В четверг, перед началом гоночного уик-энда Гран При Малайзии, 15-го этапа чемпионата MotoGP 2013 года, решилась главная интрига двух последних недель – наказание лидера общего зачета Марка Маркеса за действия на предыдущем этапе в Арагоне…
| |
Инцидент произошел на шестом круге, когда в борьбе за второе место Марк Маркес попытался атаковать своего напарника по команде Repsol Honda Дани Педросу, но запоздал с торможением перед 12-м поворотом. Уже в этот момент пути напарников начали расходиться – Педроса спокойно готовился ко входу в левый вираж, Маркес во внешней траектории полетел по прямой. Считанные сантиметры, и все бы обошлось. Контакт между двумя мотоциклами Honda RC213V был настолько минимальным, что Дани Педроса вообще мог и не знать о нем. А если даже и знал, то времени для того, чтобы осознать произошедшее у него не было, поскольку через несколько секунд при открытии газа заднее колесо занесло и испанец словил жесткий хай-сайд, приземлившись аккурат на гоночную траекторию. Как затем выяснилось, причиной падения стало повреждение провода датчика контроля тяги на заднем колесе. К счастью, обошлось без серьезных травм. Но Дани от этого было не легче – в свой 28-й день рождения он лишился не только шансов выиграть домашнюю гонку, но и практически потерял шансы на титул.
Что же до Марка Маркеса, то новичок как ни в чем ни бывало продолжил гонку, опередил действующего чемпиона Хорхе Лоренцо и финишировал первым с преимуществом в 1,3 секунды, одержав свою шестую победу в дебютном сезоне. Но история на этом завершена не была. Сразу после финиша заезда в Арагоне гоночная комиссия FIM принялась за расследование инцидента, которое растянулось практически на целые две недели.
Было понятно, что виновник только один, но все усугублялось тем, что в его портфолио это был уже далеко не первый спорный эпизод. Контакт с Хорхе Лоренцо в Хересе, безбашенная атака на Валентино Росси в «Штопоре» на этапе в Лагуна-Сека. Инцидент в Арагоне стал высшей точкой и разделил мир MotoGP на две части: тех, кто просил серьезно наказать юного испанца, и тех, кто встал на его защиту. Среди первых оказался действующий чемпион Хорхе Лоренцо, неоднократно критиковавший своего соотечественника, и Кейси Стоунер, место которого и занял Марк Маркес в Repsol Honda в 2013-м году. Дани Педроса косвенно также призвал оштрафовать напарника, заявив, что стюардам стоит быть жестче. На защиту встали: гонщик Tech3 Yamaha Кэл Кратчлоу, легендарный Рэнди Мамола… Сложнее всего, в данной ситуации, безусловно, пришлось заводской команде Honda – твердо встать на защиту одного своего гонщика означало пойти против второго. Руководитель Ливио Суппо лаконично отметил, что в Арагоне Маркес не сделал ничего плохого, но при этом признал, что испанец иногда действует бездумно.
| |
Сам Марк Маркес свою вину не признал, заявив, что если бы не поломка датчика на мотоцикле напарника, то никто бы и не обратил внимания на ситуацию в Арагоне. Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого от парня, который, несмотря на свои 20 лет, демонстрирует просто невероятную уверенность как на трассе, так и за ее пределами, и в свой первый сезон в MotoGP готовится к победе в чемпионате.
Столь феноменального новичка история Королевского класса MotoGP не знала, пожалуй, с 2000 года, когда дебютировал Валентино Росси. Из первых 14-ти гонок Марк Маркес выиграл шесть, завоевал семь поулов, 13 раз поднимался на подиум. На его счету уже звание самого молодого победителя, рекордная серия из четырех побед для новичка и это, судя по всему, только начало. Безусловно, что испанцу крайне повезло с командой для дебюта – заводская Honda. В саттелитных Gresini Honda или Tech3 Yamaha Маркесу пришлось бы куда сложнее, но и там он, наверняка, не затерялся бы. Поэтому дебют в Repsol Honda просто ускорил восхождение новой звезды.
Глядя на то, в каком стиле, с каким наклоном проходит повороты Марк Маркес, даже сложно поверить, что в седло спортпрототипа MotoGP он сел меньше года назад, на тестах в Валенсии в ноябре. Своей эффектной и зрелищной манерой езды, которая иногда буквально противоречит законам физики, он привнес нечто новое в чемпионат. Мотогонщики – это, конечно, бесстрашные люди, но до Маркеса так не ездил никто, да и не ездят сейчас. Для многих это было бы просто сумасшествием, но не для Марка, который за время, проведенное в MotoGP приложился об асфальт не больше пяти-шести раз. Для новичка это более, чем хороший показатель.
Пожалуй, единственный минус Марка Маркеса сейчас – это не слишком уважительное отношение к соперникам. Валентино Росси, Хорхе Лоренцо, Дани Педроса… 20-летний испанец не признает авторитетов – обгон Валентино Росси в «Штопоре» в Лагуна-Сека? Без проблем. Жестка атака на Хорхе Лоренцо в последнем повороте в Хересе? Раз плюнуть. В свое время оба этих маневра точь-в-точь исполнил Валентино Росси. Но то, что было дозволено многократному чемпиону, не дозволено новичку, каким бы звездным он ни был. И эпизод в Арагоне стал тому доказательством. Ведь по сути, прямой вины Марка Маркеса в падении Дани Педросы не было, но история получила широкий резонанс. К чему это привело?
Разговоров по поводу санкций с момента финиша Гран При Арагона было достаточно - денежное наказание, старт с последнего места в Малайзии, предупреждение. И вот, наконец, в четверг утром на встрече гоночной комиссии FIM, руководства и гонщиков Repsol Honda было вынесено решение.
| |
Можно сказать, что Марк Маркес легко отделался – одно штрафное очко в копилку к двум, полученным за игнорирование желтых флагов на разминке в Сильверстоуне. Таким образом, в случае получения еще одного балла, в ближайшей гонке испанец будет отправлен в конец стартовой решетки. Более тяжелый удар получила Honda, потерявшая 25 очков в командном зачете. Получается, что большая часть вины была возложена на команду, которая не уследила за защитой провода датчика контроля тяги. Не сказать, что решение получилось несправедливым, но все-таки оставило некоторый осадок и вызвало недовольство со стороны главных соперников Марка Маркеса Хорхе Лоренцо и Дани Педросы. Но как бы там ни было, решение FIM вынесено и оно никаким образом не повлияло на ход чемпионата - чего, возможно, боялись организаторы и на что надеялись болельщики.
Ну а для Марка Маркеса, хочется надеяться, эта ситуация станет последним «китайским предупреждением» и хорошим уроком на будущее, и впредь он будет действовать с холодной головой и чистым разумом, не подвергая опасности себя и своих соперников.
Тэги: валентино росси, дани педроса, марк маркес, хорхе лоренсо