В предстоящий уик-энд на трассе Auto Club Speedway в Фонтане, штат Калифорния, состоится 19-й и заключительный этап IndyCar 2013 года, который назовет имя нового чемпиона серии. Судьба титула в восьмой раз подряд определится в финальной гонке, и это сражение обещает стать достаточно напряженным и интересным…
Двух главных претендентов Скотта Диксона и Хелио Кастроневеша разделяют 25 очков, ровно половина от основного количества, которое будет разыграно в Фонтане, плюс по одному бонусному баллу за поул и два за наибольшее количество кругов в лидерах. При таких условиях одному достаточно финишировать как минимум шестым для того, чтобы обеспечить себе титул, второму нужно не только выигрывать, но и надеяться при этом на «помощь» со стороны своего главного конкурента. Безусловно, ситуация в чемпионате могла быть и более непредсказуемой, но делать какие-либо выводы пока не стоит.
Сезон 2013 получился одним из самых ярких и интригующих в современной истории ведущей американской серии с открытыми колесами. Невероятно, но в 18-ти прошедших гонках выигрывали десять пилотов из семи разных команд. Причем, четыре гонщика одержали свои первые победы в IndyCar: Джеймс Хинчклифф, Такума Сато, Симон Пажено и Чарли Кимболл. Еще семь пилотов финишировали в первой тройке. Статистика, безусловно, потрясающая, и некоторым чемпионатам мира, включая Формулу 1, она только снится. Но что и говорить, в США умеют делать шоу. Примечательно, что в NASCAR в 2013-м году в первых 18-ти гонках высшего дивизиона Sprint Cup также было десять победителей из семи разных команд.
| |
Но если в NASCAR Sprint Cup 18-й этап был лишь экватором чемпионата и 2/3 регулярного сезона, то для IndyCar он стал выходом на финишную прямую, где сойдутся два гонщика. Не сказать, что имена Хелио Кастроневеша и Скотта Диксона в числе претендентов на титул стали неожиданностью. Скорее, сюрпризом стало именно это сочетание.
После десяти первых этапов, которые выиграли семь разных пилотов, Хелио Кастроневеш лидировал в общем зачете. Бразилец был одним из самых стабильных пилотов в первой половине сезона – одержал победу в Техасе, еще трижды финишировал в первой тройке и лишь один раз оказался за пределами топ-10, когда финишировал 13-м в Сан-Паулу. Скотт Диксон, в свою очередь, первую половину сезона провел достаточно посредственно и ничем кроме второго места в Барбере похвастать не мог – всего три попадания в топ-5, 11-й в Лонг-Бич, 18-й в Сан-Паулу, 14-й в Индианаполисе, 23-й в Техасе, 16-й в Айове. После 10-го этапа в Айове двукратный чемпион IndyCar занимал лишь седьмое в общем зачете, уступая ни много ни мало 92 очка Хелио Кастроневешу. Казалось, что общая картина чемпионата уже вырисована и главным соперником бразильца в оставшихся гонках станет действующий обладатель титула Райан-Хантер-Рей, который выиграл в Барбере и Милуоки, и после этапа в Айове уступал ему всего девять очков.
Но все внезапно изменилось после 11-го этапа, когда первую за 24 года гонку IndyCar на треугольнике в Поконо выиграл Скотт Диксон. И еще более неожиданным стал двойной триумф новозеландца на следующем этапе в Торонто – победа в первой гонке и повторение успеха во второй. До этого в сезоне 2013 никому не удавалось выигрывать даже два раза подряд, поэтому что уж было говорить про хет-трик. Благодаря такому удару по соперникам, Скотт Диксон разом отыграл целый ряд позиций и вышел на второе место в чемпионате, ликвидировав 2/3 своего отставания и оказавшись в 29 очках позади Хелио Кастроневеша.
Следующие несколько гонок вновь не задались для Диксона – седьмой в Мид-Огайо, 15-й в Сономе, 19-й в Балтиморе. Хелио Кастроневеш также не блистал, но, по крайней мере, продолжал свою серию финишей в первой десятке.
| |
После 16-го этапа в Балтиморе Кастроневеш опережал в чемпионате на 49 очков Скотта Диксона, на 70 – Симона Пажено, на 71 - Марко Андретти. Что же касается Райана Хантер-Рейя, то действующий чемпион стал полной противоположностью Скотта Диксона во второй половине сезона. Пилот Andretti Autosport стал лишь 20-м в Поконо, 18-м в первой гонке в Торонто и 19-м во второй. Вновь проблемы и только 20-е место в Балтиморе отбросили его с третьей на пятую позицию в личном зачете. Ну и наконец, 20-е место в первом заезде в Хьюстоне и 21-е во втором, поставили точку не только на шансах Райана защитить свою корону чемпиона, но и даже на том, чтобы стать вице-чемпионом. Перед этапом в Фонтане Райан Хантер-Рей занимает только шестое место в чемпионате, опережая на два очка Уилла Пауэра, вместе с которым год назад боролся за титул, и уступая 11 очков своем напарнику по команде Марко Андретти. Теперь даже до третьего места целая пропасть – 45 очков…
Но, пожалуй, самый большой удар в чемпионате после Хьюстона получил Хелио Кастроневеш. Механические проблемы в первом заезде отбросили лидера общего зачета на 18-е место на финише, и еще хуже все сложилось во второй гонке – проблемы с коробкой передач и только 23-е место. В самый неподходящий момент чемпионата надежность болида бразильца, которая по ходу ни разу сезона не вызывала нареканий, подвела наихудшим образом. И, может быть, все бы ничего, если бы не успешное выступление Скотта Диксона. Новозеландец сполна воспользовался таким подарком, выиграв первую гонку и финишировав вторым во втором заезде. В результате в чемпионате Скотт Диксон отыграл не только 51 очко отставания, но и вышел в лидеры с преимуществом в 25 баллов.
Таким образом, для того, чтобы стать чемпионом даже при условии, что Хелио Кастроневеш выиграет поул, будет лидировать большую часть дистанции и выиграет, заработав максимальные 53 очка, Скотту Диксону будет достаточно стать шестым.
Оба этих гонщика уже находились в точно такой же ситуации в 2008-м году, когда перед заключительным этапом на Chicagoland Speedway их разделяли 30 очков также не в пользу Хелио Кастроневеша. Бразилец тогда сделал все возможное – после старта с последнего 28-го места финишировал первым с преимуществом в 0,0033 сек. Но всего этого оказалось недостаточно, потому что Скотт Диксон стал вторым и уступил всего 13 очков.
Что будет на этот раз, предсказать крайне сложно. Но статистика говорит в пользу Скотта Диксона. Для новозеландца сражение за титул в качестве лидера общего зачета в финальной гонке станет четвертым в карьере. Лишь один раз, в 2009-м году, он потерпел поражение, уступив тогда 11 очков Дарио Франкитти. В 2003-м и 2008-м с интервалом в пять лет Диксон становился чемпионом. Любопытно, что свой третий титул он может выиграть во второй пятилетний интервал с предыдущей победы в чемпионате.
Хелио Кастроневеш за свою карьеру четырежды боролся за титул в финальной гонке и три раза был в качестве догоняющего. Исключением стал лишь 2006-й год, когда в финальной гонке сезона 2006 в Чикаголэнде он опережал всего на одно очко своего партнера по команде Penske Сэма Хорниша-младшего и в итоге уступил титул. Именно тогда бразилец ближе всего был к заветной победе.
Если говорить о личном счете между Скоттом Диксоном и Хелио Кастроневешом, то за их 11 совместных сезонов он составляет 8:3 в пользу новозеландца. Лишь в 2004-м, 2005-м и 2006-м годах бразилец оказывался впереди в чемпионате.
Единственная статистика, которая говорит не в пользу Скотта Диксона – это то, что неизменно с 2009 года пилот, приезжавший на финальную гонку лидером общего зачета, уступал в итоге титул. Началась эта статистика именно с самого Скотта Диксона, ну а затем была продолжена Уиллом Пауэром. Естественно, что не берется в расчет печально известная гонка в Лас-Вегасе 2011, которая из-за массового завала, унесшего жизнь Дэна Уэлдона, была отменена и позиции в чемпионате были определены по итогам предыдущего этапа.
С точки зрения побед на овалах Скотт Диксон также впереди Хелио Кастроневеша: 18 против 16 побед. Причем, ни одному не удавалось выигрывать в Фонтане. Хелио Кастроневеш в девяти проведенных гонках на Auto Club Speedway ни разу не поднимался выше пятого места (2002-й и 2012-й года). Лучшим достижением Скотта Диксона является второе место в 2003-м, в прошлом году он финишировал третьим.
Итак, таков расклад перед финальным этапом IndyCar 2013 года. Статистика говорит в пользу лидера чемпионата, но по ходу 500-мильной гонки, наверняка, произойдет много событий, поэтому еще отнюдь ничего не решено. Как сказал сам Скотт Диксон, все, скорее всего, решится в последнем повороте финального круга.
Старт гонки в Фонтане состоится в субботу вечером, в 20:00 по местному времени, когда в Москве будет уже ранее утро воскресенья – 5:00. Обратный отсчет пошел…