В конце ноября на одной из самых экзотичных трасс кольцевых автогонок в очень экзотичном регионе завершилось Гран-При. Сейчас, когда в любой точке мира благодаря интернету доступно любое видео, которое, так или иначе, показывают по телевидению, эта гонка, эта страна и эта трасса впечатляет уже не так как могло бы быть. Но я до сих пор вспоминаю небольшие заметки в журнале «Автоспорт» в конце девяностых - начале двухтысячных о загадочном Гран-При Макао. В нём выступают гонщики, имена которых мне что-то скажут только в будущем. Заметки всегда дополнялись фотографиями впечатляющих аварий, и эти короткие записи были как-то наполнены напряжением. Сейчас я смотрю эту гонку с небольшой задержкой по времени в полном объеме и понимаю, что сбылась маленькая мечта.
| |
Трасса идеально подходит для машин Формулы-3, которые, несмотря на свой не самый внушительный вид, на большинстве трасс прилично привезут мощнейшим машинам V8 Supercars и даже дорогущим прототипам DTM и GT. Верткие и легкие машинки очень органично вписываются в улочки Макао, немного медленно смотрясь лишь на прямых. При этом недостаток скорости не настолько велик чтобы не было борьбы в слип-стриме. Короткая дистанция гонки тоже относительный плюс. Никаких пит-стопов и зависимости от команды, только ты, трасса и машина, 15 кругов, что бы нигде не ошибиться и при этом быть быстрее всех. Расслабляться нельзя не на секунду, даже созданный приличный отрыв тут же может быть съеден пейс-каром и придётся начинать всё сначала.
|
Даниэль Хункадела не был самым быстрым на протяжении всего уик-энда, но он рискнул именно тогда, когда нужно было рисковать. Он был быстрее в тот момент, когда нужно было быть быстрее, и выиграл. Всего одна маленькая ошибка и несвоевременная чрезмерная аккуратность, или выбор не того противника в попытке блокировки стоили Марко Виттману победы.
Уик-энд же начался ещё в четверг с дождевой практики и первой квалификации, значимость которой тут же свели на нет, улучшившиеся на следующий день погодные условия. Надо сказать, что основным фаворитом гонки был всё же не выступающий под #1 за команду-победительницу последних лет Signature Марко Виттман, а выигрывающий в этом году в Ф-3 всё, что только возможно #11 Роберто Мерхи. Именно он был лучшим в сырой первой квалификации, привезя показавшему второе время Марко аж 1,6 секунды. Позиции на старте в итоге полностью определяла вторая, уже сухая квалификация, ну а всем новичкам или тем, кто возвращается в гонки после приличного перерыва в этой гонке, предстояла вдвойне непростая задача. Уйти в бой вообще без тренировок, ведь тесты под дождём мало что дают в понимании сухой трассы. Гонщикам не стоило забывать и про жёлтые флаги, которые время от времени появлялись по ходу квалификаций и практики. В итоге многие попались. Среди них оказался и Роберто Мерхи. Его второе время в квалификации превратилось в 8-е на стартовой решётке квалификационной гонки. Самым большим камнем преткновения для пилотов стал во 2-й квалификации поворот Сан-Франциско. Именно там разбили машины Даниэль Абт и Хиронобу Ясада. Даниэля перед гонкой можно было бы приписать к лидерам, но предстоящий старт из последних рядов практически вычеркнул его из их числа досрочно. Лучшим в квалификации в итоге оказался Марко Виттман. Первый ряд на старте квалификационной гонки с ним поделил успевший в ноябре проехать гонку GP2 в Абу-Даби Антонио да Коста. Вальттери Боттас и Александр Симс расположились во втором ряду, а вот Даниэль Хункаделла был только 14-ым. Правда на стартовой решетке он оказался 11-м, при этом сам ещё и получив штраф. Наказали настолько многих, что в полной мере понять стартовую расстановку не представлялось возможным.
| |
Как ни удивительно, но инциденты в гонке начали происходить ещё до того как гонщики встали на стартовое поле. Александр Симс умудряется потерять машину и сломать подвеску ещё на установочном круге. Тем же, кто благополучно встал в свой стартовый створ, никто не гарантировал благополучное же начало гонки. Антонио да Коста так и не смог тронуться с места. Благо, что весь остальной пелотон из 30 машин, стартующих позади, смог не задеть его машину. Со старта в гонке доминировал Марко Виттман. Позади уверенно прорывались вперед с 8-го места Роберто Мерхи и с 19-го места Даниэль Абт. Правда, соперники им в этом немного помогли, освобождая места ещё до старта. Борьба в гонке закончилось досрочно. После того как Джимми Эриксон на 9-м круге разбил машину в том месте, где нет крана, и на трассе появился пейс-кар, который и довел пилотов до финишной черты. А так хотелось посмотреть на атаку Мерхи на Насера на последнем круге… В итоге с первого ряда основную гонку предстояло начинать Марко Виттману и Фелипе Насеру. Мерхи прорвался на 3-е место и именно за ним был быстрейший круг. Боттас стал 4-ым, Хункаделла прорвался с 14-го места на 6-е, а Даниэль Абт с 19-го на 8-е. Упомянутые мной в превью ветеран Марко Асмер и совсем юный Карлос Сайнс-младший ничем себя проявить не смогли, закончив гонку на 18-м и 20-м местах соответственно, что скорее является ожидаемым событием, чем неожиданным.
| |
В предстоящей основной гонке больше всего хотелось увидеть дуэль Мерхи и Виттмана, но Роберто слишком резко отпустил сцепление на старте и, прокатившись полметра, встал. В отличие от первой гонки, в этот раз всем обладателя второго ряда объехать не удалось. Ричи Стэнвей влетел в машину Мерхи. От удара двигатель Роберто даже завёлся, но заднее антикрыло было уже сломано. Не смогли разъехаться с перегородившими трассу машинами ещё и Даниэль Абт и Лоренс Вантор. Для них гонка закончилась уже на стартовой прямой первого круга. Виттман сохранил лидерство, хотя с ним успел поравняться Вальттери Боттас. На первом торможении бок о бок борются за третье место Хункаделла и Наср. Позади ошибается идущий 5-м Карлос Хуэртас и, пытаясь его объехать, разбивает машину Хиронобо Ясада. На рестарте к Lissboa в три ряда идут Боттас, Виттман и Наср. Вальттери казалось уже вышел в лидеры, но слишком замедлился в повороте и мимо вновь проехал Марко, а Боттасу пришлось жестко прервать атаку Насера. Вальттери продолжает нервничать и в конце круга его машину сильно заносит при выходе на прямую. Потеря скорости в этом важном месте сразу приводит к тому, что к Lissboa подходят машины в три ряда. Вальттери в этот раз пытается затормозить позже всех с внешнего радиуса, оказывается впереди, но не вписывается в поворот. Занос и контакт со стеной на выходе из Lissboa, и для чемпиона GP3 гонка закончена. Хункаделла же в этот момент отыгрывает 2 позиции и выходит на второе место. Правда, Виттман в этот момент уже успел прилично оторваться и продолжал отрываться, показывая быстрейшие круги в гонке. На 8-м круге на трассе вновь появляется пейс-кар, что, как всегда, не сулит лидеру ничего хорошего.
|
Казалось, что Виттман отлично совершил рестарт, не позволив соперникам повиснуть на заднем антикрыле, но прямая настолько длинная, что к её концу мы вновь увидели борьбу в три ряда. Ещё до торможения Даниэль и Фелипе успевают пройти Марко. На самом же торможении в традиционном японском стиле атакует Юхи Секигучи. С внешнего радиуса он умудряется пройти двоих и даже коснуться Хункаделлу, который в тот момент был на самом выгодном внутреннем радиусе. В итоге лидирует Хункаделла, а Виттмана же затирают сразу на 4-е место. С этого момента гонка приобретает особый интерес, ведь Марко обладает быстрейшей машиной. Несмотря на аварию Карлоса Муньеса, пейс-кар не выпускают, и гонка продолжается. На 13-м круге Фелипе Наср пытается атаковать Даниэля Хункаделлу, а Виттман наконец проходит Секигучи. Марко ставит быстрейший круг в гонке, стремительно приближаясь к лидерам, но в этот момент аутсайдеры этой гонки устраивают завал на старт-финишной прямой, перегородив всю трассу, тем сама лишая нас самого интересного. Операторы в полной мере не успели запечатлеть, что же там произошло. Понятно было лишь, что среди тех, кто оказался в завале был самый молодой - Карлос Сайнс младший и ветеран - Марко Асмер. Ну а мы вновь увидели финиш за пейс-каром.
|
Тэги: макао, марко асмер, ф3, формула3