2013-й год в автоспорте в полной мере оправдал свое несчастливое число. Начиная июня, череда серьезных инцидентов унесла жизнь не одного гонщика – Алан Симонсен в Ле-Мане, Джейсон Лефлер в спринт-карах, Андреа Антонелли в Супербайке, Андреа Маме в Lamborghini Supercup, лидер Суперкубка Porsche Шон Эдвардс разбился на тестах в Австралии . В квалификации этапа итальянского Супербайка в Мизано после серьезного падения оказалась парализована 27-летняя мотогонщица Алессия Поллита. И вот, буквально, на прошлой неделе стало известно о том, что четырехкратный чемпион IndyCar Дарио Франкитти вынужден завершить карьеру из-за травм, полученных в результате аварии в Хьюстоне…
| |
Эта новость, безусловно, стала шоком для всех болельщиков шотландца и всего чемпионата IndyCar. Не такого завершения карьеры заслуживал пилот уровня Дарио, да и вообще ни одному спортсмену не пожелаешь такого. Да, ему очень повезло в той аварии в Хьюстоне, когда при ударе машины об ограждение трассы лишь чудом не повторилось то, что произошло с его другом Дэном Уэлдоном в Лас-Вегасе 2011. Но, к сожалению, травм избежать не удалось – перелом лодыжки, сотрясение мозга и повреждение позвоночника. Это поставило крест на дальнейшей карьере Дарио Франкитти, который по рекомендации вынужден был принять непростое решение.
«Врачи, изучившие последствия травмы головы и позвоночника, пришли к заключению, что мне нужно прекратить выступления в автоспорте. Они четко дали мне понять, что риски, связанные с дальнейшим участием в гонках, слишком велики, и это может навредить моему здоровью. Основываясь на этой медицинской рекомендации, у меня нет другого выбора, кроме как остановиться», - говорится в заявлении Дарио Франкитти.
Вне всяких сомнений, для IndyCar и всего автоспорта это большая потеря. Четырехкратный чемпион, трехкратный победитель легендарной гонки «500 миль Индианаполиса» – тем невероятнее эти достижения, если учитывать происхождение Дарио Франкитти. Немногим европейцам удается построить действительно успешную карьеру за океаном. У шотландца это получилось, и он вписал свое имя в историю американского автоспорта, став одним из самых ярких и успешных гонщиков современности.
| |
Перебравшись в 1997-м году в возрасте 24 лет в США, он на постоянно обосновался в местных гонках с открытыми колесами. Да, в 2008-м году Франкитти попробовал свои силы во всех трех дивизионах NASCAR, но карьера в «кузовах» не сложилась, несмотря на наличие опыта выступлений в DTM и ITCC в 1995-м и 1996-м, причем относительно успешных – два вторых местах и две победы соответственно. Также шотландец принимал участие в отдельных этапах американской серии Ле-Ман и в 2010-м году вышел на старт «Gold Coast 600», престижного этапа австралийской серии V8 Supercars. Но все-таки его главной стихией всегда оставались формульные гонки. В свой второй сезон в CART в 1998-м он одержал три победы и стать третьим по итогам чемпионата, а уже через год включился в спор за титул, который уступил Хуану-Пабло Монтойе только по количеству побед – три против семи. Казалось, что успех лишь дело времени, но ждать своего звездного часа Дарио пришлось ни много ни мало целых восемь лет.
Так уж получилось, что на протяжении всей карьеры в американских гонках шотландца сопровождали травмы. Поэтому, учитывая это, решение об уходе из гонок во многом было правильным. Первый тревожный звоночек Дарио Франкитти получил в феврале 2000 года на предсезонных тестах в Хоумстеде, когда в результате серьезной аварии в третьем повороте получил переломы таза и бедра, а также сотрясение мозга. Через шесть недель он, тем не менее, вышел на старт первой гонки там же, в Хоумстеде, где стал 11-м. Но авария наложила отпечаток на весь сезон, и подняться выше 13-го места в чемпионате Франкитти не удалось. Два следующих года также получились непростыми – всего четыре победы и четвертая позиция в личном зачете 2002.
2003-й год должен был стать для шотландца очень важным – вместе с Team Green, переименованной в Andretti Green Racing, он перешел в IndyCar. Но едва успел начаться сезон, как Дарио выбыл из строя из-за травмы позвоночника, полученной при падении с мотоцикла. Снова все пошло наперекосяк, и в гонки он вернулся лишь в 2004-м. За три следующих года, как и после первой травмы, Франкитти одержал четыре победы и стал четвертым в чемпионате 2005.
Примечательно, но если присматриваться к статистике, то эта самая цифра «4» была какой-то магической для Дарио Франкитти. С 2004 по 2006 года он также четыре раза финишировал вторым, столько же раз был третьим и четвертым. Ну а с 2007 года началась его чемпионская серия из четырех титулов. Одержав четыре победы, в том числе и в «500 миль Индианаполиса», Франкитти наконец-то после стольких лет поднялся на вершину. А через месяц после триумфа было объявлено о его переходе в NASCAR. Шотландец подписал контракт с командой Чипа Гэнесси.
«Я провел 11 лет в гонках с открытыми колесами. Пришло время принять новый вызов, - заявил Франкитти в октябре 2007 года. – Будет очень сложно все изучить. У меня нет опыта и придется полагаться на команду. Это будет самый сложный вызов в моей карьере».
Увы, но этот вызов оказался шотландцу «не по зубам». В 10-ти проведенных гонках высшего дивизиона ему лишь раз удалось финишировать выше 32 места, став 22-м в Мартинсвилле. И без того непростой год также осложнили проблемы с финансированием и травма лодыжки после крайне неприятной аварии на этапе Nationwide в Талладеге.
Таким образом, не было ничего удивительного в том, когда в начале осени было объявлено о возвращении Дарио Франкитти в IndyCar в составе Chip Ganassi Racing, где он заменил Дэна Уэлдона.
Возвращение «домой» получилось более, чем успешным – по ходу сезона 2009 шотландец выиграл пять гонок, отобрав титул у своего партнера по команде Скотта Диксона. Два следующих чемпионата также остались за Дарио Франкитти – три выигранные гонки в 2010-м, включая «500 миль Индианаполиса», и четыре в 2011-м. Еще одна победа в Инди пришла в 2012-м, и как оказалось, она стала последней во всей карьере шотландца. Сезон 2012 и 2013 получились достаточно сложными – всего два попадания в первую тройку в 2012-м и четыре третьих места в 2013-м. Но, несмотря на это, в августе нынешнего года было объявлено о продлении контракта Дарио Франкитти с Chip Ganassi Racing. А еще спустя два месяца на последнем круге воскресной гонки в Хьюстоне в результате контакта с Такумой Сато произошла та самая ужасная авария, в которой пострадал сам шотландец и еще 15 зрителей на трибунах. К счастью, обошлось без фатальных последствий, и уже через две недели Дарио был выписан из больницы. Но его гоночная карьера на этом, к сожалению, была завершена.
Что ждет Дарио Франкитти дальше? Безусловно, жизнь есть и за пределами трассы, как бы не было грустно терять такого гонщика. Тем более, в силу возраста, 40 лет, шотландец уже, наверняка, задумывался над этим.
«Надеюсь, что со временем я смогу выполнять в IndyCar какую-то новую роль, вне трассы, - говорит Дарио. - Я люблю гонки на машинах с открытыми колесами, и хочу видеть, что они успешны. Вместе с Чипом Гэнэсси я изучу все возможности, чтобы понять, в какой роли я могу продолжить работу в команде. Как сказал бы мой друг Грэг Мур: Покой нам только снится».
Таким образом, о Дарио Франкитти мы еще абсолютно точно услышим и увидим его еще не раз. Будь то в качестве консультанта, может быть, руководителя какой-либо команды, или даже комментатора гонок на тв. И это, наверное, самое главное. Ведь самое страшное тогда, 7 октября, осталось позади.
Статистика выступлений Дарио Франкитти в американских гонках:
CART (1997-2002): 114 гонок, 68 финишей, 10 побед, 32 подиума, 11 поулов, средняя стартовая позиция – 7,6, средняя финишная позиция – 11,7, лучшее достижение в чемпионате – 2-й (1999-й год)
IndyCar (2003 – 2013): 151 гонка, 130 финишей, 21 победа, 59 подиумов, 22 поула, средняя стартовая позиция – 6,7, средняя финишная позиция – 7,4, лучшее достижение в чемпионате – 1-й (2007, 2009, 2010, 2011)
Тэги: indycar