В следующем году американская серия IndyCar гарантировано получит новый приток зрителей со всего мира - в составе команды Penske на полном расписании выступит Хуан-Пабло Монтойя. Один из самых популярных и неоднозначных пилотов прошлого десятилетия возвращается в гонки с открытыми колесами после семи сезонов в NASCAR…
| |
Этого возвращения, безусловно, ждали многие. Карьера колумбийца в сток-карах не задалась, а если быть точнее, то замерла в развитии на определенном этапе, и со временем Хуан-Пабло просто превратился в статиста. Две победы, причем обе на дорожных трассах (Сонома 2007 и Уоткинс-Глен 2010), и единственное попадание в «Чейс» в 2009-м – вот, пожалуй, и все главные достижения за семь лет в высшем дивизионе NASCAR. Поэтому было неудивительно, когда в августе нынешнего года Earnhardt Ganassi Racing объявила о том, что контракт с Хуаном-Пабло продлен не будет. В следующем сезоне за руль сток-кара под номером 42 сядет 21-летний Кайл Ларсон, ну а Монтойя отправляется в IndyCar к извечному сопернику своего бывшего работодателя.
В середине 2006 года, когда Хуан-Пабло Монтойя объявил о переходе в NASCAR, коммерческий босс Формулы 1 Берни Экклстоун выразил опасения по поводу того, что карьера колумбийца может оказаться под угрозой.
«Надеюсь, в NASCAR он будет в числе лидеров, иначе этот переход может поставить точку в его карьере», - заявил Экклстоун.
К счастью, слова Берни не оказались пророческими. Даже после стольких безуспешных лет Хуан-Пабло смог найти себе достойное место для продолжения карьеры. Да, в NASCAR особых вариантов и предложений не было, к тому же вряд ли сам Монтойя стремился там остаться, но в IndyCar им всерьез заинтересовались ведущие команды: Andretti Autosport, Penske Racing. Поэтому не у дел колумбиец не остался и фактически получил второй шанс.
Хуан-Пабло Монтойя возвращается в родные пенаты, ведь именно в гонках с открытыми колесами он сделал себе имя. Титул в Формуле 3000 (1998), чемпионство в CART (1999), победа в «500 миль Индианаполиса» (2000) и, безусловно, относительно короткая, но яркая карьера в Формуле 1.
Возраст колумбийца, 38 лет, не должен стать проблемой в IndyCar. Достаточно привести примеры его ровесников в 2013-м году: Тони Канаан впервые в карьере выиграл «500 миль Индианаполиса», Хелио Кастроневеш, кстати, будущий напарник Хуана-Пабло наряду с Уиллом Пауэром, боролся за чемпионство до последней гонки.
Более серьезной проблемой может стать адаптация к новой технике и возвращение навыков пилотирования болида с открытыми колесами. В последний раз за рулем «оупена» Хуан-Пабло Монтойя выступал в Формуле 1 в июле 2006 года, а в северо-американских гонках это и вовсе было 30 октября 2000 года на заключительном этапе в Фонтане. За это время IRL «поглотила» CART/Champcar, кардинально изменилась техника. Поэтому Монтойю можно даже назвать дебютантом IndyCar. Но особых сложностей в связи с этим возникнуть не должно, учитывая, то как в свое время он дебютировал в CART – завоеванный сходу титул в 1999-м, его феноменально дерзкий обгон Михаэля Шумахера в третьей гонке Ф-1 на Интерлагосе 2001 и первая победа в Монце.
Первую серию тестов в IndyCar - Себринг, Финикс, Сонома - Хуан-Пабло уже провел. В целом, колумбиец и руководство Penske остались довольны результатами.
Особенно впечатлил первый комментарий Монтойи после дебюта в Себринге:
«Для меня сейчас очень важно обрести комфорт за рулем и почувствовать предел машины. Я не думаю о рекорде круга и просто делаю все возможное. Я хочу двигаться вперед с умом. Важно понять поведение машины, сработаться с людьми в команде».
Вот эти слова, несвойственные Хуану-Пабло, важнее любого его высказывания о моментальной адаптации, отличном балансе болида, и.т.д, поскольку они демонстрируют, что за годы в NASCAR колумбиец остепенился, стал спокойнее и сдержаннее, а это очень важно. Главным врагом Монтойи как на трассе, так и за ее пределами, всегда был он сам. Горячий, импульсивный, неуправляемый, недисциплинированный. Проблем со скоростью у него не было никогда, но вот реализовать ее удавалось через раз, а то и больше…
В Хельсинке на этапе Формулы 3000 1997 он выиграл поул с преимуществом в две секунды, а в гонке, уверенно лидируя, поставив лучший круг, разбил машину. И таких примеров в его дальнейшей карьере было хоть отбавляй. В предпоследней гонке сезона Формулы 1 2003 в Индианаполисе в пылу борьбы он столкнулся с Рубенсом Баррикелло, получил штраф и лишился шансов на титул, к которому был близок как никогда. Во второй половине сезона 2005, когда потребовалась помощь напарнику Кими Райкконену и его команде McLaren в сражении за Кубок конструкторов, дважды, в Турции и Бельгии, он столкнулся с круговыми и потерял важные очки. Даже его досрочный уход из Формулы 1 в середине 2006 года был спровоцирован им же самим, когда после слишком раннего заявления о переходе в NASCAR Рон Деннис моментально «выпустил его на волю».
Но если все складывалось, как надо, удавалось избежать проблем, то равных по скорости Хуану-Пабло Монтоей иногда просто не было, как в Хоккенхайме 2003, когда на финише он опередил ближайшего соперника на минуту. Жаль только, что таких дней в году было считанное количество.
Хочется верить, что тяжелый опыт в NASCAR действительно многому научил Хуана-Пабло, сделал умнее, да и сам формат гонок, где крайне важен расчет, должен был этому в определенной мере поспособствовать.
Поэтому, если Монтойя не повторит своих прошлых ошибок, будет быстр, и при этом стабилен, то, как говорится, чем черт не шутит? Можно будет замахнуться и на титул. По крайней мере, Хуан-Пабло не должен затеряться в IndyCar и одержать несколько ярких побед ему точно по силам.
Остается только пожелать удачи колумбийцу, ну и ждать начала сезона 2014, который стартует 30 марта в Сент-Питерсберге.
Тэги: indycar, nascar, хуан пабло монтойя