-под машины Мирса начал виться сизый домок. Как сказал впоследствии сам пилот – в этот момент из строя вышел один цилиндр. Очевидно, что Рик прекрасно понимал, насколько серьезной является проблема, ибо почти сразу же сбросил темп. Дым исчез, но зато Снева стал отыгрывать почти по секунде с круга. Однако отрыв лидера был слишком велик, и когда Мирс встретил белый флаг, почти никто не сомневался, что он доведет дело до победы. И каким же сюрпризом стало то, что перед третьим поворотом «Марч» команды Роджера Пенске неожиданно замедлился, а затем и вовсе почти остановился! Снева промчался мимо Мирса и изумленных трибун, буквально вырвав победу, которая стала для него второй в сезоне. Рик едва-едва пересек финишную черту следом, едва не лишившись и второго места, на которое мог претендовать Ал Анзер-младший. Удивительно, что такая развязка не испортила настроения победителю «Инди-500» - свое поражение он встретил с улыбкой.
Общий зачет
1. Том Снева - 58
2. Майкл Андретти – 39
3. Рик Мирс – 38
4. Марио Андретти – 27
5. Ал Анзер-старший – 24