Что объединяет таких гонщиков как Джеймс Кортни и Льюис Хэмилтон, Нельсон Пике-младший и Энди Приоль, Камуи Кобаяши и Дэвид Брэбэм? Все они сейчас участники совершенно разных автоспортивных чемпионатов по всему миру. Кажется, что их пути не могли пересекаться. Но местами автоспорт тесен, и все перечисленные, как и многие другие известные сейчас гонщики в различное время пытались бороться за победу в Гран-При Макао Формулы-3.
|
Одна из самых сложных трасс мира сочетает несочетаемое и во всех планах. Скоростные повороты и широкие прямые на набережной и очень узкие и медленные повороты в городе. Поворот Lisboa, ведущий в город, бросает вызов даже самому смелому. После трех рядов на максимальной скорости гонщики тормозят до 90 км/ч, но войти в поворот может только один. Часто именно здесь решается судьба гонки. Либо рискуешь, не уступая сопернику, и выигрываешь. Либо не уступают все трое и приезжают в стену вместе. Скоростные повороты трассы не менее сложны. Выводящие на прямую старт-финиш Fishermen`s Bend и R. Bend проходятся лишь с небольшим торможением, при этом никаких зон безопасности и только высокий отбойник остановит машину от падения в море. Для формул эти повороты самые опасные, так как даже небольшой контакт со стеной на такой скорости приведёт к тому, что стена вначале притянет к себе гонщика, а затем откинет машину прямо на траекторию перед несущимися соперниками. Проходить эти два поворота нужно на абсолютной грани каждый круг, если хочешь быть среди лидеров. Ведь за ними идёт длинная прямая и небольшой недостаток скорости в её начале обернется существенной потерей в конце прямой. Всего за 6,2 км трассы можно насчитать 25 поворотов, и каждый из них по-своему уникален и интересен. Есть существенные перепады высот, слепые торможения и место где всегда вывешен не снимаемый желтый флаг. Плюс ко всему для хорошего времени на круге машины чаще всего настраиваются на минимальную прижимную силу и в большей части поворотов приходится в полной мере ощущать не достаток сцепления колёс с асфальтом. Наверное, почти каждый из этих виражей в тот или иной год решал судьбу гонки. Например, Даниэль Абт хорошо это знает. В прошлом году небольшое опоздание с торможением и контакт со стеной в середине городской части трассы досрочно завершили его гонку, в которой он был лидером на тот момент.
|
Гран-При Макао 2011 вновь соберет лучших молодых гонщиков со всего мира. Европейскую Ф‑3 будут представлять чемпион серии и, наверное, главный претендент на победу в Гран-При Роберто Мерхи, второй и третий призеры Марко Виттман и Даниэль Хункаделла. GP3 представят чемпион серии Вальттери Боттас, победитель, в числе прочего, гонки Мастерс Ф-3 в Зандфорте 2010 года и Александр Симс. Британскую Ф-3 все три призера: Фелипе Наср, Карлос Хуэртас и Кевин Магнуссен. Стоит так же отметить совсем недавнего выходца из картинга, вице-чемпиона Еврокубка Формулы‑Рено 2.0 семнадцатилетнего Карлоса Сайнса-младшего, который провел только несколько гонок Ф-3 до этого. Вице-чемпиона японской Ф-3 и одновременно гонщика Super GT, делящего там машину с Бьорном Вирдхаймом - Хинобу Ясада (кстати, Джеймс Кортни в 2003 году был чемпионом именно японской Ф-3). Победителя немецкого кубка ATS Formula-3 Ричи Стэнвея, на счету которого есть так же одна победа в GP3. Ветерана гонок Ф-3, который в своё время на равных боролся на трассах с Камуи Кобаяши и Полом ди Рестой, обладателя двух вторых мест в квалификационных гонках в Гран-При Макао 2006 и 2007 годах и сейчас возвращающегося в автоспорт Марко Асмера. Эстонец лишился спонсорской поддержки и прервал карьеру на самом взлете. Чемпион британской Ф-3 2007 года стал формальным тест-пилотом BMW-Sauber в 2008 году и просидел 2008-2010 годы вообще без гонок. Сейчас именно за него хочется болеть в большей степени, хотя и понятно, что даже победа в этой гонке вряд ли возобновит его карьеру.
Формула-3 последние годы испытывает явный упадок. Обилие новых молодежных серий вроде GP3 и Формулы-2 рассредоточивает талантливых гонщиков, тем самым делая каждый класс слабее по составу и по конкуренции. Лишь 13-15 человек боролись на этапах Евросерии. В Британской Ф-3 в этом году было очень мало действительно перспективных пилотов. Обидно было смотреть на не самый сильный состав участников в 2009 и 2010 гг. и на Гран-При Макао. В этом году ситуация выглядит немного более обнадеживающе. Очень не хочется, чтобы традиция, когда в ноябре собираются самые перспективные гонщики, практически будущее всех возможных чемпионатов, как кузовных, так и формульных, и выясняют, кто же лучший на этой сложнейшей трассе, канула в лету. В этом году мы всё-таки не увидим в гонке двукратного победителя Эдуардо Мортару и ни одного гонщика из более старших классов. Хотя Вальттери Боттас по слухам может заменить Рубенса Баррикелло в Ф-1 уже в следующем сезоне. Зато в лице Карлоса Сайнса-мл. будет редкий случай участия в главной гонке Ф-3 гонщика из младшей серии.
Entry List
К предстоящему 17-20 ноября 58th Macau Grand Prix предлагаю вспомнить самые интересные моменты Гран-При Макао 2003-2006 годов. Выступавшие именно в этот период гонщики сейчас в полной мере раскрыли свой потенциал, и с наших позиций наиболее интересно оценить их начальные шаги в автоспорте.
2003 год
В тот год Евросерия Ф-3 проводилась первый раз и собрала серьёзный состав пилотов. Чемпионом стал Райан Бриско, опередив там, в числе прочих Кристиана Клина, Тимо Глока и Нико Росберга. В Макао в 2003-м приехали почти все лидеры своих серий Ф-3. Достаточно перечислить самые известные имена на сегодняшний день: Джеймс Кортни, Нико Росберг, Роберт Кубица, Нельсиньо Пике. Главным же сюрпризом гонки должно было стать выступление молодого протеже McLaren и чемпиона, пока что, только Британской Формулы-Рено 2.0 Льюиса Хэмилтона. Льюис до этого провел только две гонки в Британской Ф-3, и его результаты в Макао будут хорошим отражением наличия таланта. Кстати, именно по его стопам в 2011 году видимо решил пойти Карлос Сайнс-мл.
Фабио Карбоне оказался быстрейшим в квалификации, вторым был Райан Бриско, третьим Джеймс Кортни. Николя Ляпьер квалифицировался 4-м, Пьер Каффер 5-м, Росберг 7-м, Кубица 14-м, ну а Хэмилтон только 18-м. Нельсиньо Пике, разбивший машину во второй квалификационной сессии, в скоростном повороте R. Band, в протоколе квалификации числился на 13-м месте. Машину Нельсиньо с трудом успевали починить к квалификационной гонке, и он даже сам пытался крутить гайки. В итоге в заезд Пике ушел только с пит-лейн и с круговым отставанием.
На старте квалификационной гонки Райан Бриско решил сходу атаковать за лидерство. В повороте Lisboa на позднейшем торможении он вроде бы уже прошел Карбоне, но пришлось слишком сильно оттормаживаться и не обошлось без контакта, а мимо проехали Ляпьер и Кортни. Позади в повороте Сан-Франциско, который идёт сразу после Лиссабона, в стену въезжает Пьер Каффер. Его не успевают объехать несколько гонщиков, в том числе Нико Росберг, для которого гонка заканчивается вверх колесами уже в самом её начале. На трассе появляется традиционный для Макао пейс-кар первого круга. На рестарте у лидирующего Карбоне отлетает половина переднего антикрыла, и на торможении перед Lisboa его проходят Ляпьер и Кортни. Кортни большую часть гонки висит на заднем антикрыле Николя Ляпьера и наконец, обгоняет его на том же торможении перед Lisboa по внешнему радиусу. Джеймс доводит машину на 1-м месте до финиша и начнет главную гонку с поула. Кубица прорвался на 6-е место с 14-го. Ну а Льюис смог удивить, пробившись с 18-го места на 5-е за 10 кругов заезда. Американец Ричард Антинуччи закончил гонку на 3-м месте. Фабио Карбоне всё-таки смог финишировать 4-м, продолжая заезд с половиной переднего антикрыла. В порядке финиша квалификационной гонки начинается основная гонка, которая и определяет результаты Гран-При.
|
Молодой Льюис явно горел желанием выиграть Гран-При Макао с первой попытки и перед поворотом Lisboa на старте главного заезда тормозил так поздно как это только возможно. Чуть не заправил Карбоне в стену и вышел на 4-е место. Кортни сохранил лидерство, Ляпьер 2-й. В злополучном повороте Сан-Франциско в этот раз ошибается Роберт Кубица. Машину Роберта пытается объехать Льюис и отправляет в стену Антинуччи, сам же выходит уже на 3-е место. После рестарта лидеры сохраняют свои позиции, а Хэмилтон заканчивает гонку, разбив уже поврежденную машину в скоростном повороте на набережной. Основная гонка изобиловала различными происшествиями, до финиша не доехало больше половины участников. Казалась, что судьба Гран-При уже решена, Джеймс уверенно лидировал. Прокол колеса за 4 круга до финиша привел машину Кортни в отбойник, открывая путь к победе Николя Ляпьеру. После всех перипетий подиум юбилейного 50-го Гран-При Макао выглядел достаточно неожиданным: 1-й Ляпьер, 2-й Карбоне, 3-й Хиранака.
2004 год
После неудач 2003 года побороться за победу приехала большая часть участников прошлогодней гонки. Из новых претендентов стоило отметить свежеиспеченного чемпиона Евросерии Ф-3 Джейми Грина и других гонщиков этого же чемпионата - Александра Према и Лукаса ди Грасси. Первый ряд в квалификации заняли Роберт Кубица и Льюис Хэмилтон. Далее пилоты расположились в следующем порядке: 3-й Ричард Антинуччи, 4-й Нико Росберг, 5-й Нельсиньо Пике, 6-й Джейми Грин, 7-й Фабио Карбоне, 8-й Александр Према. Марко Асмер уже в тот год проводил свой первый Гран-При Макао и квалифицировался 24-м из 32-х участников. Квалификационная гонка несколько перетасовала первую десятку. Из лидеров не добрались до финиша Ричард Антинуччи и Нельсиньо Пике. Выиграл квалификационную гонку Льюис Хэмилтон, 2-м был Нико Росберг, 3-м - Александр Према, на 4-е место откатился Робер Кубица, 6-м - Фабио Карбоне, 7-м - Лойк Дюваль из японской Формулы-3, 8-м - Лукас ди Грасси.
| |
На старте Гран-При лидерство сохранил Хэмилтон. Позади же вновь авария и традиционный первокруговой пейс-кар на трассе. На рестарте в Макао преимущество, как правило, получают гонщики, идущие сразу за лидером в аэродинамическом мешке. В этот раз именно этим воспользовался Росберг и возглавил гонку. В середине же пелотона вновь произошла авария, но в этот раз пейс-кар выпускать не стали. Пролидировать Нико удалось ровно один круг. Перед поворотом Lisboa маршалы обильно насыпали бетонной крошки, и машина Росберга просто проскользила по пыли до отбойника. Льюис ошибся точно также, но тормозить начал чуть раньше, и смог вовремя остановиться, не сильно повредив машину. Таким образом, два лидера самоустранились, а на 1-е место вышел Александр Према. Дальше гонка продолжалась вполне спокойно вплоть до завала за несколько кругов до финиша. Ошибся Льюис, ещё несколько гонщиков, и в итоге вся трасса оказалась перекрыта. В завале оказался, в том числе и Роберт Кубица, шедший вторым. Гонку остановили, и возобновлять не стали. Александр Према таким образом выиграл Гран-При Макао с первой попытки. Квалифицировали гонщиков по предыдущему кругу так: 2-й - Роберт Кубица, 3-й - Лукас ди Грасси, 4-й - Фабио Карбоне, 5-й - Франк Перера.
|
2005 год
Роберт Кубица в этот год стал чемпионом Формулы-Рено 3.5 и, несмотря на то, что выступал уже на гораздо более мощной технике, вернулся в Макао, чтобы всё-таки выиграть эту гонку и завершить начатое. В отличие от Льюиса Хэмилтона. Чемпион Евросерии Ф-3 2005 не приехал в Макао, видимо памятуя о своих предыдущих поражениях. В 2005 году в Формуле-3 лучшими были двигатели Mercedes, и гонщикам, имеющим другие моторы, предстояла тем более непростая борьба. Роберт Кубица как раз управлял Dallara c двигателем Honda-Mugen. В квалификации доминировал Лойк Дюваль, на данный момент звезда японских гонок, чемпион Формулы-Ниппон 2009 и Super-GT 2010. Показавший второй результат Кубица проиграл Дювалю аж 0,8 секунды и, было похоже на то, что никто не сможет оказать какого-либо сопротивления французу в этой гонке. Гонщик британской Ф-3 Майк Конвей в квалификации был 3-м, Лукас ди Грасси 4-м, чемпион японской Ф-3 Жоао Паоло де Оливейра 5-м (кстати, победитель Формулы-Ниппон 2010). В очередной раз в Макао приехал уже ветеран гонок Ф-3 Фабио Карбоне, квалифицировавшийся 8-м, а в противовес ему в Гран-При собирался принять участие восемнадцатилетний Себастьян Феттель, показавший 11-й результат. Из знакомых нам лиц стоит отметить Романа Грожана, который квалифицировался 19-м, и Бруно Сенну - 22-й после штрафа. В квалификационной гонке первые два места не изменились, ди Грасси и Конвей поменялись местами, Феттель поднялся на 8-е место.
| |
На старте основной гонки Кубица поравнялся с Дювалем, но уступил. В этот раз Роберт собирался ехать как можно более аккуратно и не лезть на рожон. Такая тактика была более чем оправдана, особенно если вспоминать события предыдущих двух гонок. Против Дюваля играл тот факт, что победителю квалификационной гонки не удавалось выиграть Гран-При последние три года подряд, после того как Такума Сато выиграл обе гонки в 2001 году. В этот раз Дюваль уверенно наращивал преимущество пока, неожиданно для многих, не было объявлено, что он совершил фальстарт и должен проехать через пит-лейн. В этот момент ди Грасси проходит Кубицу на торможении перед Lisboa и захватывает лидерство. Мало того, в какой-то момент Роберта начинает прессинговать и Себастьян Феттель. Затем Роберту удается оторваться и догнать Лукаса. Ди Грасси упирается в кругового, и Кубица успевает проехать мимо. Как оказалось, Роберт очень не вовремя возвращает себе лидерство. На трассе появился пейс-кар из-за трёх столкнувшихся машин, и преимущество получает рестартующий со 2-го места Лукас ди Грасси. Лёгкий обгон слип-стримом на прямой, и до финиша остаётся слишком мало времени, чтобы контратаковать. Лукас ди Грасси побеждает, Кубица снова 2-й, ну а 3-м заканчивает заезд Себастьян Феттель, радующийся своему результату больше остальных, 4-м финишировал Джей Пи де Оливейра, 5-м - Казуки Накаджима. Лойк Дюваль показал быстрейший круг в гонке и смог после штрафа прорваться на 6-е место на финише.
2006 год
В отличие от 2005 года, в 2006-м в Макао приехали чемпионы всех основных серий Ф-3. Чемпион Евросерии - Пол ди Реста, британской - Майк Конвей и японской - Адриан Сутиль. В квалификации в лидерах, правда, оказались не они. Первые девять мест на стартовой решётке заняли машины с двигателями Mercedes, что говорило об увеличившемся преимуществе немецких моторов над Mugen Honda и Toyota. Два японца Камуи Кобаяши и Кохеи Хирате показали 1-й и 2-й результаты. Роман Грожан и Марко Асмер расположились во втором ряду. Пол ди Реста был 6-м, Майк Конвей 12-м. Адриан Сутиль на машине которого как раз был не Mercedes, а Toyota, оказался только 15-м. Лучшем же из немерседесовцев стал Себастьян Феттель (Mugen Honda) на 9-м месте.
В квалификационной гонке со старта до финиша лидирует Камуи Кобаяши. Вторым финиширует Марко Асмер, Хирате 3-й, ди Реста 4-й, Майк Конвей 7-й. Себастьян Феттель сходит, Роман Грожан так же испытывает проблемы и заканчивает гонку только на 15-м месте. Больше всех же удивляет Адриан Сутиль, который прорвался с 15-го место на 6-е.
| |
Вспоминая статистику Гран-При Макао, Камуи Кобаяши стоило бы задуматься. В основной гонке агрессивная борьба начинается уже на стартовой прямой. Непрерывные смены траекторий и попытки скинуть соперника со слип-стрима, и к торможению перед Lisboa первым подходит Марко Асмер. На входе его пытается обойти по внутренней траектории Пол ди Реста и, в этот же момент, маневрируя уже в процессе торможения, между ними проезжает Камуи и пристраивается точно перед ди Рестой. Пол явно не успевает нормально затормозить и провозит Камуи мимо поворота, а вместе с японцем ещё и Марко Асмера. Так три лидера гонки остаются на краю трассы уже в самом начале заезда. Мимо же спокойно проезжает Майк Конвей в качестве лидера и почти все остальные пилоты. Пол ди Реста теряет уже поврежденную машину в Fishermen`s Bend и только после этого на трассу выпускают пейс-кар. Майку удается оторваться достаточно при разгоне, чтобы сохранить лидерство на рестарте. Дальше он уверенно идёт к финишу на 1-м месте. За 2-е и 3-е места всю гонку идёт ожесточенная борьба между Кахеи Хирате, Ричардом Антинуччи, Казуки Накаджимой и Адрианом Сутилем. В какой-то момент Ричард Антинуччи даже пытается заправить Адриана Сутиля в стену, препятствуя его контратаке и их машины касаются колёсами довольно плотно. Кахеи Хирате, идущий большую часть гонки на 2-м месте, под конец испытывает проблемы с резиной и вначале пропускает несколько соперников вперед, а затем разбивает машину в повороте Сан-Франциско. В итоге 2-м финиширует Ричард Антинуччи, а 3-м, отыгравший по сравнению с квалификацией 12 мест, Адриан Сутиль. Стоит отметить, что Себастьян Феттель так и не смог в этой гонке чем-либо отметиться и под конец столкнулся с одним из соперников и сошел.
Тэги: адриан сутиль, александр према, бруно сенна, джеймс кортни, камуи кобаяши, лойк дюваль, льюис хэмилтон, макао, марко асмер, нельсиньо пике, нико росберг, пол ди реста, роберт кубица, роман грожан, себастьян феттель, ф3, формула3