В преддверии юбилейной, 50-й в истории гонки «24 часа Дайтоны» Live Talk Racing начинает цикл статей, посвящённых истории легендарного марафона. В течение месяца вас будут ожидать обзоры первых десяти состоявшихся гонок плюс небольшой сюрприз из недавнего прошлого. Начнем мы, естественного, с 1962 года.
«Большой» Билл Франс, рассчитывая привлечь международное внимание к «Дайтона Интернэшнл Спидвей», пожалуй, не мог бы собрать более сильный состав участников к первой гонке «Дайтона Континентал». Внушительный список знаменитостей открывали два американца, уже успевшие заслужить славу на международной арене. Фил Хилл в 1961 году стал первым американцем, выигравшим чемпионат мира «Формулы 1», а калифорнийца Дэна Гёрни можно было назвать одной из самых быстро восходящих звёзд гонок «гран-при».
| |
Британская легенда Стирлинг Мосс вместе с Хиллом представлял «Норт Американ Рейсинг Тим» (NART), владелец которой - Луиджи Кинетти - заявил для своих пилотов две «Феррари». Шотландец Джим Кларк, через год выигравший титул в «Формуле 1» приехал в Дайтону сразу после трех своих побед в зимних незачётных гонках гран-при. Его соотечественник Иннес Айленд был известен американским зрителям благодаря своей победе на «Лотусе» на «Гран-при Уоткинс-Глен» в 1961 году. Также в Дайтону приехали такие известные гонщики, как братья Педро и Риккардо Родригесы из Мексики, швед Йо Бонниер, англичанин Дэвид Хоббс и бельгиец Оливье Гендебьен.
Также в заявочном листе были и сливки американских гонок спорт-каров. Бриггс Каннингхэм выставил «Ягуары» для Уолта Хансгена и Оги Пабста, а компанию им составили Роджер Пенске, Джим Холл, Гарри Хоер и Дик Томпсон.
Но что было не менее важным, так это участие знаменитостей из гонок «Индикаров» и NASCAR. Оупен-вилс делегировали в Дайтону победителя «Инди 500» 1961 года Эй-Джея Фойта, а также Роджера Уорда и Дика Ратманна, а фанаты гонок сток-каров могли выбрать за кого болеть из списка, в котором находились Файерболл Робертс, Марвин Пэнч, Джо Уэзерли и Пол Голдсмит. Если говорить об автомобилях, которые приняли участие в «Дайтона Континентал», то тут были равномерно представлены как европейские, так и американские модели. Честь Старого Света защищали «Лотусы», «Феррари», «Ягуары», «Порше» и «Альфа-Ромео», а противостояли им дюжина «Корветов», три Pontiac Tempest и два «Чапараля», снабжённые моторами «Шевроле».
Что ещё привлекало внимание помимо машин и гонщиков, так это сам спидвей. Небывалый случай - зрители могли с главной трибуны обозревать весь трек, вместо того, чтобы быть ограниченными созерцанием небольшого фрагмента гоночного полотна, как это было на всех традиционных дорожных трассах.
Огромный 31-градусный бэнкинг моментально привлек внимание участников гонки. «Я помню, как впервые приехал в Дайтону», вспоминал Дэн Гёрни. - «Ты проезжаешь под туннелем, оказываешься внутри овала и видишь - вот она, гигантская мечта Билла Франса. Это был просто потрясающий вид, да он и сейчас остаётся таким. Дайтона была бабушкой всех скоростных овалов, появившихся впоследствии. На ней присутствовал элемент неизвестности. Мы не имели представления о том, что значит гоняться по этому бэнкингу, и все, конечно же, с тревогой думали о драфтинге. Но гонщики должны отметать от себя все сомнения, и мы притворялись, что для нас это всего лишь обыкновенный гоночный трек».
Франс сделал всё от него зависящее, чтобы Дайтона-Бич встретила своих гостей буквально ковровой дорожкой. «Отношение к гонщикам было весьма почтительным», - рассказывал Дэвид Хоббс. - «Кто-то сказал Большому Биллу, что я один из лучших кузовных гонщиков Англии. Он был впечатлён и стал представлять меня как гоночную звезду из Великобритании. Благодаря ему я почувствовал себя значимым».
«Билл Франс сделал из этой гонки по-настоящему большое событие», - продолжает Хоббс. - «За неделю до старта уже проводились различные публичные мероприятия с гонщиками. Большой Билл был крайне заинтересован в международной составляющей автогонок, он хотел открыть свою гонку остальному миру и всем показать, что это не просто кучка парней, соревнующихся друг с другом на трассе. Очевидно, что он преуспел. Спустя 40 лет Дайтона продолжает принимать этот заезд».
«Дайтона Континентал» началась стартом, позаимствованным у «24 часов Ле-Мана». Гонщики выстроились на пит-роуд, затем по сигналу судьи побежали к своим автомобилям и заводили моторы. Сначала пелотон проезжал один круг по 2.5-мильному овалу, чтобы избежать неразберихи при съезде в первый поворот инфилда, а затем продолжал гонку на дорожной версии трассы, длиной 3.81 мили.
Фойт во всеуслышание объявил, что именно он на своем «Понтиаке» будет лидером по итогам первого круга, и даже устроил пари на этот счет со своим товарищем по команде Уордом. Роджеру пришлось отдавать деньги. «Никогда не забуду, как Фойт объявил, что будет лидировать, а мы все только посмеялись про себя: «на этом «Понтиаке?» И, тем не менее, он сделал это», - вспоминал Фил Хилл.
Стирлинг Мосс был известен своим умением стартовать с ходу, но на этот раз ему не удалось его продемонстрировать. Он давал интервью комментатору ABC Крису Экономаки, когда был дан сигнал к началу гонки, и из-за этого замешкался. А вот Дику Ратманну не повезло еще больше. Двигатель на его «Чапарале» отказывался заводиться, и он потерял три круга, прежде чем смог двинуться в путь.
После того, как Фойт пролидировал первый круг по овалу, пелотон свернул на роуд-курс, где Роджер Пенске воспользовался своим опытом езды по дорожным трассам и обошел Эй-Джея на своем Cooper Monaco с мотором «Клаймакс». Однако лишь вопросом времени был выход на первую позицию Фила Хилла, управлявшего Ferrari Dino. Правда у чемпиона мира день проходил не совсем удачно. Сначала он сбил чайку, останки которой забили решетку радиатора, затем ему пришлось возвращаться в питы после первой дозаправки, чтобы заменить колпак горловины топливного бака, а на 44 круге он промахнулся мимо первого поворота. Вскоре после этого он заехал на пит-лейн, где его сменил Риккардо Родригес.
|
Проблемы с дозаправкой у Хилла вывели на первую позицию Гёрни, который находился за рулем Lotus Climax, выставленного Фрэнком Арсиеро. В то время как всё тот же Рикардо Родригес вывел «Чапараль» Холла на второе место за 15 минут до конца гонки, лидерство Гёрни казалось слишком большим, чтобы его отыграть. Однако за минуту и 40 секунд до клетчатого флага с машиной Дэна случилась беда.
«Гонка должна была вот-вот завершиться, и мы имели запас над преследователями в две минуты, как вдруг между третьим и четвёртым поворотами бэнкинга сгорел двигатель», - говорил Гёрни. - «Я смог доехать до финишной черты и остановился у главной трибуны. Я посмотрел на часы и решил, что если я подожду минуту, может мне хватит времени, чтобы сохранить лидерство, и я смогу пересечь черту под взмах клетчатого флага».
Гёрни знал, что для победы ему необходимо пересечь своим ходом линию старт/финиш после того, как время гонки истечёт. Если бы он пересёк черту раньше, то из-за поломки не смог бы проехать ещё один круг. Гёрни, ожидая финиша на бэнкинге три-овала надеялся, что законы физики приведут его к победе. Дадим слово гонщику.
«И вот я сижу за рулем, в четырех или пяти футах от финишной черты, прямо у стены. Там была тень, а гонщики, которые проезжали мимо, проносились с очень большой скоростью. Я был весьма доволен, что никто не едет высоко, у отбойника. Судья с флагом находился практически надо мной, он смотрел на часы. А я переживал: действительно ли моего преимущества может хватить для победы. В конце концов, он начал размахивать флагом, я повернул влево, соскользнул по бэнкингу за линию и, таким образом, победил».
Несмотря на такой медленный финиш, дебютная «Дайтона Континентал» стала самой быстрой на то время гонкой спорт-каров, проведенной на территории США. Гёрни проехал 82 круга со средней скоростью 104.101 мили в час. Поздравления Дэн принимал в том числе и от астронавта Алана Шепарда, который в мае 1961 года стал первым американцем в космосе. Шепард вместе со своим коллегой Деке Слэйтоном присутствовал на трассе в качестве зрителя, и после гонки он сказал Герни: «Это был очень умный поступок - остановиться у черты и ждать финиша».
Родригес и Хилл стали вторыми на «Феррари», отстав от красного «Лотуса» на 46 секунд, а Джим Холл взял третье место. Стерлинг Мосс финишировал четвертым и стал победителем в GT классе. Шансы британца на хороший результат едва не пошли крахом из-за помятого крыла слева спереди. «Кого-то развернуло перед Джо Уэзерли, и он потерял контроль над своей машиной», - делился впечатлениями о перипетиях 20 круга Мосс. - «В итоге я задел его». Помимо этого Стерлинг мог пожаловаться разве что на загрязненное маслом ветровое стекло, которое вкупе с заходящим солнцем очень мешало гонщику на заключительной стадии заезда. «Да я вообще ничего не видел!» - рассказывал Мосс. Два месяца спустя, в пасхальное воскресенье Мосс попал в серьезную аварию во время гонки в английском Гудвуде, которая привела к завершению его карьеры.
Самым серьезным соперником Стерлинга в GT классе стал Файерболл Робертс, но он потерял слишком много времени на одном из пит-стопов, по ходу которого механики пытались починить замок капота. В конце концов, на 51 круге дистанции команда решила вообще снять капот с «Феррари 250». Робертс так и финишировал, 12-м в общем зачёте и вторым в GT.
Классификация велась по десяти различным категориям, так что ряд пилотов и команд попали в историю благодаря первым в истории Дайтоны победам. Так Джордж Константин привел свой Ferrari 250 TR к пятому месту и выиграл в зачёте класса «Спорт» для машин с рабочим объёмом двигателя до 3000 кубиков, а Боб Холберт (седьмое место) на Porsche 718 RSK первенствовал в классе «Спорт 2000». Porsche 718 RS6 под управлением Роберта Доннера финишировал 11-м, и первым в классе «Спорт 1600», «Корвет» Дика Томпсона стал лучшим в пятилитровом GT-классе, а Уолт Хансген на «Ягуаре» Е-типа выиграл категорию «GT 4000». Особняком можно поставить победу в категории «GT 1600» Линна Коулмэна, менеджера дилерской компании «Порше» под названием «Брумос». Объединив усилия с Пэтом Корриганом, Коулмэн выиграл в своем классе на Porsche 356B, положив начало долгой и славной традиции выступления команды «Брумос» на спидвее в Дайтоне.
Наконец в самом младшем классе - «GT 1300» успеха добился Чарли Колб на Alfa Romeo SZ. В общем зачёте он финишировал 25-м. Всего же 34 машины из 50 стартовавших увидели клетчатый флаг. Гонку посетили 18 тысяч зрителей, которых не испугал пронизывающий северо-западный ветер.
Перевод книги "24 часа Дайтоны. Полная история легендарного американского марафона".
Джей-Джей О'Малли